Методические рекомендации педагогам по лексической теме: "Животные жарких стран"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Рекомендации могут учитывать в своей совместной деятельности с детьми не только педагоги , но и родители старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhark_str_podg.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам по лексической теме: "Животные жарких стран"
1. Уточнение, обобщение и расширение представлений о животном мире жарких стран, их повадках, образе жизни, местах обитания.
2. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Расширение и уточнение экологических знаний. Формирование представлений о некоторых экологических проблемах. Формирование экологического мышления.
Активизация в речи:
Предметный словарь: дикие животные, джунгли, пальма, лиана, детёныши, крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру, страус, павлин, попугай, кактус, рога, копыта, хобот, клыки, яд, когти, ноги, шерсть, грива, мех, иголки, пустыня;
словарь признаков: полосатый, зубастый, трусливый, травоядный, жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, хитрый, толстый, неповоротливый;
глагольный словарь: нападать, защищаться, искать, питаться, рычать, добывать, прыгать, бегать, догонять, пищать, охотиться, прятаться, убегать, догонять, лязгать, грызть, лежать, плыть, носить, жевать;
словарь наречий: стремительно, мгновенно
числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять; первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый
1. Формирование умения образовывать и использовать в активной речи названия детёнышей животных
2.Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже; умении подбирать однородные определения к существительным
3. Совершенствование умения использовать простые предлоги (на, с, в, из, по, над, под, из-под, из-за)
4.Обогащение экспрессивной речи сложными словами (толстокожий, носорог); словами в переносном значении (толстокожий); однокоренными словами (лев, жара, тигр)
5.Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, притяжательными прилагательными (львиный, леопардовый, обезьяний)
Дыхательное упражнение "Вьюга"
Цель: развитие длительного плавного выдоха
Фонетическое упражнение "Эхо"
Цель: развитие слухового внимания, памяти; формирование умения воспроизводить цепочки слогов Упражнение "Хлопни в ладоши"
Цель: развитие слухового внимания
Хлопни, когда услышишь щ – ч – ц (на уровне звука, слога, слова)
Дидактическая игра "Один -много"
Цель: формирование умения образовывать имена существительные в единственном и множественном числе в именительном падеже.
Дидактическая игра "Кого не стало?"
Цель: формирование умения образовывать имена существительные в единственном и множественном числе в родительном падеже; развитие зрительного, слухового внимания и памяти.
Правила: педагог показывает картинки – дети запоминают их. Затем дети закрывают глаза, а педагог прячет одну картинку и спрашивает: «Кого не стало?» Дети отвечают полным предложением: «Не стало жирафа. Не стало жирафов»
Дидактическая игра "Большой - маленький"
Цель: формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход: педагог показывает картинки, а дети составляют предложение по образцу: «У меня - большой бегемот, а на картинке маленький бегемотик»
Дидактическая игра "Найди маме - детёныша"
Цель: формирование умения образовывать имена существительные - названия детёнышей
Дети подбирают пары картинок: мама - детёныш
Дидактическая игра "4 - ый лишний"
Цель: формирование умения находить 4- ый лишний; объяснять свой выбор
Ход: педагог называет слова: страус, обезьяна, зебра, крокодил; белка, жираф, кенгуру, лев. Дети называют кто лишний и объясняют свой выбор.
Дидактическое упражнение "Кто где?"
Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения употреблять в речи предлоги: на, с, в, из, под, за
Ход: Дети отвечают на вопросы педагога, а педагог перемещает животных на "волшебной полянке"
- Где сидит обезьяна? - Обезьяна сидит на ветке.
- Откуда спрыгнул гепард? - Гепард спрыгнул с ветки.
- Где сидит бегемот? – Бегемот сидит в болоте.
Дидактическая игра "Скажи какой?"
Цель: формирование умения подбирать прилагательные к существительным
Атрибуты: набор картинок
Ход: педагог показывает картинки, а дети составляют предложение по образцу: «Бегемот – большой, толстокожий, неуклюжий…»
Дидактическая игра "Кто что делает?"
Цель: формирование умения подбирать глаголы к существительным
Атрибуты: набор картинок
Ход: педагог показывает картинки, а дети составляют предложение по образцу: " Крокодил плавает, нападает, охотится…"
Дидактическая игра "Объясни словечко"
Цель: формирование умения объяснять лексическое значение слов
Двугорбый, одногорбый, носорог, пустыня, быстроногий, сумчатые
Дидактическая игра "У кого чей хвост?"
Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные
У верблюда хвост – верблюжий. У слона хвост – слоновий.
Хвост (чей?) – львиный, тигриный, слоновий, обезьяний ....
Туловище (чье?) — страусиное, крокодилье, леопардовое ....
Голова (чья?) — зебриная, слоновья, леопардовая, гепардовая ....
Следы (чьи?) – слоновьи, шакальи, носорожьи ….
У тигра всё тигриное. У льва всё львиное.
У зебры всё зебриное. У обезьяны всё обезьянье.
У страуса всё страусиное. У крокодила всё крокодилье.
Подвижная игра "Посчитаем до десяти"
Цель: формирование умения считать предметы; согласовывать существительные с числительными до 10)
Ход: "Сосчитайте и скажите - кого сколько?"
Пять гепардов, одна обезьяна, два крокодила….
