Главные вкладки
Мастер - класс для воспитателей "Распознавание звуков"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Мастер-класс
«Распознавание звуков в слове (гласных, согласных, звонких, глухих, твёрдых, мягких) »
Ф. и Л. : Здравствуйте, друзья. Вы наверно знаете, зачем мы собрались в этом зале?
Ф.: Правильно, поиграть.
Л.: Сейчас придут наши друзья звуковички и мы начнем!
Звукоед: Я злой Звукоед, украл всех ваших звуковичков! И теперь они у меня в плену! Хотите их вернуть? Тогда выполните все мои задания! А если не выполните, остануться они у меня навсегда! Ха-ха-ха!!
Ф.: Друзья, давайте поскорее выполним все задания, чтобы спасти наших звуковичков!
Для начала нам надо попасть в Звуколандию:
Топ-топ, хлоп-хлоп
Вокруг себя обернись,
В звуколандии очутись.
Ф.: Смотрите, вот дорожка. Нам наверное по ней и надо идти. А вот и задание.
«Найди картинке ее домик».
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование. Два домика с кружками на одном домике — красного цвета, на другом — синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.
Ход игры. На столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Участники по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в ее домик (с синим или красным кружком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.
Примечание: вызывать по одному из зала.
Л.: Молодцы ребята. Все как быстро и правильно выполнили. Пошлите дальше.
Ф.: Смотрите, коробочка.
Игра «Тима и Дима».
Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.
Ход игры: Дети делятся на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого Тима.
Командиры становятся лицом к своей команде. Педагог говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»
Далее педагог сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима— свои, а Дима— свои. Выиграет та команда, которая не ошибется.
Взрослый продолжает рассказ: «Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки» и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.
Затем поменять мена братьев между командами: сестры-Зина-Сима.
Л.: Как внимательно вы умеете слушать и выполнять. Идем дальше.
Ф: Смотрите мяч, а рядом с ним задание.
Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости.
Ф.: Сейчас мы буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.
Прим. кидаем мяч в зал в хаотичном порядке.
том - (дом)
собор - (забор)
кот - (год)
почка - (бочка)
шар - (жар)
финт - (винт)
Л.: А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.
дачка - (тачка)
зайка - (сайка)
блещут - (плещут)
жест - (шест)
грот - (крот)
вол - (фол).
Ф.: И с этим заданием справились, надо дальше идти, спасать наших звуковичков.
Л.: Смотрите, а вот и следующее задание.
«Звуковая ромашка».
Цель: Развивать фонематический слух. Развивать умение различать мягкие и твердые согласные и правильно соотносить их с символами, подбирать картинки к символам.
Материал.2 кружка: синего и зеленого цвета, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки соответственно – это середина цветка. 6 лепестков, с изображением предметов, при произношении которых есть определенный мягкий и твердый звук. Изображение букв, 2 стола или мольберта.
Содержание. Перед детьми выкладывается определенная буква и 2 кружка – синего и зеленого цвета. Ставится задача – собрать две ромашки. Одна ромашка, у которой лепестки будут с предметами, в которых определенный звук будет твердым, у другой – мягким. Дети должны правильно подобрать лепестки к ромашкам.
Прим.: вызвать на каждую ромашку по 5 человек.
Л.: Отлично, можем идти дальше.
Ф.: Смотрите, тропа.
Игра» Тропа».
Цель: дифференциация звуков [н]-[н`]
Ход игры: при называние слов участник должен встать на тот цвет следа, который он слышит: твердый или мягкий ( синий или зеленый).
Прим.: вызываем из зала 5 леловек.
Л.: Ух, ну и забавно вышло. Но мы прошли.
«Подарки для Звукоеда»
Цель: дифференциация звонких мягких согласных и глухих мягких согласных.
Оборудование: коробочки с колокольчиком и без, картинки со звонкими мягкими согласными и глухими мягкими согласными.
Ход игры:
Ну и на последок. Хочу я, проверить как хорошо вы знаете своих друзей звуковичков. Подарите мне подарки. В одну коробочку положите все предметы, которые начинаются на звонкий мягкий согласный звук, а в другую- на глухой мягкий согласный. Выполните правильно, отпущу ваших друзей.
Пр.: Вызывают 6 человек и раскладывают картинки по коробочкам.
Л.: Вот и справились.Молодцы!!
Ф.: Смотрите, а вот и Звукоед с нашими звуковичками.
Л.: Звукоед мы все прошли и все выполнили, отдавай нам наших звуковичков. Хотим мы говорить правильно и правильно различать звуки, а без них нам никак!
Звукоед: Видел, видел я все. Вы молодцы! Обещал я вам отдать, если все выполните. А обещание надо выполнять. Держите. А я пойду дальше следить за вами!!!
Ф.: Смотрите какие мы молодцы, спасли наших звуковчков. Л.: А теперь пора возращаться обратно в детский сад.
Топ-топ, хлоп-хлоп,
Вокруг себя обернись
В группе очутись.
Вед.: Молодцы какие, ребята. Мы с вами прощаемся. До новых встреч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Распознавание звуков в слове (гласных, согласных, звонких, глухих, твёрдых, мягких) »
Ф. и Л. : Здравствуйте, друзья. Вы наверно знаете, зачем мы собрались в этом зале?
Ф.: Правильно, поиграть.
Л.: Сейчас придут наши друзья звуковички и мы начнем!
