Представление педагогического опыта работы
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Тема опыта: «Речевое развитие детей в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedo.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта работы
Кострюковой Ирины Викторовны
Ведение.
Тема опыта: «Речевое развитие детей в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
Актуальность педагогического опыта.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Актуальность проблемы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Я затронула проблему развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, поскольку речь имеет большое значение для воспитания и обучения ребенка, формирование его как личности. Этим обусловлен выбор тематики моей педагогической идеи.
Основная идея.
Ведущей педагогической идеей опыта работы является изучение и введение в практику разнообразных форм и методов развития речи детей в игровой деятельности.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Игра, как ведущий вид деятельности детей-дошкольников, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Именно через нее ребенок познает окружающий мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточного внимания речевым играм.
Теоретическая база педагогического опыта.
Свою работу я начала с изучения теоретической и методической литературы, которая позволила подойти к вопросам по моей теме с разных сторон, подобрать формы, методы и принципы моей педагогической деятельности, соответствующие конкретным условиям работы в нашем дошкольном учреждении.
Исследования педагогов, психологов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников: Л. С. Выгодский, А. Н. Монтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Виноградов, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский и др.
Изучив и проанализировав всю информацию, я отобрала для себя наиболее приемлемые методы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи в игровой деятельности.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в новом подходе к решению проблемы речевого развития детей в игровой деятельности, так как образ жизни современных детей изменился. Они сталкиваются с большим объемом информации, погружаясь в одномерное пространство экранов телевизоров, телефонов. Ребенок получает многообразие стимулов без особого труда – не нужно фантазировать, придумывать правила игры, распределять роли, ведь можно просто нажимать пальчиком на нужную кнопку и «волшебство» будет происходить без особого труда. Дети стали все меньше играть, а больше смотреть бессмысленных, а порой и даже жестоких роликов с YouTube-канала, которые порой не проходят никакой цензуры.
Педагогический опыт используется с учётом ФГОС, с внедрением современных технологий – игровых, здоровье сберегающих, личностно-ориентированных.
Технология опыта.
Целью моего опыта является комплексное развитие всех компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для достижения результатов в моей работе, были поставлены задачи:
- Выявить особенности речевого развития ребенка в старшем дошкольном возрасте
- Рассмотреть особенности игровой деятельности в условиях ДОУ.
- Привлечение внимания детей к собственной речи, через игровую деятельность;
- Улучшить качество всех компонентов устной речи через игровую деятельность.
Вся работа происходит посредством проведения дидактических, подвижных, словесных, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, как со взрослыми, так и со сверстниками.
Вся деятельность происходит от простого к сложному, каждая новая тема вытекает из уже знакомого контекста. Это приводит к более значимому результату в работе с детьми.
Не малое значение в результативности моей работы имеет предметно-развивающая среда в группе, которую я стараюсь пополнять и обновлять, а также сотрудничество с родителями.
В группе имеются игровые зоны, которые в полной мере удовлетворяют потребность детей в проведении сюжетно-ролевых игр: «Библиотека», «Театр», «Магазин», «Больница», «Кухня», «Парикмахерская». Также я создала в группе мини-уголок по речевому развитию «Речевичок», в котором весь материал красочный, доступный, вариативный, безопасный.
Как показал анализ практики развития речи детей в игре используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Для более полного, углубленного изучения данной темы, я разработала и реализую в своей практике проект на тему «Играя научусь красиво говорить». Цель проекта: развитие речи, обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Результативность опыта.
В результате целенаправленной и систематической работы по теме «Речевое развитие детей в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» я добилась положительных результатов. Дети стали правильно согласовывать слова в словосочетаниях, употреблять в речи предлоги, образовывать существительные во множественном числе, реализовывать новые слова и понятия в речи, более развернуто стали отвечать на вопросы взрослого.
Была проведена большая работа с родителями. Проводились совместные конкурсы, праздники, развлечения, викторины. Также родители были привлечены к изготовлению игр и познавательных пособий в домашних условиях.
Моя работа в данном направлении не достигла максимальных результатов, но имеющиеся результаты радуют и мотивируют на продолжение работы с детьми и родителями, повышать свой профессиональный уровень.
Опытом моей работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Свой материал по теме «Речевое развитие детей в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» я разместила на личных мини-сайтах: http://nsportal.ru, http://www.maam.ru, а так же на сайте детского сада http://www.schoolrm.ru.
Список используемой литературы
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др. – СПб: Детство – ПРЕСС, 2014.
- ФГОС дошкольного образования / Л. Свирская, Роменская Л., 2014.
- Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Сфера, 2014 г.
- Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2014.
- Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2014.
- Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника / Т. Ветчинкина // Учитель. – 2009. - № 3. – С.14-15.
- Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду / В. В. Гербова. - М. ,2014.
- Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
- Максакова А. И. Учите, играя / А. И. Максакова, Г. А. Тумакова. – М.: Просвещение, 2014.
- Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
- Развитие речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2014.
- Ушакова, О. С. Развитие речи детей 4-7 лет / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 1. – С. 59-66.
- Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М.: Ювента, 2014.
- Швайко, Г. С. Игры и упражнения для развития речи /Г. С. Швайко / под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы
Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....
Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014"
Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014" молодого специалиста...
Представление педагогического опыта работы воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №18 комбинированного вида по теме:"Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ" Рябышевой Татьяны Валентиновны
Представление инновационного опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию...
Представление педагогического опыта работы по теме " Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах. Форма представления - презентация на тему "Краски детской души" (рисование пейзажа в дошкольном возрасте).
Обобщение опыта на семинаре - практикуме для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах»...
Представление педагогического опыта работы по теме "Структура непосредственной образовательной деятельности в младших группах ДОУ.
Представление педагогического опыта работы по теме "Структура непосредственной образовательной деятельности в младших группах ДОУ....
Представление педагогического опыта работы по теме «Безопасность дорожного движения детей дошкольного возраста»
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выбор...