ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФАШ-ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ
статья по логопедии (подготовительная группа)
Аннотация. Рефаш-технология основана на изменении образа героя сказки с «грустным» сюжетом. Дети учатся находить в знакомой сказке причину «несчастья», и, путем изменения внутреннего или внешнего качества одного героя, изменять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. В ходе реализации технологии достигаются планируемые результаты. Обучение вербальному творчеству способствует как решению чисто логопедических задач, так и становлению личностных качеств ребенка с ОВЗ.
Ключевые слова: рефаш-технология, сэд-сказка, вербальное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refash-tehnologiya.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФАШ-ТЕХНОЛОГИИ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ
Е.В.Добрынина
МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик»
г.Чебоксары
d14lena@mail.ru
Аннотация. Рефаш-технология основана на изменении образа героя сказки с «грустным» сюжетом. Дети учатся находить в знакомой сказке причину «несчастья», и, путем изменения внутреннего или внешнего качества одного героя, изменять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. В ходе реализации технологии достигаются планируемые результаты. Обучение вербальному творчеству способствует как решению чисто логопедических задач, так и становлению личностных качеств ребенка с ОВЗ.
Ключевые слова: рефаш-технология, сэд-сказка, вербальное творчество.
Вербальное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передать свой замысел.
Особенностью связной речи детей с ОВЗ является то, что они употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Нередко, вместо самостоятельной формулировки ответа, дошкольники неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Структура речи также не совершенна. В старшем дошкольном возрасте дети с ОВЗ уже подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картине, по игрушке. Однако их рассказы копируют образец взрослого; дети не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Новая рефаш-технология обучения творческому рассказыванию старших дошкольников с ОВЗ способствует эффективному решению обозначенных проблем.
Рефаш-технология (от англ. re-fuse – изменение образа) в обучении творческому рассказыванию детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здровья) - это инновационная логопедическая технология развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, основанная на изменении образа сказочного героя с целью формирования навыков составления творческих рассказов на основе знакомых сказочных сюжетов.
Цель технологии: формирование у дошкольников с ОВЗ навыков составления творческих рассказов на основе знакомых сказочных сюжетов.
Задачи:
- Учить сочинять небольшую сказку по теме, рассказывать о своих впечатлениях по увиденному и услышанному в ходе реализации сказочного сюжета, высказываться по содержанию сказки (с помощью взрослого и самостоятельно).
- Развивать навыки вербального творчества с помощью изменения образа сказочного героя; формировать звукопрозносительную и лексико-грамматическую сторону речи.
- Воспитывать духовно-нравственные качества личности (чувство сопереживания сказочным героям, стремление помочь попавшим в беду, любовь к родителям, послушание и др.).
Возрастная категория: дети 5-7 лет с ОВЗ.
Правила применения рефаш-технологии:
- Используемая в ходе реализации технологии сказка должна быть с «печальным сюжетом» (сэд-сказка), после трансформации образа героя сюжет становится «счастливым».
- Сэд-сказка должна быть небольшой по объему и знакомой детям.
- Количество героев сказки уменьшать не рекомендуется (увеличивать можно, но не более, чем на 1-2 героя).
- Последовательность событий сказки не меняется (можно добавлять 1-2 события после воспроизведения основных событий).
- Образ героя, подвергшегося изменению, меняется в лучшую сторону (герой должен стать хорошим или еще лучше).
- Трансформированная сказка должна содержать поучительный смысл (мораль можно изменить, исходя из вновь выстроенного сюжета).
Алгоритм реализации рефаш-технологии:
- Выбор педагогом знакомой детям сэд-сказки.
- Определение количества героев и называние их (совместно с детьми).
- Определение причины «грустного (печального) конца» (совместно с детьми).
- Выбор героя для изменения образа (совместно с детьми).
- Изменение образа выбранного героя (совместно с детьми).
- Определение «счастливого конца сюжета» (совместно с детьми).
- Составление творческих рассказов детьми.
В ходе реализации технологии возможно использование следующих сэд-сказок: русские народные сказки «Колобок», «Волк и козлята», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Липовая нога», «Лечея-плачея», «Присяга», «Волк и лиса» и др.
При работе над сэд-сказками, помимо развития связной речи, также проводится работа по коррекции звукопроизношения, нормализации просодических компонентов, формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОВЗ.
Например, использование пальчиковых дорожек, по которым двигаются герои сказок, позволяет ребенку параллельно произносить слоги с закрепляемым на данный момент звуком, а изменение силы и высоты голоса при озвучивании сказочных героев нормализует просодику.
Вербальное творчество открывает широкие возможности для обогащения и активизации словаря, а также формирования навыков словоизменения и словообразования (например, колобок был сладким, а стал соленым; колобок катился, покатился, укатился, закатился; сел на лисью мордочку; избушка в лесу – лесная избушка и др.).
Игры-драматизации с матрешками, пальчиковым театром, использование тактильных и шаговых дорожек способствуют развитию мелкой моторики дошкольников с ОВЗ.
Необходимо уделять внимание и воспитательному значению сказки. Логопед в ходе реализации рефаш-технологии может направить создание творческих рассказов детьми в нужное русло: добро, взаимовыручка героев, поддержка и помощь в трудной ситуации, любовь к родителям, послушание, - все это является духовно-нравственной основой воспитания дошкольников.
Планируемые результаты:
Ребенок: сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно).
Таким образом, рефаш-технология основана на изменении образа героя сказки с «грустным» сюжетом. Такая сказка называется сэд-сказка. Дети учатся находить в знакомой сказке причину «несчастья», и, путем изменения внутреннего или внешнего качества одного героя, изменять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. Причем последовательность сюжета не меняется. Меняется только конец сказки и ее мораль.
Работа над сказкой осуществляется по правилам, изменение сказочного образа проходит по алгоритму. В ходе реализации технологии достигаются планируемые результаты. Обучение вербальному творчеству способствует как решению чисто логопедических задач, так и становлению личностных качеств ребенка с ОВЗ. Применение технологии на логопедических занятиях позволяет вызвать интерес ребенка к вербальному творчеству, на основе интереса с помощью применения алгоритма и методических приемов формируется навык составления творческих рассказов, это способствует развитию самоопределения, что, в конечном итоге, благотворно влияет на позитивную социализацию ребенка с ОВЗ.
ЛИТЕРАТУРА
- Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: «В.Секачев», 2014.
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. –М.: «АРКТИ», 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация работы логопеда. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА с возможностью осуществления мониторинга.
Уважаемые коллеги, предлагаю универсальный план (шаблон) индивидуальной работы для всех возрастных групп дошкольников с функцией дневника наблюдения за процессом коррекционной работы (мониторинг динам...
Логопедическое обследование дошкольников на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’
Электронная презентация построена на основе лингвистического материала, содержащего звуки Х и Х’, и предназначена логопедам для проведения логопедического обследования дошкольников. В содержание ...
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе в работес дошкольниками".
Здоровьесберегающая технология - это система мер,включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обуче...
Логопедическое сопровождение дошкольников в условиях ФГОС ДО
Консультация для педагогов. ФГОС на практике....
Консультация для воспитателей ДОУ. Логопедическое обследование дошкольника.
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития....
Логопедическое обследование дошкольников по безруковой
Предлагаю Вашему вниманию бланки для проведения обследования речи по методике Безруковой. Удобно для заполнения. Всем удачи и успехов в работе....
Логопедическое обследование дошкольников по безруковой
Предлагаю Вашему вниманию бланки для проведения обследования речи по методике Безруковой. Удобно для заполнения. Всем удачи и успехов в работе....