Семинар-практикум "Развитие познавательной активности старших дошкольников при организации образовательной деятельности по ФЭМП"
методическая разработка по математике (средняя группа)
Семинар- практикум для педагогов дошкольных учреждений по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_shubenkovoy.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Развитие познавательной активности старших дошкольников при организации непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных
математических представлений
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения
игр в работе по ФЭМП.
2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения
математических игр.
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию
элементарных математических представлений у детей дошкольного
возраста.
План семинара - практикума.
1. Теоретическая часть.
11. Консультация для педагогов «Понятие и значение занимательного
математического материала для развития детей дошкольного возраста.
2. Практическая часть. Практикум «Какие игры интересны старшим
дошкольникам».
2.1. Дискуссия о методах развития познавательной активности детей.
2.2. Упражнение «Бусинки».
2.3. Упражнение «Цветные ладошки».
2.4. Игра «Зарядка».
2.5. Задание «Геометрические фигуры».
2.6. Игра «Неделя».
3. Итог. Рефлексия.
Ход семинара – практикума:
1.Понятие и значение занимательного математического материала для
развития детей дошкольного возраста.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность
заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников
познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения
ребенка в детском саду. Роль несложного занимательного математического
материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей изадач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную
деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и
развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические
представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в
применении их в других видах деятельности, новой обстановки.
Используется занимательный материал и с целью формирования
представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным
условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень
активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений,
математических сказок, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к
результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, унего складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и
стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель:
сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При
этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими
(действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании
хода, предугадывании результата, предложение решения). В ходе поиска,
выдвижении гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы
внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно,
кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на
основании практических действий и мыслительного обдумывания.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста с учётом сенситивных периодов развития одна из актуальных
проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее
запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в
новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом
привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре. Достоинства
игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются
целеполагание, планирование, умение анализировать результаты,
воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством
игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что
им нравится сам игровой процесс.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт
основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы
столь разнообразный материал. Классифицировать его можно по разным
признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а
так же по направленности на развитие тех или иных умений. Задачи на
смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой
интерес. Дети, могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании
фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по
собственному замыслу. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети
учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ,
догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа
активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у негокачества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере
он потом не трудился, в таких заданиях формируются важные качества
личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость,
сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются
конструктивные умения.
Занимательный математический материал рассматривается и как одно из
средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на
занятиях и вне их. Такой материал мы включаем, как в основную часть
занятия по формированию элементарных математических представлений так
используем в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной
активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки,
задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач,
действий над числами, при формировании представлений о
времени. Занимательные математические игры мы используем и для
организации самостоятельной деятельности детей.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы,
содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.
Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек
сложить на столе квадрат?» – заставляет ребенка задуматься и в поисках
ответа втянуться в игру воображения. В процессе игры дошкольники
считают, складывают, вычитают, более того, решают логические задачи.
Обучая ребенка в игре, мы стремимся, чтобы радость от игры перешла в
радость учения. Учение должно быть радостным!
2. Практическая часть. Практикум «Какие игры интересны старшим
дошкольникам».
2.1. Дискуссия о методах развития познавательной активности детей.
2.2.Тренажер “Бусинки”
Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и
вычитание
Задачи:
развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и
вычитание;
воспитывать внимательность, усидчивость;
развивать мелкую моторику рук.
Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.
Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.
Затем решают простейшие задачи:
1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока
упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве?
(пересчитывают бусинки)
2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько
птичек осталось сидеть на дереве)
Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.
2.3.Тренажер “Цветные ладошки”
Цель: формирование элементарных математических представлений
Задачи:
развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
обучать счету;
развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого)
цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого,
фиолетового) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать
три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?
8. Задай маршрут движения товарищу
Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских
ручек
2.4.Динамические паузы
Текст произносится до начала выполнения упражнений.
– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены,
руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))
– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с
точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо
поднять руки)
– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги
на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)
– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги
врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)
– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске
изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)
– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка
расставить. Во время приседаний руки вперед)
– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на
поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)
– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. -
основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони
ниже уровня плеч)
– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь,
При наклонах ноги не сгибать)
– Будем считать, Грибы собирать (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны
вперед (имитация сбора грибов)
– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п.
- стоя, руки на поясе, прыжки на носках).
Динамическое упражнение “Зарядка”
Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются
сопровождающие движения.
Наклонилась сперва
К низу наша голова (наклон вперед)
Вправо - влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе
Начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы.
Динамическое упражнение “Маша-растеряша”
Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются
сопровождающие движения.
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, “погрозить” указательным пальцем)
Маша-растеряша.
2.5.“Геометрические фигуры”
Цель: формирование элементарных математических навыков.
Образовательные задачи:
Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме,
размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические
фигуры по признакам.
Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитательные задачи:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.
На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных
геометрических фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно
заменить названия на более привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик.
Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с
геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно
образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости
от возраста, способностей детей.
Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)
“Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.
2.6. Дидактическая игра “Неделя”
Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и
названиями дней недели
Задачи:
формировать представление о неделе, как единице измерения времени;
уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;
развивать зрительное восприятие и память;
создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной
игровой деятельности.
На столе стоят 7 гномиков.
— Сколько гномиков?
— Назовите цвета, в которые одеты гномики.
— Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко
у него красного цвета.
— Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и
курточка у него оранжевого цвета.
— Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика — желтый. А
любимая игрушка желтый цыпленок.
— Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он
угощает всех зелеными яблоками.
— Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он
любит смотреть на голубое небо.
— Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие
цветочки, и забор он красит в синий цвет.
— Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он
любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.
Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им
подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными
лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? -
- Правильно на зеленый лепесток часов.
- Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове “Разминки”.
Физкультурная минутка.
В понедельник мы играли,
А во вторник мы писали.
В среду полки протирали.
Весь четверг посуду мыли,
В пятницу конфет купили
А в субботу морс сварили
Ну а в воскресенье
будет шумный день рождения.
- Скажите, есть ли середина недели? Посмотрим. Ребята, а теперь нужно
разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.
Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.
- Умницы, все карточки разложили правильно.
(Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели).
- Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр).
Ребята, что случилось, один день недели пропал. Назовите его.
Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится
затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести
порядок.
— Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы
пойдем в гости? (вторник).
— День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней
до маминого праздника?(1 день)
— Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней,
мы поедем к бабушке? (3 дня).
— Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя
протирала пыль? (пятница).
— Что раньше среда или понедельник?
— Наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку,
только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1.
(Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит
тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.
— Первый день нашей недели, трудный день, он... (понедельник).
Встает ребенок у кого красный круг.
— Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня... (вторник)”.
Встает ребенок с оранжевым кругом.
— Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас...? ... (среда).
Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.
— весь почистили мы снег на четвертый день в... (четверг).
Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.
— А на пятый день мне подарили платьице, потому что была... (пятница).
Встает ребенок с голубым кругом
— на шестой день папа не работал, потому что была ... (суббота).
Встает ребенок с синим кругом.
— Я у брата попросил прощения на седьмой день в ... (воскресенье).
Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.
Умницы, со всеми заданиями справились.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников —
особая область познания, в которой при условии последовательного
обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое
мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика-
царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует
развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,
терпение, творческий потенциал личности.
3. Итог. Рефлексия.
Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
Выполнять задания мне помогало…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности
Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....
Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности
Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....
Методическая разработка: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», уделяется недостаточно внимания проблеме активизация познавательных интересов и формирование навыков ...
«Информационно-коммуникативные технологии, как средство познавательной активности старших дошкольников в организации образовательной деятельности.»
из опыта работы...
"РАзвитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность
Материал предназначен для воспитателей ДОО...
Доклад: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваив...
"Развитие познавательной активности старших дошкольников по средствам краеведческой деятельности"
Консультация для воспитателей для старших дошкольников....