Семинар-практикум «Развитие речи на занятиях по изобразительной деятельности»
консультация по развитию речи
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
На занятиях ИЗО детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомится с названиями предметов, действий, которые не производит с предметами, различает и употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_rech.pptx | 2.21 МБ |
seminar-praktikum.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Полноценное развитие детей в любой из образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.
Задачи речевого развития в Федеральном Государственном Стандарте Овладение речью, как средством общения и культуры; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Развитие речевого творчества Обогащение активного словаря Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром. Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности
Речевые задачи, которые решаются во время изобразительной деятельности Изобразительная деятельность ф ормирует мелкую моторику воздействует на эмоциональную сферу ребёнка способствует развитию мышления, восприятия, воображения речь приобретает практическую направленность
Способы активизации речи на занятиях ИЗО Предмет – слово Действие – слово Признак - слово Проблемная ситуация Н аглядность Причинно-следственные связи Оречевление собственных действий
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования: Способствует снятию детских страхов Развивает уверенность в своих силах Развивает пространственное мышление Учит детей свободно выражать свой замысел Учит детей работать с разнообразным материалом Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия , объема Развивает мелкую моторику рук Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
Этапы работы по обучению детей нетрадиционным техникам рисования: Репродуктивный Конструктивный Творческий
Методы и приемы: Метод одномоментности Метод обследования наглядности Словесный метод Практический метод Эвристический метод Метод «подмастерья» Метод сотворчества Мотивационный метод Частично-поисковый, проблемно-мотивационный метод
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми: Рисование ватной палочкой Рисование тычком сухой кистью Рисование свечой Рисование ладошками
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми: Рисование мятой бумагой Рисование набрызгом Рисование предметами Рисование сыпучими материалами
Альбом с образцами, Созданный в технике нетрадиционного рисования станет замечательным дополнением в уголке художественного творчества!
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Развитие речи на занятиях по изобразительной деятельности»
Переяславец С.В.,
Старший воспитатель
Рубина О.А.,
Воспитатель
Цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом возрастных особенностей и возможностей.
Основная работа по развитию речи – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Развитие речи тесно связано с развитием мышления и является основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Полноценное развитие детей в любой из образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
1. Овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим).
2. Обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы).
3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения).
4. Развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия).
5. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей).
6. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
7. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).
Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.
В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.
Речевые задачи, которые решаются во время изобразительной деятельности:
- способствует развитию мышления, восприятия, воображения
- речь приобретает практическую направленность
- формирует мелкую моторику
- воздействует на эмоциональную сферу ребёнка
На занятиях ИЗО детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомится с названиями предметов, действий, которые не производит с предметами, различает и употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия. Для того, чтобы слово-названия стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе двигательных.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «Забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, то есть проявлять речевую инициативу.
Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов.
Дети быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имеют возможность этим предметом манипулировать. Обеспечить связь слова с предметом легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж.
На занятиях ИЗО ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую мяч. При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий, характерных для изобразительной деятельности. Это способствует правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй дорожку, шар». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистая».
Действия детей, оречевленные в ИЗО деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.
Выполняя повторяющиеся движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ-топ (следы), кап-кап (дождик идет), оживляют свои выполненные работы.
Изобразительная деятельность помогает воспитывать самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.
Все технологии изобразительной деятельности, в том числе нетрадиционного рисования, способствуют развитию у детей творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, развивают мелкую моторику рук.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
-Способствует снятию детских страхов
-Развивает уверенность в своих силах
-Развивает пространственное мышление
-Учит детей свободно выражать свой замысел
-Учит детей работать с разнообразным материалом
-Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, объема
-Развивает мелкую моторику рук
-Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Происходит развитие наглядно-образного и наглядно-словесного мышления (Чем я еще могу нарисовать? Что я могу нарисовать этим материалом?). За счет различных изобразительных материалов создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развитие мелкой моторики рук.
В процессе такой работы по мере тренировки рук совершенствуется состояние речи детей. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности у детей, создают эмоционально-положительное отношение к действительности. Совместная деятельность ребенка и педагога, увлеченность общим делом способствует речевому развитию и через межличностные отношения.
На занятиях рисования с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», «кляксография») дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а педагог имеет возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним.
Этапы работы по обучению детей нетрадиционным техникам рисования.
1 этап - репродуктивный. Ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
2 этап - конструктивный. Ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
3 этап - творческий. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для оформления выразительного образа в рисунке
Методы и приемы:
1. Метод одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности ).
2. Метод обследования наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и других наглядных пособий).
3. Словесный метод (беседа, художественное слово, указания, пояснения).
4. Практический метод (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения).
5. Эвристический метод (развитие находчивости и активности).
6. Частично-поисковый, проблемно-мотивационный метод (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).
7. Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
8. Метод сотворчества.
9. Мотивационный метод (убеждения, поощрения).
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми:
- рисование пальчиками;
- рисование ватными палочками, вилкой, печатками и различными предметами;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование ладошками и из ладошек;
- рисование восковыми мелками и свечой;
- печать по трафарету;
- набрызг кистью, зубной щеткой и пр.;
- рисование мятой бумагой;
- рисование пластилином;
- аппликация из бумажных шариков;
- рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);
- кляксография с трубочкой.
Практическая часть.
Создание тематического альбома с использованием нетрадиционных техник рисования для уголка художественного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара-практикума «Развитие звуковой культуры речи»
Цель - повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при развитии звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников. Звуковая культ...
Районный семинар - практикум "Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным творчеством через применение нетрадиционных художественных материалов"
25 марта я побывала на семинаре практикуме, на котором мы изготавливали композицию на Георгиевской ленточке, "веточка яблони". Материал с которым мы работали - Фоамиран. Я впервые работала с...
Семинар- практикум: " Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности в ДО"
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль интеллектуального развития подрастающего поколения.Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что...
Методические материалы для организации семинара-практикума "Развитие познавательной инициативности дошкольников в условиях реализации проектной деятельности"
Методические материалы для организации семинара-практикума "Развитие познавательной инициативности дошкольников в условиях реализации проектной деятельности"...
Сообщение для педагогов ДОУ на семинаре - практикуме "Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность". Уровень ДОУ 2018г.
27 ноября 2018 года в МДОУ № 51 прошёл семинар-практикум "Театрально-игровая деятельность в детском саду". Музыкальный руководитель нашего детского сада, Кочергина Татьяна Дмитриевна выступи...
Семинар-практикум "Развитие познавательной активности старших дошкольников при организации образовательной деятельности по ФЭМП"
Семинар- практикум для педагогов дошкольных учреждений по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников....