Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Минаева Ирина Михайловна

Цель: – Обобщить и систематизировать знания детей о зиме,

Задачи:

*    Учить отвечать на вопросы предложениями;

*    Развивать навык словообразования;

*    Прививать любовь к поэтическому слову;

*    Активизировать словарь детей,  подбирать родственные (однокоренные) слова;

Учить пересказывать текст, используя метод моделирования; Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад,снежок.
Оборудованиесундучок с заданиями; проектор; снежок
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц,  наблюдение за погодой на прогулках

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dlya_e.m.docx70.42 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект НОД по развитию речи  в старшей  группе
                         
на тему «Зимушка-зима»

Воспитатель: Минаева И.М.


Цель: – Обобщить и систематизировать знания детей о зиме,

Задачи:

  • Учить отвечать на вопросы предложениями;
  • Развивать навык словообразования;
  • Прививать любовь к поэтическому слову;
  • Активизировать словарь детей,  подбирать родственные (однокоренные) слова;
  • Учить пересказывать текст, используя метод моделирования; Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
    Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад,снежок.
    Оборудование: сундучок с заданиями; проектор; снежок
    Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц,  наблюдение за погодой на прогулках


                                                   Ход  занятия:


Организационный момент:

Собрались все дети в круг

                     Я твой друг, и ты- мой друг

                     Дружно за руки возьмёмся

                      И друг другу улыбнёмся.    

Ребята,  сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у нее была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина? ( ответ-зима)

Я тоже так думаю! (слайд №1-Волшебница Зима).
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Чик, чок, чок,  – открывайся, сундучок! 
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).
Ребята, сколько здесь всего интересного: вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.
Обращаюсь к одному из детей: « Скажи пожалуйста, какое сейчас время года? 
На дворе зима.  А как  называются зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)


 Дети, назовите  признаки зимы
   
Стали дни короче,
    Солнце светит мало.
    Вот пришли морозы-
   И зима настала!
Вот сейчас мы с вами поиграем:  - я буду  бросать вам снежок, задавать вопрос, а вы ловите  и отвечайте.

 
 Какая у нас зима? ( снежная, холодная, морозная); 
что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла); 
Снег -  какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю);

Лед? ( гладкий, прозрачный, твердый, скользкий)

Назовите зимние развлечения ( катание на санках, коньках, лыжах,…)

Назовите зимние спортивные игры ( хоккей, лыжный спорт, фигурное катание, санный, конькобежный спорт,..)

Назовите зимующих птиц.

Молодцы!


3.  Развитие связной речи

Рассказ воспитателя «Гостья зима»:

 «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем:

 - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?

4.  Физкультминутка «Зимой». (Импровизация движений.)

 Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

 По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

5.  Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

http://pandia.ru/text/78/055/images/image001_148.jpg

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки.

Слушайте внимательно и потом скажите, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме.  (Пересказывают 2-3 человека)

Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки».

6. «Снежок - загадка» отгадывание загадок:

Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет.
(Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.
(Рукавички)

Их треплют, катают,
А зиму таскают
.  (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы,

В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим.  (Лыжи.)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые...    
(Снежинки)

Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой?

 Не лопатой, не метлой,

 а железною рукой. (Снегоочиститель.)

Кручу, урчу,
Знать никого не хочу.
(Метель)

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла?  
(Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)


Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет.  
(Сугроб)


Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной.

(Снежная баба)


Дети, Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.
7. Игра «доскажи словечко» :
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………снег!
С неба всё скользят пушинки – серебристые………...снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается…………снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее…………снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в……снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился……………снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка…………снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил……снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)
Итог занятия:

 - Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось

особенно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима".

Комплекс игр, направлен на развитие речи у детей дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Мною представлен конспект занятия по развитию речи "Зимушка-зиа"....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Зимушка - зима!"

Конспект Нод по развитию речи "Зимушка - зима!" для детей подготовительной группы с использованием ИКТ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимушка - зима"

Конспект содержит игры и упражнения, направленные на развитие речи по теме "Зима"....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимушка-зима"

материал для закрепления знаний детей о зиме, зимних явлениях природы....