Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
- Коррекционно-образовательные цели: активизировать и расширить словарный запас, продолжать совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры; продолжать развивать навык звукового анализа слов, деления слов на слоги; продолжать совершенствовать умения составлять предложения по опорным картинкам и графическим схемам предлогов, совершенствовать умения определять начальный звук в словах; совершенствовать умения использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
- Коррекционно-развивающие цели: развивать артикуляторную моторику, общую моторику; развивать фонематический слух, фонематическое восприятие; развивать память, внимание, зрительное восприятие, словесно-логическое мышление; развивать связную речь; развивать навыки рефлексии собственной деятельности на занятии (самоанализ, самооценка)
- Коррекционно-воспитательные цели: стимулировать формирование интереса к учебной деятельности; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, аудиозаписи, презентация, карточки для звукового анализа слов, карточки-картинки для дидактических игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте
(подготовительная группа)
Составила учитель-логопед
I квалификационной категории
Шафикова Дарья Вадимовна
Кемерово, 2022
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
- Коррекционно-образовательные цели: активизировать и расширить словарный запас, продолжать совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры; продолжать развивать навык звукового анализа слов, деления слов на слоги; продолжать совершенствовать умения составлять предложения по опорным картинкам и графическим схемам предлогов, совершенствовать умения определять начальный звук в словах; совершенствовать умения использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
- Коррекционно-развивающие цели: развивать артикуляторную моторику, общую моторику; развивать фонематический слух, фонематическое восприятие; развивать память, внимание, зрительное восприятие, словесно-логическое мышление; развивать связную речь; развивать навыки рефлексии собственной деятельности на занятии (самоанализ, самооценка)
- Коррекционно-воспитательные цели: стимулировать формирование интереса к учебной деятельности; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, аудиозаписи, презентация, карточки для звукового анализа слов, карточки-картинки для дидактических игр.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент
(Дети входят в зал под музыку и встают в полукруг)
Приветствие.
Логопед: Добрый день, ребята! Посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Давайте с ними поздороваемся.
— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Введение в тему занятия:
Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? А куда можно отправиться в путешествие? (перечисление)
Логопед: Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. А как называются люди, летающие в космос? (Космонавты)
- Основная часть
- Д/и «Скажи наоборот».
Чтобы узнать, каким должен быть настоящий космонавт, мы поиграем в игру (Дети подбирают противоположное по значению слово).
ленивый – трудолюбивый
злой – добрый
слабый – сильный
медлительный - быстрый
неряшливый – аккуратный
грустный – весёлый
нервный – спокойный
трусливый – смелый
неуклюжий – ловкий
Логопед: Правильно. Молодцы! Я уверенна, что вы обладаете всеми качествами космонавтов, и готовы отправиться в полет!
- А на чем летают в космос? (На ракете).
Логопед: Совершенно верно. Вот и для вас из конструкторского бюро прислали специальную ракету для юных космонавтов. Экипаж, надеть скафандры! Надеть шлемы! Надеть перчатки! Внимание! Приготовиться к старту! Начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1-пуск! Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. (Стоя на одной ноге, удерживают равновесие, помогая руками).
Но вот вырвались мы из притяжения земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте испытаем это состояние.
В невесомости плывем
Мы под самым потолком
Логопед: Ну, вот мы и в космосе.
Посмотрите как здесь красиво
(на экране появляется изображение космоса)
Логопед: В космосе нет кислорода, и чтобы экономно расходовать запас воздуха в ракете, не забывайте в полете правильно дышать. Носом-вдох, ртом-плавный выдох. (Выполняют дыхательную гимнастику).
Логопед: Мы прилетели на планету Меркурий. Займите свои места!
Ребенок: Это самая маленькая планета нашей солнечной системы. Меркурий расположен очень близко к Солнцу, поэтому на этой планете очень жарко.
Логопед: Посмотрите, какие необычные цветы на Меркурии. Да это же зеркальные цветы, они умеют повторять все движения. Давайте проверим, смогут ли эти необычные цветы повторить за нами наши движения. (Проводится артикуляционная гимнастика)
- Упражнения «Заборчик», «Хоботок», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Лошадка»
Логопед: А теперь давайте оставим цветы на их планете, а сами отправимся путешествовать дальше.
