Картотека упражнений по формированию словаря в разных группах
картотека по развитию речи

Картотека упражнений по формированию словаря в разных возрастных группах,основанная на личном опыте. Цель: формировать словарный запас в младшей,средней,старшей и подготовительной группе дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_uprazhneniy_po_formirovaniyu_slovarya.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений по формированию словаря


2-ая младшая группа

Содержание:

Карточка №1 «Высокие башни»

Карточка №2 «На птичьем дворе»

Карточка №3 «Угадай игрушку»

Карточка №4 «Кто как кричит?»

Карточка №5 «Съедобное-несъедобное»

Карточка №6 «Кто как разговаривает?»

Карточка №1 «Высокие башни»

Задачи: Тренировать память ребёнка; активизировать его словарь.

Оборудование: Кубики (красный, зелёный, синий, жёлтый)

Правила: Построить как можно выше башню из кубиков не уронив её

Ход: Попеременно два ребёнка выкладывают башню из кубиков, называя его цвет. Кто последний положил кубик, перед тем как башня разрушилась, тот и проиграл.

Карточка №2 «На птичьем дворе»

Задачи: Расширение активного словаря (за счёт названий домашних птиц: петух, курица, гусь, утка.)

Оборудование: Картинки домашних птиц

Правила: Повторить всё что говорил воспитатель

Ход: Ребята, а каких вы домашних птиц знаете? Молодцы ребята! Давайте выпустим птичек погулять во двор. Воспитатель: Давайте мы тоже превратимся в птиц и покажем, что они делают. Наши уточки с утра- «Кря-кря-кря, кря-кря-кря, (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.) Наши гуси у пруда- «Га-га-га! Га-га-га!» (Идут по кругу вытянув шеи вперёд и отставив руки-«крылья» назад.) Наши курочки в окно- «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!» Останавливаются. Встают лицом в круг, бьют руками по бокам.) А наш Петя-петушок Рано-рано по утру, Нам споёт «ку-ка-ре-ку!» (Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, поднимают голову вверх и кричат «Кука-ка-ре-ку».) Воспитатель: Молодцы, ребята!

Карточка №3 «Угадай игрушку»

Задачи: развитие речевого слуха – умения слушать слова.

Оборудование: различные игрушки и предметы.

Правила: Нужно показать эту игрушку и назвать её

Ход: Ребенок сидит на расстоянии 2-3 метров от педагога, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Педагог объясняет задание:

- Сейчас я буду называть игрушки, а ты внимательно слушай. Постарайся найти игрушку, которую я назвала, и дай ее мне сказав название.

Карточка №4 «Кто как кричит?»

Задачи: Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Оборудование: Игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову.

Правила: Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.

Ход: Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку!  Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!  Снеслась в кустах.

Мур-муррр!  Пугаю кур.

Ам-ам!  Кто там?

Кря-кря-кря!  Завтра дождь с утра!

Му-му-у!  Молока кому?

Карточка №5 «Съедобное-несъедобное»

Задачи: развитие речевого слуха - умения внимательно слушать слова; развитие мышления.

Оборудование: мяч

Правила: Если съедобное ловит мяч и повторяет слово, если нет то мяч трогать нельзя.

Ход: Перед началом необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» - показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть,- это съедобное, и то, что нельзя есть, - это несъедобное. -Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное - то, что можно кушать, - лови мяч. Если я назвала несъедобное - то, что есть нельзя, - не трогай мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч, называя: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «картошка», «книжка» «яблоко», «дерево», «печенье», «торт», «котлета», «ручка», и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова Взрослый отправляет мяч по очереди к каждому из детей. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

Карточка №6 «Кто как разговаривает?»

Задачи: расширение словарного запаса

Оборудование: мяч

Правила: Нужно правильно сказать как подаёт голос животное

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, вместе с воспитателям говорят, как то или иное животное подаёт голос:

 Корова мычит

 Тигр рычит

 Змея шипит

 Комар пищит

 Собака лает

 Волк воет

 Утка крякает

 Свинья хрюкает

Средняя группа

Содержание

Карточка №1 «Кто где живёт?»

Карточка №2 «Что происходит в природе?»

Карточка №3 «Кто может совершать эти действия?»

Карточка №4 «Кто кем был?»

Карточка №5 «Что бывает осенью?»

Карточка №6 «Чего не стало?»

Карточка №1 «Кто где живёт?»

Задачи: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

Оборудование: мяч

Правила: Отвечает только тот у кого мяч

Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.  Вариант 1. педагог: – Дети:

 Кто живёт в дупле?-Белка.

 Кто живёт в скворечнике?-Скворцы.

 Кто живёт в гнезде?-Птицы.

 Кто живёт в будке?-Собака.

 Кто живёт в улье?-Пчёлы

 Кто живёт в  норе?-Лиса.

 Кто живёт в логове?-Волк.

 Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети:

 Где живёт медведь?-В берлоге.

Карточка №2 «Что происходит в природе?»

Задачи: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Оборудование: мяч

Правила: Выбирать вопрос по темам

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

 Пример: Тема «Весна»

 педагог:-Дети:

 Солнце – что делает?-Светит, греет.

 Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.

 Снег – что делает?-Темнеет, тает.

 Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

 Капель – что делает?-Звенит, капает.

 Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.

Карточка №3 «Кто может совершать эти действия?»

Задачи: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Оборудование: мяч

Правила: Отвечают дети по одному у кого мяч

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

 педагог:- Дети:

 Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…

 Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…

 Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

 Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Карточка №4 «Кто кем был?»

Задачи: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Оборудование: мяч

Правила: Отвечает один ребёнок

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

 Цыплёнок – яйцом                                               Хлеб –мукой

 Лошадь – жеребёнком                                        Шкаф -доской

 Корова – телёнком                                               Велосипед – железом

 Дуд – жёлудем                                                      Рубашка – тканью

 Рыба – икринкой                                                  Ботинки – кожей

 Яблоня – семечкой

 Дом – кирпичём

 Лягушка – головастиком                                      Сильный – слабым

 Бабочка – гусеницей                                            Взрослый –ребёнком

Карточка №5 «Что бывает осенью?»

Задачи: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Оборудование: картинки времён года и явлениями

Правила: нужно правильно соотнести времена года и происходящие в них явления

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

Карточка №6 «Чего не стало?»

Задачи: развитие внимания и наблюдательности.

Оборудование: предметы или овощи

Правила: назвать правильно предмет или овощ которого не стало

Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща или предмета: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ.  «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ или предмет.

Старшая группа

Содержание:

Карточка №1 «Лови да бросай-цвет называй»

Карточка №2 «Четвёртый лишний»

Карточка №3 «Один-много»

Карточка №4 «Подбери признаки»

Карточка №5 «Животные и их детёныши»

Карточка №6 «Что бывает круглым?»

Карточка №1 «Лови да бросай-цвета называй»

Задачи: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Оборудование: мяч

Правила: один ребёнок-одно слово

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

 педагог:-Дети:

 Красный -мак, огонь, флаг

 Оранжевый -апельсин, морковь, заря

 Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

 Зелёный-огурец, трава, лес

 Голубой -небо, лёд, незабудки

 Синий- колокольчик, море, небо

 Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

Карточка №2 «Четвёртый лишний»

Задачи: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Оборудование: мяч

Правила: правильно определить лишнее слово

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

 Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

 Кабачок, огурец, тыква, лимон.

 Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Карточка №3 «Один-много»

Задачи: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Оборудование: мяч

Правила: дети должны правильно сказать слово во мн.числе

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

 Стол – столы             стул – стулья

 Гора – горы              лист – листья

 Дом – дома               носок – носки

 Глаз – глаза             кусок – куски

 День – дни               прыжок – прыжки

 Сон – сны                гусёнок – гусята

 Лоб – лбы                тигрёнок – тигрята

Карточка №4 «Подбери признаки»

Задачи: активизация глагольного словаря.

Оборудование: картинки с животными

Правила: дети по очереди отвечают на поставленный вопрос

Ход: педагог показывает картинку с животными задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

Карточка №5 «Животные и их детёныши»

Задачи: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Оборудование: мяч

Правила: правильно произносить название детёнышей животных

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

 Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

 Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

 Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

 Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Карточка №6 «Что бывает круглым?»

Задачи: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Оборудование: мяч

Правила: назвать правильно ответ, проговаривая каждое слово

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

 – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

 – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

 – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

 – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Подготовительная группа

Содержание:

Карточка №1 «Обобщающие понятия»

Карточка №2 «Хорошо-плохо»

Карточка №3 «Назови ласково»

Карточка №4 «Весёлый счёт»

Карточка №5 «Из чего сделано?»

Карточка №6 «Горячий-Холодный»

Карточка №1 «Обобщающие понятия»

Задачи: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Оборудование: картинки предметов и овощей(фруктов)

Правила: думая про себя дети должны дать ответ только воспитателю

Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

 педагог:-Дети:

 Овощи -картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

 Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

 педагог: Дети:

 Огурец, помидор-Овощи.

Карточка №2 «Хорошо-плохо»

Задачи: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Оборудование: мяч

Правила: составить предложение с темой обсуждения

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

 Педагог: Дождь.

 Дети:Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,полезен для земли и будущего урожая, но плохо – -намочит нас,    бывает холодным.

 Педагог:Город.

 Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы,петуха, душно, пыльно.

Карточка №3 «Назови ласково»

Задачи: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Оборудование: мяч

Правила: произносить правильно окончание слов

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

Карточка №4 «Весёлый счёт»

Задачи: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Оборудование: мяч

Правила: поставить числительное и существительное в нужную форму

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов. Один слон – пять слонов. Один журавль – пять журавлей. Один лебедь – пять лебедей. Одна гайка – пять гаек. Одна шишка – пять шишек. Один гусёнок – пять гусят. Один цыплёнок – пять цыплят. Один заяц – пять зайцев. Одна шапка – пять шапок. Одна банка – пять банок.

Карточка №5 «Из чего сделано?»

Задачи: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Оборудование: мяч

Правила: правильно произносить слова

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

 педагог: -Дети:

 Рукавички из меха-меховые

 Таз из меди-медный

 Ваза из хрусталя-хрустальная

 Рукавички из шерсти-шерстяные

Карточка №6 «Горячий-Холодный»

Задачи: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Оборудование: мяч

Правила: подбирать правильные антонимы к словам

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.

 педагог:-Дети:

 Горячий-холодный

 Хороший-плохой

 Умный-глупый

 Весёлый-грустный

 Острый-тупой

 Гладкий-шероховатый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и игровых упражнений для формирования доброжелательных отношений в группе старших дошкольников

Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений с целью формирования доброжелательных отношений в группе старших дошкольников, сплочения детского коллектива....

Способы формирования словаря в разных видах детской деятельности

Богатство словаря это  признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок ...

Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи

Игры и игровые упражнения помогают формировать словарь прилагательных у детей с общим недоразвитием речи...

Картотека игр для формирования словаря дошкольников с ОНР

Картотека игр для формирования словаря существительных, прилагательных, глаголов, а так же словаря синонимов детей с ОНР...

Упражнения для формирования словаря дошкольника

Упражнения для формирования словаря дошкольника...