Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимушка – зима!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кузьмина Анастасия Павловна

Тема: «Зимушка – зима!»

Цель: Активизация словаря по теме «Зима»

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять изученный ранее материала по теме «Зима».
  • Учить образовывать единственное и множественное число имён существительных.
  • Учить подбирать слова антонимы и синонимы.
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

  • Развивать умение логически мыслить, чётко формулируя свои ответы и давать их в грамматически правильной форме.
  • Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе.
  • Посредством мотивации улучшить активность детей на занятии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi._zimushka-zima.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

Детский сад №25 «Пчёлка»

 

 

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Тема: «Зимушка – зима!»

 

 Воспитатель: Кузьмина Анастасия Павловна

Д. Покровское, 2022

Тема: «Зимушка – зима!»

Цель: Активизация словаря по теме «Зима»

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять изученный ранее материала по теме «Зима».
  • Учить образовывать единственное и множественное число имён существительных.
  • Учить подбирать слова антонимы и синонимы.
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

  • Развивать умение логически мыслить, чётко формулируя свои ответы и давать их в грамматически правильной форме.
  • Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе.
  • Посредством мотивации улучшить активность детей на занятии.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций по теме «Зима», чтение стихов и пословиц, отгадывание загадок, дидактические игры.

Методические приёмы:

  • Сюрпризный момент
  • Словесный (вопросы, объяснения)
  • Наглядный (иллюстрации)
  • Игровой

Форма: подгрупповая

Оборудование: кукла Снегурочки, волшебный мешочек, иллюстрации о зиме, мяч, презентация.

Ход НОД:

1. Вводная часть

Приветствие: Встанем рядышком по кругу,

Скажем, здравствуйте, друг другу,

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, какое у нас сейчас время года? (Зима). А как вы это поняли? (Ответы детей)

Предлагаю вам посмотреть в окно и описать сегодняшнюю погоду. (Пасмурно или солнечно, есть ли осадки – снег, дождь, иней. Если дует ветер, какой он – холодный или тёплый, ласковый или колючий.)

Раз за окном такая погода, то как мы с вами одеваемся на улицу.

Воспитатель: Вы правильно назвали время года, а кто знает первый месяц зимы? (Декабрь). О нём говорят: «Декабрь год кончает и зиму начинает». В этом месяце самые короткие дни и самые длинные ночи.

Воспитатель: К нам кто-то стучит в дверь! Это в гости пришла Снегурочка, она услышала, как мы с вами беседуем о зиме и решила к нам заглянуть, посмотрите, она не с пустыми руками! Снегурочка принесла мешочек с интересными заданиями, она хочет проверить как много вы знаете о её любимом времени года – о Зиме! А за правильные ответы она будет давать волшебные фишки со снежинками.

2. Основная часть

Воспитатель: А теперь мы с вами посмотрим, что же интересного у неё в мешочке. Готовы узнать?! (Первый ребёнок достаёт первую карточку с заданием).

Задание 1. Ответы на вопросы, игра проводится с мячом (дети отвечают полным ответом):

- Когда к нам приходит зима?

- Кто рисует зимние узоры на окне?

- Назовите трёх братцев зимы

- Во что превращается вода в реках?

- Что зимой произошло с деревьями?

- Как живётся птицам зимой?

- Какие птицы остаются зимой с нами?

- Какие зимние забавы вы любите?

(Раздаются поощрительные жетоны)

Воспитатель: Отлично, ребята, теперь следующий достаёт вторую карточку.

Задание 2. «Подбери, назови и запомни»

  1. К существительному надо подобрать прилагательное.

Воспитатель: Снег какой – холодный, белый, пушистый, блестящий

  • Зима
  • Лёд
  • Снежинки
  • Погода
  1. К существительному надо подобрать глагол.

Воспитатель: Снежинки что делают – падают, кружатся, вьются, блестят, тают.