Дидактическое упражнение "Давайте отгадаем"
Цель: формирование умения отгадывать загадки
Тем, кто в речку угодил, Нос откусит…. (крокодил) | Изрисована лошадка будто школьная тетрадка. (Зебра) | Когда он в клетке, то приятен, На шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард) | Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд) | Он ходит, голову задрав, не потому что важный граф, Не потому, что гордый нрав, а потому, что он... (жираф). |
Пальчиковая игра "Обезьяны"
Цель: развитие мелкой моторики; координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Там, где с деревьев свисают лианы, Разные в джунглях живут обезьяны: Лазают там шимпанзе, павианы, Есть и гориллы, орангутаны. | Последовательно делают пальчиками колечки. Последовательно загибают пальчики. |
Пальчиковая игра "Животные жарких стран"
Цель: развитие мелкой моторики; координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Львы, кенгуру, бегемоты, гориллы, Зебры, жирафы, слоны, крокодилы, И носороги, и даже верблюд – Все далеко в жарких странах живут. | Последовательно делают пальчиками колечки. Последовательно загибают пальчики. |
Подвижная игра «Тигр"
Цель: развитие мелкой и крупной моторики; координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Вот по джунглям тигр крадётся. Кто же тигру попадётся? У него длина два метра, Чуткий слух И зоркий глаз. Антилопу и оленя Он ловил уже не раз. У него полосок много, Очень острые клыки. У него с когтями лапы. От него, дружок, беги! | Имитируют походку тигра. Смотрят направо – налево. Широко разводят руки. Показывают уши. Показывают «бинокль» Делают резкое хватательное движение правой, а затем левой рукой. Чертят руками полоски. Изображают клыки. Показывают лапы. Грозят пальцем, после слова «беги» - разбегаются в разные стороны. |
Речь с движением "Зебра"
Цель: развитие мелкой и крупной моторики; координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Я – зебра полосатая, Скачу, скачу, скачу! В саванне я копытами Стучу, стучу, стучу! Жую траву сухую я, А после много пью, Лягаю разных хищников И отдыхаю, сплю. | Дети произносят слова, сопровождая движением рук |
Закрепление умения составлять описательный рассказ; загадку-описание о животном; сравнительный рассказ (по мнемотаблице).
Сюжетно - ролевые игры «В джунглях", «В зоопарке»
Цель: актуализация словаря, развитие связной речи, формирование навыков общения
Формирование умения выделять [щ] - [ч] - [ц] из ряда звуков, слогов, слов.
Составление звуковых схем слов (щит, щиты, чай, чайник, щипцы, щука, щуки, часы, час)
Игры с буквами. Закрепление знания пройденных букв А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Э, Ф, Х, В, Г, Ы, С, З, Ш, Ж, Й, Ц, Ч, Щ
Чтение и составление слогов, слов, предложений.
Выучить наизусть стихотворение. Ответить на вопросы.
Про каких животных говорится в стихотворении? Где они живут?
Где обедал воробей?
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва за решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы.
Ел морковку у слона, с журавлем поел пшена.
Погостил у носорога, отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.
А зубастый крокодил чуть меня не проглотил. (С. Маршак)
Чтение рассказа Т. Нуждина «Слоны».
Слоны.
Слоны – это крупные животные высотой до трёх метров. Самое удивительное у слона – хобот. Это – сросшиеся нос и верхняя губа. Хоботом он собирает пищу, пьёт и защищается от врагов. Хоботом слон может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку. Между собой слоны тоже общаются хоботом. Матери трогают им лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить температуру.
Слоны живут семьями. Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о детях до 10 – 15 лет.
Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. В день слон съедает до 200 килограммов пищи и выпивает до 10 вёдер воды.
Слоны – умные животные. У них отличная память. И добро, и зло, принесённое им, они помнят всю жизнь.
Ответить на вопросы:
1.Зачем слону хобот?
2. Как живут слоны?
3.Чем слоны питаются?
4. Какая память у слонов?
Пересказать.
Чтение стихотворения В. Маяковского «Что ни страница – то слон, то львица» ;
Б. Заходёра «Кенгуру»
Носит мама-кенгуру
В тёплой сумке детвору,
А ребятки-кенгурятки
Целый день играют в прятки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру тема "Животные из жарких стран"
Уточнить знания детей о животном мире жарких стран...
Задания-рекомендации родителям для совместной деятельности с детьми дома по лексической теме "Животные жарких стран"
материал будет полезен для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения....
Рекомендации по закреплению лексической темы "Животные южных и северных стран"
Материал для закрепления у детей с тяжелыми нарушениями речи знаний по данной лексической теме во второй половине дня воспитателями логопедических групп, для повторения дома с родителями....
Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по лексической теме «Животные жарких стран»
Задание 1. Показать ребенку картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебру, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, носорога.Рассказать об их ...
Рекомендации родителям по лексической теме " Животные жарких стран"
Материал содержит игры и упражнения для развития лексико - грамматических категорий по теме " Животные жарких стран" у детей с нарушениями речи...
Методические рекомендации по лексической теме "Животные жарких стран"
Методические рекомендации для родителей по лексической теме. Игры и упражнения соответствуют образовательной программе детского сада и носят рекомендательный характер....
Рекомендации родителям по лексической теме "Животные жарких стран"
Упражнения для закрепления с детьми лексико-грамматических категорий по теме "Животные жарких стран"...