Картотека упражнений по формированию словаря в разных группах
картотека по развитию речи
Картотека упражнений по формированию словаря в разных возрастных группах,основанная на личном опыте. Цель: формировать словарный запас в младшей,средней,старшей и подготовительной группе дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_uprazhneniy_po_formirovaniyu_slovarya.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений по формированию словаря
2-ая младшая группа
Содержание:
Карточка №1 «Высокие башни»
Карточка №2 «На птичьем дворе»
Карточка №3 «Угадай игрушку»
Карточка №4 «Кто как кричит?»
Карточка №5 «Съедобное-несъедобное»
Карточка №6 «Кто как разговаривает?»
Карточка №1 «Высокие башни»
Задачи: Тренировать память ребёнка; активизировать его словарь.
Оборудование: Кубики (красный, зелёный, синий, жёлтый)
Правила: Построить как можно выше башню из кубиков не уронив её
Ход: Попеременно два ребёнка выкладывают башню из кубиков, называя его цвет. Кто последний положил кубик, перед тем как башня разрушилась, тот и проиграл.
Карточка №2 «На птичьем дворе»
Задачи: Расширение активного словаря (за счёт названий домашних птиц: петух, курица, гусь, утка.)
Оборудование: Картинки домашних птиц
Правила: Повторить всё что говорил воспитатель
Ход: Ребята, а каких вы домашних птиц знаете? Молодцы ребята! Давайте выпустим птичек погулять во двор. Воспитатель: Давайте мы тоже превратимся в птиц и покажем, что они делают. Наши уточки с утра- «Кря-кря-кря, кря-кря-кря, (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.) Наши гуси у пруда- «Га-га-га! Га-га-га!» (Идут по кругу вытянув шеи вперёд и отставив руки-«крылья» назад.) Наши курочки в окно- «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!» Останавливаются. Встают лицом в круг, бьют руками по бокам.) А наш Петя-петушок Рано-рано по утру, Нам споёт «ку-ка-ре-ку!» (Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, поднимают голову вверх и кричат «Кука-ка-ре-ку».) Воспитатель: Молодцы, ребята!
Карточка №3 «Угадай игрушку»
Задачи: развитие речевого слуха – умения слушать слова.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Правила: Нужно показать эту игрушку и назвать её
Ход: Ребенок сидит на расстоянии 2-3 метров от педагога, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Педагог объясняет задание:
- Сейчас я буду называть игрушки, а ты внимательно слушай. Постарайся найти игрушку, которую я назвала, и дай ее мне сказав название.
Карточка №4 «Кто как кричит?»
Задачи: Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.
Оборудование: Игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову.
Правила: Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.
Ход: Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.
Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.
Мур-муррр! Пугаю кур.
Ам-ам! Кто там?
Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!
Му-му-у! Молока кому?
Карточка №5 «Съедобное-несъедобное»
Задачи: развитие речевого слуха - умения внимательно слушать слова; развитие мышления.
Оборудование: мяч
Правила: Если съедобное ловит мяч и повторяет слово, если нет то мяч трогать нельзя.
Ход: Перед началом необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» - показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть,- это съедобное, и то, что нельзя есть, - это несъедобное. -Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное - то, что можно кушать, - лови мяч. Если я назвала несъедобное - то, что есть нельзя, - не трогай мяч.
Взрослый катит к ребенку мяч, называя: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «картошка», «книжка» «яблоко», «дерево», «печенье», «торт», «котлета», «ручка», и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова Взрослый отправляет мяч по очереди к каждому из детей. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто набрал больше очков.
Карточка №6 «Кто как разговаривает?»
Задачи: расширение словарного запаса
Оборудование: мяч
Правила: Нужно правильно сказать как подаёт голос животное
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, вместе с воспитателям говорят, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Средняя группа
Содержание
Карточка №1 «Кто где живёт?»
Карточка №2 «Что происходит в природе?»
Карточка №3 «Кто может совершать эти действия?»
Карточка №4 «Кто кем был?»
Карточка №5 «Что бывает осенью?»
Карточка №6 «Чего не стало?»
Карточка №1 «Кто где живёт?»
Задачи: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Оборудование: мяч
Правила: Отвечает только тот у кого мяч
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле?-Белка.
Кто живёт в скворечнике?-Скворцы.
Кто живёт в гнезде?-Птицы.
Кто живёт в будке?-Собака.
Кто живёт в улье?-Пчёлы
Кто живёт в норе?-Лиса.
Кто живёт в логове?-Волк.
Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети:
Где живёт медведь?-В берлоге.
Карточка №2 «Что происходит в природе?»
Задачи: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Оборудование: мяч
Правила: Выбирать вопрос по темам
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Пример: Тема «Весна»
педагог:-Дети:
Солнце – что делает?-Светит, греет.
Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.
Снег – что делает?-Темнеет, тает.
Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает?-Звенит, капает.
Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.
Карточка №3 «Кто может совершать эти действия?»