  • Снег
  • Лёд
  • Мороз
  • Метель
  1. К прилагательному надо подобрать существительное.

Воспитатель: что бывает морозным – вечер, день.

  • Зимние
  • Зимнее
  • Зимний

(Раздаются поощрительные жетоны)

Задание 3. «Из чего-какой?»

Воспитатель: Дорожка изо льда какая – ледяная.

  • Гора из снега
  • На улице идёт снег. Какая погода?
  • На улице мороз. Какая погода?
  • На улице ветер. Какая погода?

Музыкальная физкультминутка «Ой, летят снежинки»

Ой летят, летят снежинки (Движение руками вверх и вниз, в руках снежинки)

На дома и на тропинки, (Руки вверх, наклон вниз)

На луга и на поля (Движение руками влево и вправо)

Вся белым бела земля.

Эх, снег идёт, идёт, идёт. (Поочерёдное движение руками вверх и вниз)

Здравствуй, праздник - Новый год (Покружиться вокруг себя)

Снег идёт, идёт, идёт. (Поочерёдное движение руками вверх и вниз)

Здравствуй, праздник - Новый год (Покружиться вокруг себя)

Вышел Дед Мороз из ваты, (Руки на поясе, выставление пяточки вперёд)

Возле ёлочки мохнатой.

Встал он в шубе снеговой (Пружинка)

И встречает праздник свой. (Руки в стороны)

Эх, снег идёт, идёт, идёт. (Поочерёдное движение руками вверх и вниз)

Здравствуй, праздник - Новый год (Покружиться вокруг себя)

Снег идёт, идёт, идёт. (Поочерёдное движение руками вверх и вниз)

Здравствуй, праздник - Новый год! (Покружиться вокруг себя)

Задание 4. «Скажи наоборот»

Воспитатель:

Летом дни жаркие, а зимой –

Летом день длинный, а зимой –

Весной лёд на реке тонкий, а зимой

Снег мягкий, а лёд –

Одни сосульки длинные, а другие –

(Раздаются поощрительные жетоны)

Дети достают карточку со следующим заданием.

Задание 5. «Назови зимний предмет»

На интерактивной доске появляются разные изображения, надо назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.

Клюшка с шайбой, теннисная ракетка, снегокат, санки, мяч, скакалка, ледянка, ролики, лыжи, велосипед, коньки и т.д.

(Раздаются поощрительные жетоны)

Ребята достают карточку со следующим заданием.

Задание 6. «Что можно сделать зимой на улице из снега и льда»

Дети называют поделки из снега и льда.

Пример: горка, снеговик, снежная баба, крепость, каток и т.д.

(Раздаются поощрительные жетоны)

Задание 7. «Назови ласково»

Надо образовать существительное в уменьшительно-ласкательной форме.

Воспитатель: Ребята, давайте назовём слова ласково. Снег, а ласково – снежок.

Лед

Снеговик

Ветер

Зима

3.Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, волшебный мешочек Снегурочки пуст, вы справились со всеми заданиями. Вы молодцы, отлично поработали. Теперь пришло время посчитать сколько у вас жетонов.

Снегурочке так понравилось, как вы хорошо знаете о её любимом времени года – зиме! И она приготовила для вас сюрприз – эти прекрасные медали. (Вручение медалей каждому ребёнку)

А теперь пришло время прощаться со Снегурочкой, но вы с ней скоро увидитесь, так как впереди какой у нас праздник? (Новый год)

(Дети прощаются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима».

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить по...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме,учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родст...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима».

Конспект НОД по развитию речи  в старшей  группе                         на тему «Зимушка-зима»Цель – ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, уч...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить п...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»

Цель: – Обобщить и систематизировать знания детей о зиме,Задачи:    Учить отвечать на вопросы предложениями;    Развивать навык словообразования...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме:«Зимушка-зима»

Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. -Активизировать словарь по данной теме. -Учить подбирать определения к заданным словам. -Совершенствовать грамматический ст...