Логопед: На нашем пути три планеты – «Слогознайки». (Деление слов на слоги)
Логопед: На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки, посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове. Закрепите картинки на доске под нужной планетой.
1) Дом, луг, дождь.
2) Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник.
3) Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном.
Логопед: Молодцы, помогли словам вернуться домой.
Логопед: А мы отправляемся дальше. На нашем пути отгадайте что:
Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это чёрная….. (дыра)
Звуковой анализ слова.
Но сначала давайте вспомним:
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
Ребенок:
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки гласные.
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
Ребенок: А СОГЛАСНЫЕ … согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Как мы обозначаем твердые согласные звуки? Согласные мягкие звуки?
Логопед: Молодцы, ребята! Про звуки вы все знаете!
Логопед: Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, выложите звуковую схему слова. (Анализ слова дыра)
Логопед: Благополучно пролетели мимо чёрной дыры и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели.
Логопед: Мы прилетели на планету Сатурн. Это самая красивая и необычная планета. Ребята, а чем необычен Сатурн, чем эта планета отличается от других планет? (Ответы)
Логопед: Правильно. Кольцо вокруг Сатурна чем – то напоминает беговую дорожку. Наверное, это очень спортивная планета. Нам пора немного отдохнуть. Давайте на ней порезвимся и поиграем.
Физкультминутка «Танец зебрика»
Логопед: Ну а нам пора отправляться в путь. Мы прилетели на планету Венера. Это очень красивая планета. Планета получила своё название в честь богини красоты - Венеры. На нашем пути следующее испытание. Очень интересная игра, которая называется «Узор из звуков».
Логопед: Ребята, возьмите конверт. Достаньте карточку с картинками, определите, на какой звук начинаются названия картинок. Затем нужно к каждой картинке подобрать квадрат, название цвета которого начинается с того же звука, что и название картинки. Если все цветные квадраты будут разложены правильно, то получится узор.
Логопед: Молодцы! Вы и с этим заданием справились! Нам пора в путь!
Логопед: На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…
Дети (хором): Комета
Логопед: Возьмите карточку с изображением кометы, на хвосте которой разместилась картинка
и графическая схема маленького слова. Составьте предложение. (Д/и «Составь предложение»)
Логопед: Назовите предложение. Сколько слов в предложении? Какое маленькое слово есть в предложении?
Логопед: Молодцы! Вы и с этим заданием справились!
Логопед: Ребята, нам пора возвращаться домой. Чтобы поскорей очутиться дома, мы совершим стремительный перелет. Мы с вами закроем глаза, вслух сосчитаем до трех, и окажемся на Земле. (Считают до трех).
IV. Итог занятия.
Логопед: Мы прилетели с вами на нашу родную планету – Земля. Вот и завершилось наше космическое путешествие. Вам понравилось путешествовать в космосе (Ответы).
- Ребята, скажите, что вам понравилось больше всего?
- С каким заданием вы справились легко?
- Какие трудности испытали сегодня на занятии?
- С каким настроением вы уходите с занятия?
Логопед: Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными Я благодарю вас. Спасибо!
Логопед: Ребята, вы дружный и смелый космический экипаж! И за ваши умения и старания вы награждаетесь медалями и сладкими угощениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в средней группе по программе 2100.
Самоанализ к занятию по развитию речи и обучению грамоте. Тема занятия "Мебель для домика на крыше"....
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте по теме "Домашние животные" подготовительная к школе группа
В ходе занятия использованы различные дидактические игры и творческие задания....
Конспект открытой НОД по развитию речи и обучению грамоте (старшей) группе "Волшебница - Зима"
Непосредственно - образовательная деятельность проводилась с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница - Зима". В конспекте включены различные развивающие игры, загадки, сюрп...
Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»
Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Волшебный сундучок Деда Грамотея...
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...
2022.Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте (подготовительная группа)
Обучение детей дошкольного возраста грамоте...