Проект "Год театра"
проект по развитию речи (старшая группа)
Материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений для реализации краткосрочного проекта с детьм страшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_god_teatra_.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Год театра»
(старший возраст)
Тема проекта: «Год театра»
Тип проекта: познавательно-творческий
Вид проекта: краткосрочный, групповой
Сроки реализации проекта: 3 недели
Участники: дети старшего возраста, воспитатели, родители.
Обоснование выбора темы, её актуальность.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.
В театральной деятельности ребёнок раскрепощается, передаёт свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребёнка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Реализация проекта позволила сделать жизнь детей интересной, насыщенной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель: приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи:
1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, о людях, которые работают в театре, об артистах; показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;
2. Вызвать у детей интерес к театру, желание учавствовать в театральной деятельности;
3. Содействовать развитию творческой активности у детей, эмоциональности и выразительности в речи и движениях;
4. Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ;
5. Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую среду;
6. Формировать у детей умение налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности;
7. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
8. Способствовать формированию эстетического вкуса;
9. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием;
10. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности;
11. Приобщать родителей к театрально-культурной деятельности ДОУ.
Принципы:
- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учётом индивидуальных возможностей — принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
- Принцип интеграции — содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
- Принцип координации деятельности педагога — деятельность специалистов согласована с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
- Принцип возрастной адресованности — содержание деятельности выстраивается в соответствии и учётом возраста детей.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи — родители поддреживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Методы и приёмы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детский музыкальных инструментах);
- игры-драмматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.
Работа с родителями:
Ведущая идея — активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача — заинтересованность родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- устный опрос «Играете ли вы с ребёнком в театр» (на начало и конец проекта);
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в старшей группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности»;
- посещение театра всей семьёй;
- выставка-презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;
- совместная деятельность;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работа воспитателей:
Ведущая идея - создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.
Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями.
Формы работы:
- консультации;
- создание картотеки театрализованных игр;
- помощь в организации предметно — пространственной среды;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- праздники и развлечения;
- выставки, фотоальбомы.
Дети:
1. В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.
2. Идея – не навреди.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- создание благоприятных условий для раскрытия личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;
- развитие речи, мимики, жестов;
- развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для воспитателей:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный профессональный рост;
- самореализация.
Для родителей:
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;
- самореализация.
Для группы:
- создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;
- создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности;
- создание картотеки театрализованных игр.
План реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
- Определение темы проекта.
- Составление плана работы.
- Выявление предварительных знаний детей по теме проекта:
Что мы знаем о театре, о том, кто ставит спектакль? Театр – это большое, красивое здание, там показывают спектакли. В театре есть артисты, они репетируют роли и играют в спектаклях. Спектакли бывают детские и для взрослых. Театры бывают разные (у нас в группе есть кукольный театр, пальчиковый и т.д.)
Что мы хотим узнать? Какие ещё бывают театры, чем они отличаются? Как артисты готовятся к постановке спектакля? Трудно ли быть артистом? Кто работает в театре и помогает ставить спектакли? Как зрители узнают, какой будет спектакль? Что такое декорации?
Что сделать, чтобы узнать? Поискать в Интернете. Встретиться с теми, кто работает в театре, с артистами, и спросить у них. Спросить у мамы и папы. Сходить в театр. Рассмотреть иллюстрации.
- Анкетирование родителей.
- Наблюдение за детской театрализованной деятельностью — выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам.
- Подбор наглядного материала, подготовка презентаций.
2 этап. Практический.
Ход проекта:
Первая неделя «Мы пришли в театр»
1. Знакомство с понятием театр: (показ слайдов, картин, фотографий). Виды театров (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.).
Цели: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
2. Знакомство детей со сказочными героями.
Цель: развитие интереса к театральной деятельности.
3. Тема: «Знакомство с театральными профессиями» (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
4. Показ иллюстраций, фотографий московских театров.
Цель: познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. с разными видами театров.
5. Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр».
Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения)
6.Просмотр видеофрагментов о различных видах театров.
7.Оформление альбома «Театры для всех» о различных видах театров. 8.Организация совместной деятельности в форме «Творческая мастерская» на тему «Театр своими руками», обязательно использовать кулисы, театральную кассу, афишу, буфет и гардероб.
9. Беседы о правилах поведения в театре, дать понятие пословицы «Зрительская культура».
Цель: Дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.
10. Показ театра (по выбору воспитателя).
Цель: пробудить эмоциональный отклик у детей на просмотр сказки.
Совместная образовательная деятельность:
1. Игры-беседы, чтение сказок с показом театра: «В гостях у сказки», «Здравствуйте герои сказок»; «Что я видел? » (из личного опыта детей о посещении театра).
2. Худ. творчество «Мой любимый герой».
Цель: Учить в рисунке передавать образ любимого персонажа.
Работа с родителями:
- Оформление информационного стенда (папки-передвижки) «Театр и дети».
- Беседы с родителями по теме недели.
- Презентация альбома на тему «Театральные профессии» (театральная труппа: актёры, художник по костюмам, художник-оформитель, гримёр, режиссёр и др.)
Вторая неделя «Куклы — артисты»
1. Знакомство с видами театров для детей (настольный, театр кукол бибабо, куклымарионетки).
Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
2. Рассматривание с детьми кукол би-ба-бо. Беседа о том, как правильно пользоваться куклами, что является инструментом для вождения кукол би-ба-бо.