Задачи: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Оборудование: мяч
Правила: Отвечают дети по одному у кого мяч
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог:- Дети:
Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Карточка №4 «Кто кем был?»
Задачи: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Оборудование: мяч
Правила: Отвечает один ребёнок
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб –мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф -доской
Корова – телёнком Велосипед – железом
Дуд – жёлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый –ребёнком
Карточка №5 «Что бывает осенью?»
Задачи: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Оборудование: картинки времён года и явлениями
Правила: нужно правильно соотнести времена года и происходящие в них явления
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
Карточка №6 «Чего не стало?»
Задачи: развитие внимания и наблюдательности.
Оборудование: предметы или овощи
Правила: назвать правильно предмет или овощ которого не стало
Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща или предмета: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ или предмет.
Старшая группа
Содержание:
Карточка №1 «Лови да бросай-цвет называй»
Карточка №2 «Четвёртый лишний»
Карточка №3 «Один-много»
Карточка №4 «Подбери признаки»
Карточка №5 «Животные и их детёныши»
Карточка №6 «Что бывает круглым?»
Карточка №1 «Лови да бросай-цвета называй»
Задачи: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Оборудование: мяч
Правила: один ребёнок-одно слово
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
педагог:-Дети:
Красный -мак, огонь, флаг
Оранжевый -апельсин, морковь, заря
Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный-огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
Карточка №2 «Четвёртый лишний»
Задачи: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Оборудование: мяч
Правила: правильно определить лишнее слово
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
Карточка №3 «Один-много»
Задачи: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Оборудование: мяч
Правила: дети должны правильно сказать слово во мн.числе
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
Карточка №4 «Подбери признаки»
Задачи: активизация глагольного словаря.
Оборудование: картинки с животными
Правила: дети по очереди отвечают на поставленный вопрос
Ход: педагог показывает картинку с животными задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
Карточка №5 «Животные и их детёныши»
Задачи: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Оборудование: мяч
Правила: правильно произносить название детёнышей животных
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
Карточка №6 «Что бывает круглым?»
Задачи: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Оборудование: мяч
Правила: назвать правильно ответ, проговаривая каждое слово
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
Подготовительная группа
Содержание:
Карточка №1 «Обобщающие понятия»
Карточка №2 «Хорошо-плохо»
Карточка №3 «Назови ласково»
Карточка №4 «Весёлый счёт»
Карточка №5 «Из чего сделано?»
Карточка №6 «Горячий-Холодный»
Карточка №1 «Обобщающие понятия»
Задачи: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Оборудование: картинки предметов и овощей(фруктов)
Правила: думая про себя дети должны дать ответ только воспитателю
Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
педагог:-Дети:
Овощи -картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
педагог: Дети:
Огурец, помидор-Овощи.
Карточка №2 «Хорошо-плохо»
Задачи: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Оборудование: мяч
Правила: составить предложение с темой обсуждения
Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.
Педагог: Дождь.
Дети:Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,полезен для земли и будущего урожая, но плохо – -намочит нас, бывает холодным.
Педагог:Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы,петуха, душно, пыльно.
Карточка №3 «Назови ласково»
Задачи: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Оборудование: мяч
Правила: произносить правильно окончание слов
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
Карточка №4 «Весёлый счёт»
Задачи: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Оборудование: мяч
Правила: поставить числительное и существительное в нужную форму
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов. Один слон – пять слонов. Один журавль – пять журавлей. Один лебедь – пять лебедей. Одна гайка – пять гаек. Одна шишка – пять шишек. Один гусёнок – пять гусят. Один цыплёнок – пять цыплят. Один заяц – пять зайцев. Одна шапка – пять шапок. Одна банка – пять банок.
Карточка №5 «Из чего сделано?»
Задачи: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Оборудование: мяч
Правила: правильно произносить слова
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: -Дети:
Рукавички из меха-меховые
Таз из меди-медный
Ваза из хрусталя-хрустальная
Рукавички из шерсти-шерстяные
Карточка №6 «Горячий-Холодный»
Задачи: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Оборудование: мяч
Правила: подбирать правильные антонимы к словам
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
педагог:-Дети:
Горячий-холодный
Хороший-плохой
Умный-глупый
Весёлый-грустный
Острый-тупой
Гладкий-шероховатый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и игровых упражнений для формирования доброжелательных отношений в группе старших дошкольников
Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений с целью формирования доброжелательных отношений в группе старших дошкольников, сплочения детского коллектива....
Способы формирования словаря в разных видах детской деятельности
Богатство словаря это признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок ...
Методическая разработка «Дидактические игры и лексические упражнения в формировании словаря у детей старшего дошкольного возраста»
Методическая разработка...
Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи
Игры и игровые упражнения помогают формировать словарь прилагательных у детей с общим недоразвитием речи...
Картотека игр для формирования словаря дошкольников с ОНР
Картотека игр для формирования словаря существительных, прилагательных, глаголов, а так же словаря синонимов детей с ОНР...
Упражнения для формирования словаря дошкольника
Упражнения для формирования словаря дошкольника...