НОД по познавательное развитию: «Блокада Ленинграда»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде;
дать представления о тяжелых и героических днях в истории города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, совместные игры со сверстниками, слушание музыки, чтение стихов, рассматривание картин, иллюстраций.
Интегрированные задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду, используя ИКТ.
Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников
Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале;
Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал
Воспитательные: Развивать в детях сочувствие, сопереживание к жителям города Ленинграда.
Воспитывать гордость, чувство благодарности и уважения к защитникам города.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города Ленинграда.
Чтение художественных произведений по теме.
Прослушивание песен и музыки военных лет.
Просмотр мультипликационных фильмов по теме.
Материалы и оборудование: книги и иллюстрации по теме; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача. Материалы и оборудование для художественно-творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_blokadnyy_hleb.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 36 комбинированного вида»
Всероссийский урок памяти «Блокадный хлеб»
Конспект
НОД по познавательное развитию:
«Блокада Ленинграда»
с детьми старшей группы № 6
Подготовила и провела:
Воспитатель высшей
квалификационной
Канаева Е.С.
Саранск 2022 г
Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде;
дать представления о тяжелых и героических днях в истории города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, совместные игры со сверстниками, слушание музыки, чтение стихов, рассматривание картин, иллюстраций.
Интегрированные задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду, используя ИКТ.
Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников
Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале;
Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал
Воспитательные: Развивать в детях сочувствие, сопереживание к жителям города Ленинграда.
Воспитывать гордость, чувство благодарности и уважения к защитникам города.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города Ленинграда.
Чтение художественных произведений по теме.
Прослушивание песен и музыки военных лет.
Просмотр мультипликационных фильмов по теме.
Материалы и оборудование: книги и иллюстрации по теме; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача. Материалы и оборудование для художественно-творческой деятельности.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу вам рассказать о подвиге города Ленинград во время Великой Отечественной войны. Будем благодарны ветеранам за их подвиг.
- Скажите, ребята, какое сегодня число? (27 января).
- Ребята, а какой праздник отмечают в городе Ленинграде 27 января? (День полного снятия Блокады Ленинграда).
-А как сейчас называется этот город на реке Неве? (Санкт-Петербург).
Воспитатель читает стихи о Санкт – Петербурге.
Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Воспитатель:
- Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для города.
- До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война….. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город.
Воспитатель: Посмотрите (карту-картинку), на что это похоже? (круг, кольцо).
- Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были отрезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй.
- Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо как вокруг города Ленинграда (Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача). В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города.
- Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900… это почти 2,5года.
Какое – то время ещё работали школы. Сидели дети в пальто и шапках в не топленом классе, голодные. Электричества не было. В квартирах горели коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилёк.
Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.
Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки. Они сохранили их. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
- Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги, чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
- До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки Тани Савичевой.
В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: Сегодня умер дедушка. На следующей странице: Сегодня умерла мама.
День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: Умерли все… Осталась одна Таня.
Воспитатель читает стихотворение:
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
Кружился снег, а город наш бомбили
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!
Воспитатель:
- Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
Воспитатель:
Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года, шли днём и ночью по льду озера машины и доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов. По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.
- Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
В честь этой победы был дан артиллерийский салют.
Юрий Воронов, поэт-блокадник написал замечательное стихотворении о праздничном салюте в честь снятия блокады.:
За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо». Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.
Воспитатель:
На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…..
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Воспитатель читает стихи:
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт! »
Чтоб помнили все строчки эти.
В блокадные дни.
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался,
Наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славиться всюду их доблестный труд!
- Ребята, вам понравилось занятие?
- О чем мы сегодня говорили?
- Где проходила «Дорога жизни»?
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
- О каких мемориалах вы узнали?
- Что вам запомнилось из моего рассказа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непрерывной образовательной деятельности попознавательному развитию по ПДД для детей среднего дошкольного возраста «Как кот Мурзик знакомился с правилами дорожного движения»
Задачи: Формировать у детей навыки игрового взаимодействия; Воспитывать чувства самосохранения,такие качества ,как доброжелательность,отзывчивость.Образовательная область Познание: Уточнить и закрепит...
Конспект занятия по речевому развитию «Блокада Ленинграда»
1.Познакомить детей с понятием «блокада»2.Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества, рассказа, иллюстраций3.Пробудить в детях чувство сострадания и гордос...
Конспект НОД попознавательному развитию Тема: Символы нашего города
Конспект занчтия по петербурговедению...
Конспект ННОД попознавательному развитию в первой младшей группе "Путешествие в лес" (ФЭМП)
Цель: учить детей счету, познакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник); учить детей считать до 3; устанавливать отношения между понятиями «один», «много»; продолжа...
НОД попознавательному развитию с детьми раннего возраста "Айболит и мишка"
Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеч...
Конспект по познавательному развитию "Блокада Ленинграда".
Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Блокада Ленинграда» Цели:Познавательные: Обогатить знания детей о героичес...