3. Чтение русской народной сказки (по возрасту детей).
4. Показ прочитанной сказки с использованием игрушек би-ба-бо (по выбору воспитателя).
5. Театральное кукольное представление.
Цель: Развивать у детей интерес к сценическому творчеству.
6. Психогимнастика. «Разные лица».
Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.
7. «Знакомство с куклами-марионетками».
Цель: Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами.
8. Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках. Цель: Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем.
Совместная образовательная деятельность:
- «Куклы-игрушки и куклы-артисты» (беседа с детьми по плану воспитателя).
- "Веселые сочинялки". Пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра.
Цель: Побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей.
Работа с родителями:
- консультация для родителей: «Что бы сказка не стала скучной…».
- Рекомендации родителям по выбору художественной литературы для домашнего чтения.
Третья неделя «Наши руки не для скуки».
1. Знакомство детей с пальчиковым театром, театром- рукавичкой, театром теней.
Цель: дать представления детям об особенностях данного вида театров.
2. Пальчиковая гимнастика «Птичка», «Сова» и другие.
Цель: речевое развитие, развитие сообразительности, пространственного мышления, творческих способностей детей.
3. Работа с одним из видов театров: - рассматривание персонажей; - диалоги: волк - лиса, волк - медведь, мышка – волк.
Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей, расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа.
4. Игра «Придумай веселый и грустный диалог между Мышкой и Зайчиком». Цель: Развивать коммуникативные качества; разнообразить интонационную выразительность; обращать особое внимание на дикцию детей.
5. Игры детей со звучащими инструментами.
Цель: дать представление детям о музыкальном оформлении спектаклей.
6. Вечер загадок по произведениям «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Колобок», «Теремок», «Репка».
7. Игра «Попробуйте сами». Пальчиковый театр «Курочка Ряба» (по выбору воспитателя).
Цель: развивать умение детей использовать пальчиковый театр в свободной деятельности; распределять персонажей; передавать характерные особенности героев сказки.
8. С/р игра «Поездка в кукольный театр».
Цель: Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей.
Совместная образовательная деятельность:
- изготовление игрушек – самоделок оригами-сказки.
Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать персонажей к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.
- Аппликация коллективная «Стоит в поле теремок».
Цель: совершенствовать умение детей вырезать круги из квадратов разного размера, развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческое начало; составлять композицию; дополнять различными элементами.
- Аппликация коллективная «Колобок».
Цель: совершенствовать умение детей наклеивать готовые формы; развивать творческое начало; составлять общую композицию.
Работа с родителями:
- Предложить родителям познакомиться с афишами театров, в репертуаре которых есть детские спектакли.
Реализация плана (по центрам активности в группе):
Центр искусства:
- Изготовление билетов в театр.
- Изготовление афиши.
- Коллаж «Кто учавствует в постановке спектакля?» (режиссёр, артисты, костюмер, осветитель и т. д.).
- Изготовление настольных театров.
- Выставка творческих работ «Каким я вижу своего героя?»
Центр речи/книги/театра:
- Рассказы детей «Что я видел в театре?», «Чем мне понравился спектакль?», «Любимый герой спектакля».
- Оформление новых сценариев (сказок).
- Встреча с артистом. Мастер-класс по выразительности речи.
- Разучивание ролей совместно с родителями.
Центр познания:
- Исследовательский проект «Разные театры» (альбом).
- Экскурсия в театр, просмотр спектакля.
Театральный уголок:
- Драматизация сказки «Репка» совместно с родителями.
- Настольный театр сказки «Гуси – лебеди» («Три поросёнка»).
- Пальчиковый театр по сказке «Заюшкина избушка» («Теремок»).
- Схемы правил поведения в театре.
Центр игры:
- Сюжетно-ролевая игра «Театр».
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Театр» (шапочки, элементы костюмов, декорации и т.п.).
- Обыгрывание этюдов «Солёный чай», «Кто съел варенье?», «Изобрази доброго (ленивого, грустного, злого)».
Центр строительства:
- Постройка декораций для драматизации сказки.
- Конструирование здания театра.
Центр музыки:
- Подготовка музыкальной сказки «Кошкин дом».
- Прослушивание песенок из мультфильмов и сказок.
3 этап. Заключительный.
Подведение итогов проекта.
Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта:
- Речь детей более развита (обогащен словарь, сформировано умение строить предложения, произношение более правильное и четкое);
- Детьми освоены первичные навыки в области театрального искусства: использование мимики, жестов, голоса, кукловождение;
- Дети проявляют устойчивый интерес к музыкально-театральному искусству;
- Они овладели необходимыми элементарными знаниями, умениями и навыками юного актера;
- Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания;
- Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр;
- Многие родители приобрели и изготовили для домашнего использования театры;
- Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 6-7 лет.
Практическая значимость проекта:
Для детей: - активизация желания и умения самостоятельно творить, переживая радость творчества.
Для родителей: - проявление творческих способностей в разных областях; – установление партнёрских отношений с ребёнком.
Для педагогов: - повышение профессионального мастерства, самообразование.
Литература:
1.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.
2.Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. - М.: Просвещение, 1994. – 128с.
3.Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
4. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
5. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
6. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
7. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"
В проекте рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...
"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ
Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.
Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...
Лэпбук "Театр, театр, театр"
Консультация для воспитателей старшей группы...
В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »
В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...
Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""
КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок ...