Мастер - класс для воспитателей "Распознавание звуков"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Дементьева Ирина Викторовна

Мастер-класс

«Распознавание  звуков в слове (гласных, согласных, звонких, глухих, твёрдых, мягких) »

Ф. и Л. : Здравствуйте, друзья. Вы наверно знаете, зачем мы собрались в этом зале?

Ф.: Правильно, поиграть.

Л.: Сейчас придут наши друзья звуковички и мы начнем!

Звукоед: Я злой Звукоед, украл всех ваших звуковичков! И теперь они у меня в плену! Хотите их вернуть? Тогда выполните все мои задания! А если не выполните, остануться они у меня навсегда! Ха-ха-ха!!

Ф.:  Друзья, давайте поскорее выполним все задания, чтобы спасти наших звуковичков!

Для начала нам надо попасть в Звуколандию:

Топ-топ, хлоп-хлоп

Вокруг себя обернись,

В звуколандии очутись.

Ф.: Смотрите, вот дорожка. Нам наверное по ней и надо идти.  А вот и задание.

«Найди картинке ее домик».

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Два  домика с кружками на одном домике — красного цвета, на другом — синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.

Ход игры.  На столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз.  Участники по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в ее домик (с синим или красным кружком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки  не будут разложены по местам.

Примечание: вызывать по одному из зала.

Л.: Молодцы ребята. Все как быстро и правильно выполнили. Пошлите дальше.

Ф.: Смотрите, коробочка.

Игра «Тима и Дима».

Цель: дифференциация звонких   и   глухих   согласных.

Ход игры: Дети делятся на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого Тима.

         Командиры становятся лицом к своей команде. Педагог говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»

         Далее педагог сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима— свои, а Дима— свои. Выиграет та команда, которая не ошибется.

Взрослый продолжает рассказ: «Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки» и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.

Затем поменять мена братьев между командами: сестры-Зина-Сима.

Л.: Как внимательно вы умеете слушать и выполнять. Идем дальше.

Ф: Смотрите мяч, а рядом с ним задание.

Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости.

 Ф.: Сейчас мы буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.

Прим. кидаем мяч в зал в хаотичном порядке.

том - (дом)

собор - (забор)

кот - (год)

почка - (бочка)

шар - (жар)

финт - (винт)

Л.:  А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.

дачка - (тачка)

зайка - (сайка)

блещут - (плещут)

жест - (шест)

грот - (крот)

вол - (фол).

Ф.: И с этим заданием справились, надо дальше идти, спасать наших звуковичков.

Л.: Смотрите, а вот и следующее задание.

«Звуковая ромашка».

Цель: Развивать фонематический слух. Развивать умение различать мягкие и твердые согласные и правильно соотносить их с символами, подбирать картинки к символам.

Материал.2 кружка: синего и зеленого цвета, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки соответственно – это середина цветка. 6 лепестков, с изображением предметов, при произношении которых есть определенный мягкий и твердый звук. Изображение букв, 2 стола или мольберта.

Содержание. Перед детьми выкладывается определенная буква и 2 кружка – синего и зеленого цвета. Ставится задача – собрать две ромашки. Одна ромашка, у которой лепестки будут с предметами, в которых определенный звук будет твердым, у другой – мягким. Дети должны правильно подобрать лепестки к ромашкам.

Прим.: вызвать на каждую ромашку по 5 человек.

Л.: Отлично, можем идти дальше.

Ф.: Смотрите, тропа.

 

Игра» Тропа».

Цель: дифференциация звуков [н]-[н`]

Ход игры: при называние слов участник должен встать на тот цвет следа, который он слышит: твердый или мягкий ( синий или зеленый).

Прим.: вызываем из зала 5 леловек.

Л.: Ух, ну и забавно вышло. Но мы прошли.

«Подарки для Звукоеда»

Цель: дифференциация звонких мягких согласных и глухих мягких согласных.

Оборудование: коробочки с колокольчиком и без, картинки со звонкими мягкими согласными и глухими мягкими согласными.

Ход игры:

Ну и на последок. Хочу я, проверить как хорошо вы знаете своих друзей звуковичков. Подарите мне подарки. В одну коробочку положите все предметы, которые начинаются на звонкий мягкий согласный звук, а в другую- на глухой мягкий согласный. Выполните правильно, отпущу ваших друзей.

Пр.:   Вызывают 6 человек и раскладывают картинки по коробочкам.

Л.: Вот и справились.Молодцы!!

Ф.: Смотрите, а вот и Звукоед с нашими звуковичками.

Л.: Звукоед мы все прошли и все выполнили, отдавай нам наших звуковичков. Хотим мы говорить правильно и правильно различать звуки, а без них нам никак!

Звукоед: Видел, видел я все. Вы молодцы! Обещал я вам отдать, если все выполните. А обещание надо выполнять. Держите. А я пойду дальше следить за вами!!!

Ф.: Смотрите какие мы молодцы, спасли наших звуковчков. Л.: А теперь пора возращаться обратно в детский сад.

Топ-топ, хлоп-хлоп,

Вокруг себя обернись

В группе очутись.

Вед.: Молодцы какие, ребята. Мы с вами прощаемся. До новых встреч. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Распознавание  звуков в слове (гласных, согласных, звонких, глухих, твёрдых, мягких) »

Ф. и Л. : Здравствуйте, друзья. Вы наверно знаете, зачем мы собрались в этом зале?

Ф.: Правильно, поиграть.

Л.: Сейчас придут наши друзья звуковички и мы начнем!

Звукоед: Я злой Звукоед, украл всех ваших звуковичков! И теперь они у меня в плену! Хотите их вернуть? Тогда выполните все мои задания! А если не выполните, остануться они у меня навсегда! Ха-ха-ха!!

Ф.:  Друзья, давайте поскорее выполним все задания, чтобы спасти наших звуковичков!

Для начала нам надо попасть в Звуколандию:

Топ-топ, хлоп-хлоп

Вокруг себя обернись,

В звуколандии очутись.

Ф.: Смотрите, вот дорожка. Нам наверное по ней и надо идти.  А вот и задание.

«Найди картинке ее домик».

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Два  домика с кружками на одном домике — красного цвета, на другом — синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.

Ход игры.  На столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз.  Участники по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в ее домик (с синим или красным кружком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки  не будут разложены по местам.

Примечание: вызывать по одному из зала.

Л.: Молодцы ребята. Все как быстро и правильно выполнили. Пошлите дальше.

Ф.: Смотрите, коробочка.

Игра «Тима и Дима».

Цель: дифференциация звонких   и   глухих   согласных.

Ход игры: Дети делятся на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого Тима.

         Командиры становятся лицом к своей команде. Педагог говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»

         Далее педагог сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима— свои, а Дима— свои. Выиграет та команда, которая не ошибется.

Взрослый продолжает рассказ: «Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки» и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.

Затем поменять мена братьев между командами: сестры-Зина-Сима.

Л.: Как внимательно вы умеете слушать и выполнять. Идем дальше.

Ф: Смотрите мяч, а рядом с ним задание.

Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости.

 Ф.: Сейчас мы буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.

Прим. кидаем мяч в зал в хаотичном порядке.

том - (дом)

собор - (забор)

кот - (год)

почка - (бочка)

шар - (жар)

финт - (винт)

Л.:  А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.

дачка - (тачка)

зайка - (сайка)

блещут - (плещут)

жест - (шест)

грот - (крот)

вол - (фол).

Ф.: И с этим заданием справились, надо дальше идти, спасать наших звуковичков.

Л.: Смотрите, а вот и следующее задание.

«Звуковая ромашка».

Цель: Развивать фонематический слух. Развивать умение различать мягкие и твердые согласные и правильно соотносить их с символами, подбирать картинки к символам.

Материал.2 кружка: синего и зеленого цвета, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки соответственно – это середина цветка. 6 лепестков, с изображением предметов, при произношении которых есть определенный мягкий и твердый звук. Изображение букв, 2 стола или мольберта.

Содержание. Перед детьми выкладывается определенная буква и 2 кружка – синего и зеленого цвета. Ставится задача – собрать две ромашки. Одна ромашка, у которой лепестки будут с предметами, в которых определенный звук будет твердым, у другой – мягким. Дети должны правильно подобрать лепестки к ромашкам.

Прим.: вызвать на каждую ромашку по 5 человек.

Л.: Отлично, можем идти дальше.

Ф.: Смотрите, тропа.

Игра» Тропа».

Цель: дифференциация звуков [н]-[н`]

Ход игры: при называние слов участник должен встать на тот цвет следа, который он слышит: твердый или мягкий ( синий или зеленый).

Прим.: вызываем из зала 5 леловек.

Л.: Ух, ну и забавно вышло. Но мы прошли.

«Подарки для Звукоеда»

Цель: дифференциация звонких мягких согласных и глухих мягких согласных.

Оборудование: коробочки с колокольчиком и без, картинки со звонкими мягкими согласными и глухими мягкими согласными.

Ход игры:

Ну и на последок. Хочу я, проверить как хорошо вы знаете своих друзей звуковичков. Подарите мне подарки. В одну коробочку положите все предметы, которые начинаются на звонкий мягкий согласный звук, а в другую- на глухой мягкий согласный. Выполните правильно, отпущу ваших друзей.

Пр.: Фофля и Лалыка вызывают 6 человек и раскладывают картинки по коробочкам.

Л.: Вот и справились.Молодцы!!

Ф.: Смотрите, а вот и Звукоед с нашими звуковичками.

Л.: Звукоед мы все прошли и все выполнили, отдавай нам наших звуковичков. Хотим мы говорить правильно и правильно различать звуки, а без них нам никак!

Звукоед: Видел, видел я все. Вы молодцы! Обещал я вам отдать, если все выполните. А обещание надо выполнять. Держите. А я пойду дальше следить за вами!!!

Ф.: Смотрите какие мы молодцы, спасли наших звуковчков. Л.: А теперь пора возращаться обратно в детский сад.

Топ-топ, хлоп-хлоп,

Вокруг себя обернись

В группе очутись.

Вед.: Молодцы какие, ребята. Мы с вами прощаемся. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Откуда берется звук»

Мастер-класс «Откуда берется звук»...

Мастер-класс по автоматизации звуков

Мастер-класс по автоматизации звуков для родителей поможет учителю-логопеду заинтересовать родителей в проведении занятий   дома с детьми....

Мастер-класс для родителей «Звуки- это, что мы слышим и говорим»

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: • активизировать знания родителей о звуках и буквах; • уточнить представления о гласных и согласных звуках (...

«Современные образовательные технологии и методики в работе учителя-логопеда». Мастер - класс «Приёмы постановки звука [Ш]».

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при корр...

Мастер-класс «Играем со звуками — озвучиваем мультфильм»

Можно ли назвать ребенка, который с первых лет своей жизни не проявлял бы никакого интереса музыке? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмически топать, или не пробовал бы ...

Мастер-класс по постановке звуков Л и Ль

Методические рекомендации для постановки звуков Л и Ль...