Статья "Использование цифровых и ИТК-технологий в логопедической работе с дошкольниками"
статья по развитию речи
В стремительно развивающемся обществе, компьютеризация стала неотъемлемой частью жизни в целом и образовательного процесса в частности, чему способствовало повышение роли информации, превращение её в одну из важнейших движущих сил общественной жизни. Развитие компьютеров и других технических устройств, сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение цифровых технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В этой статье освещаются актуальные вопросы использоования педагогами современных инновационных технологий в образовательном процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ И ИТК-ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Ненашева М. А.
МКДОУ БГО Детский сад №20 комбинированного вида
В стремительно развивающемся обществе, компьютеризация стала неотъемлемой частью жизни в целом и образовательного процесса в частности, чему способствовало повышение роли информации, превращение её в одну из важнейших движущих сил общественной жизни. Развитие компьютеров и других технических устройств, сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение цифровых технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
«Применение учителем-логопедом цифровых технологий и к тому же ИКТ-технологий позволяет решать ряд проблем современной коррекционной педагогики: построение новых «обходных» путей обучения, разработки новых педагогических технологий решения традиционных коррекционных и образовательных задач; разработки путей формирования профессионального мышления педагогов, работающих с детьми с выраженными нарушениями в речи» [КовригинаЛ.В.,2008].
Реализация ИКТ в коррекционной-развивающей работе с детьми ОВЗ помогает логопедам решать несколько задач:
− обеспечить качество образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;
− Достигать дополнительную мотивацию и удерживать интерес детей во время НОД;
− Расширять кругозор, словарный запас детей, разбудить речевую активность, успешно формировать навыки по всем речевым компонентам;
− Развивать эмоциональный ,интеллектуальный потенциал и нравственно - личностные качества ребенка;
− Реализовать индивидуальный подход в обучении;
Итак, рассмотрим цифровые и ИКТ-технологии, применяемые мной в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
В настоящее время представлено достаточно большое количество электронных ресурсов для логопедов : Журнал "Логопед", Интернет-магазин "Всё для логопеда". Такая работа достаточно продуктивна и интересна для дошкольника, поскольку он занимается в интерактивном режиме и материал достаточно красочный и разнообразный. На сайте «Логобург» содержится большое количество тематических публикаций, содержащих интересные, разъясняющие и обучающие материалы, направленные как на узкопрофильные проблемы. На логопедическом сайте "Болтунишка" подробно рассказано о том, какие бывают речевые нарушения, почему они возникают, и какие приёмы работы помогут решить речевые проблемы.
Видео-платформа YouTube содержит различные обучающие материалы, которые помогают в игровой форме с героями выполнить артикуляционную гимнастику, автоматизировать звуки изолированно, в слогах, словах, освоить лексико-грамматический строй.
Также на коррекционных логопедических занятиях использую мультимедийные игры-презентации. Они являются наиболее удобным и эффективным способом преподнесения информации. Игры- презентации сочетает в себе динамику, звук и изображение, это и есть те факторы , которые наиболее продолжительное время удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта. Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю скомпоновать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей каждого реббёнка. Отличием таких игр от обычных презентация является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с воспитанником.
В презентации решаются задачи не только по автоматизации звука, но и активизации и уточнению словаря, формированию звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, развитию речевого дыхания, фонематического восприятия, связной речи, зрительного внимания, логического мышления [Вренёва, 2010] Применение на логопедических занятиях мультимедийных игр-презентаций повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен.
Чаще всего логопедические занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. В своей работе с дошкольниками использую такую логопедическую программу, как «Страна Ладязия». Программа может быть использована на разных этапах обучения произношению: на этапе постановки звука, в ходе коррекции, дифференциации звуков друг от друга, на этапе автоматизации, т.е. позволяет овладевать не только звукопроизношением, но и совершенствовать произношение в целом.
Сложившаяся обстановка в стране лишила нас возможности проводить в очной форме собрания, приглашать родителей на индивидуальные занятия, оформлять информационные стенды. Поэтому использование мессенджеров в общении с родителями стало актуальным. WhstsApp дает не только возможность общения с родителями, но и позволяет обмениваться информацией и материалами: снимать видео, делать фото с индивидуальных занятий, содержащие рекомендации и особенности выполнения определенного задания. Также данный мессенджер необходим и для обратной связи с родителями: проверки качества выполнения рекомендаций, оказанию своевременной помощи родителям при выполнении заданий.
Таким образом, цифровые технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Как показывает практика, целенаправленное использование цифровых и ИКТ технологий в процессе коррекционного обучения и воспитания детей позволяет создавать оптимальные условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные возможности и потребности дошкольников.
Список литературы
- Вренёва Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи / Е. П. Вренёва // Логопед. - 2010.-№5.
- Ковригина Л.В. Использование элементов информационных технологий при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. – 2008. – №3.
- Развивающий портал mersibo.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mersibo.ru/games
- Клуб логопедов «Логобург» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://logoburg.com/
- Логопедический сайт "Болтунишка" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.boltun-spb.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Включение в коррекционно-логопедическую работу с дошкольниками традиционных, и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий помогает более эффективно и...
Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками
Данный материал содержит рекомендации по использованию современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками....
Долгосрочный проект: "Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками"
Целью использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда является обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений...
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФАШ-ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ
Аннотация. Рефаш-технология основана на изменении образа героя сказки с «грустным» сюжетом. Дети учатся находить в знакомой сказке причину «несчастья», и, путем изменения...
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФАШ-ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ
Аннотация. Рефаш-технология основана на изменении образа героя сказки с «грустным» сюжетом. Дети учатся находить в знакомой сказке причину «несчастья», и, путем изменения...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками.
В статье кратко описаны современные здоровьесберегающие приемы, используемые логопедом в коррекционой практике....
Статья "Использование цифровых и ИКТ-технологий в логопедической работе с дошкольниками"
В статье отражен опыт работы по использованию цифровых и ИКТ-технологий в логопедической работе с дошкольниками . Применение учителем-логопедом цифровых технологий и к тому же ИКТ-технологий позволяет...