Звукоед: Я злой Звукоед, украл всех ваших звуковичков! И теперь они у меня в плену! Хотите их вернуть? Тогда выполните все мои задания! А если не выполните, остануться они у меня навсегда! Ха-ха-ха!!
Ф.: Друзья, давайте поскорее выполним все задания, чтобы спасти наших звуковичков!
Для начала нам надо попасть в Звуколандию:
Топ-топ, хлоп-хлоп
Вокруг себя обернись,
В звуколандии очутись.
Ф.: Смотрите, вот дорожка. Нам наверное по ней и надо идти. А вот и задание.
«Найди картинке ее домик».
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование. Два домика с кружками на одном домике — красного цвета, на другом — синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.
Ход игры. На столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Участники по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в ее домик (с синим или красным кружком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.
Примечание: вызывать по одному из зала.
Л.: Молодцы ребята. Все как быстро и правильно выполнили. Пошлите дальше.
Ф.: Смотрите, коробочка.
Игра «Тима и Дима».
Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.
Ход игры: Дети делятся на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого Тима.
Командиры становятся лицом к своей команде. Педагог говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»
Далее педагог сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима— свои, а Дима— свои. Выиграет та команда, которая не ошибется.
Взрослый продолжает рассказ: «Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки» и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.
Затем поменять мена братьев между командами: сестры-Зина-Сима.
Л.: Как внимательно вы умеете слушать и выполнять. Идем дальше.
Ф: Смотрите мяч, а рядом с ним задание.
Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости.
Ф.: Сейчас мы буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.
Прим. кидаем мяч в зал в хаотичном порядке.
том - (дом)
собор - (забор)
кот - (год)
почка - (бочка)
шар - (жар)
финт - (винт)
Л.: А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.
дачка - (тачка)
зайка - (сайка)
блещут - (плещут)
жест - (шест)
грот - (крот)
вол - (фол).
Ф.: И с этим заданием справились, надо дальше идти, спасать наших звуковичков.
Л.: Смотрите, а вот и следующее задание.
«Звуковая ромашка».
Цель: Развивать фонематический слух. Развивать умение различать мягкие и твердые согласные и правильно соотносить их с символами, подбирать картинки к символам.
Материал.2 кружка: синего и зеленого цвета, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки соответственно – это середина цветка. 6 лепестков, с изображением предметов, при произношении которых есть определенный мягкий и твердый звук. Изображение букв, 2 стола или мольберта.
Содержание. Перед детьми выкладывается определенная буква и 2 кружка – синего и зеленого цвета. Ставится задача – собрать две ромашки. Одна ромашка, у которой лепестки будут с предметами, в которых определенный звук будет твердым, у другой – мягким. Дети должны правильно подобрать лепестки к ромашкам.
Прим.: вызвать на каждую ромашку по 5 человек.
Л.: Отлично, можем идти дальше.
Ф.: Смотрите, тропа.
Игра» Тропа».
Цель: дифференциация звуков [н]-[н`]
Ход игры: при называние слов участник должен встать на тот цвет следа, который он слышит: твердый или мягкий ( синий или зеленый).
Прим.: вызываем из зала 5 леловек.
Л.: Ух, ну и забавно вышло. Но мы прошли.
«Подарки для Звукоеда»
Цель: дифференциация звонких мягких согласных и глухих мягких согласных.
Оборудование: коробочки с колокольчиком и без, картинки со звонкими мягкими согласными и глухими мягкими согласными.
Ход игры:
Ну и на последок. Хочу я, проверить как хорошо вы знаете своих друзей звуковичков. Подарите мне подарки. В одну коробочку положите все предметы, которые начинаются на звонкий мягкий согласный звук, а в другую- на глухой мягкий согласный. Выполните правильно, отпущу ваших друзей.
Пр.: Фофля и Лалыка вызывают 6 человек и раскладывают картинки по коробочкам.
Л.: Вот и справились.Молодцы!!
Ф.: Смотрите, а вот и Звукоед с нашими звуковичками.
Л.: Звукоед мы все прошли и все выполнили, отдавай нам наших звуковичков. Хотим мы говорить правильно и правильно различать звуки, а без них нам никак!
Звукоед: Видел, видел я все. Вы молодцы! Обещал я вам отдать, если все выполните. А обещание надо выполнять. Держите. А я пойду дальше следить за вами!!!
Ф.: Смотрите какие мы молодцы, спасли наших звуковчков. Л.: А теперь пора возращаться обратно в детский сад.
Топ-топ, хлоп-хлоп,
Вокруг себя обернись
В группе очутись.
Вед.: Молодцы какие, ребята. Мы с вами прощаемся. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Откуда берется звук»
Мастер-класс «Откуда берется звук»...
Мастер-класс по автоматизации звуков
Мастер-класс по автоматизации звуков для родителей поможет учителю-логопеду заинтересовать родителей в проведении занятий дома с детьми....
Мастер-класс "Как рождается звук"
Мастер-класс...
Мастер-класс для родителей «Звуки- это, что мы слышим и говорим»
Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: • активизировать знания родителей о звуках и буквах; • уточнить представления о гласных и согласных звуках (...
«Современные образовательные технологии и методики в работе учителя-логопеда». Мастер - класс «Приёмы постановки звука [Ш]».
Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при корр...
Мастер-класс «Играем со звуками — озвучиваем мультфильм»
Можно ли назвать ребенка, который с первых лет своей жизни не проявлял бы никакого интереса музыке? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмически топать, или не пробовал бы ...
Мастер-класс по постановке звуков Л и Ль
Методические рекомендации для постановки звуков Л и Ль...