Занятие по развитию речи "Космос"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Симонова Татьяна Павловна

Цель: уточнить и обобщить знания о космосе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.odt27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему : «Космос»

Цель: уточнить и обобщить знания о космосе.

Задачи:

1.продолжать знакомить детей с историей развития космонавтики;

2.развивать умения применять знания, умения и навыки, полученные на занятии, проявлять активный познавательный интерес;

3.показать разнообразие видов звезд и созвездий;

4.расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников, употребление существительных, прилагательных;

5.воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;

6.прививать любовь к стране, к космосу.

Словарная работа: небо, звездное небо, комета; звезда, планета, галактика, созвездия; Солнце, Земля, Луна; космос, космический корабль, спутник, телескоп, космический полет, космонавт, скафандр.

Материал: конверт, карточки с вопросами для игры; портреты К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина; иллюстрации о космосе, картинка первого спутника, корабль «Восток»; картина «Солнечная система»,«Звездное небо».

Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики».

Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.

Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой.

Беседы о первом космонавте, животных, побывавших в космосе, звездах и планетах, Вселенной. Разучивание стихов.

Рисование планет, космических спутников и космонавтов в скафандре.

Чтение стихотворений, сказок и рассказов: Н.Носов «Незнайка на луне» (главы из сказки), П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», В. Бороздин «Первый в космосе». Дидактические игры: «Будущие космонавты», «Зашифрованное слово», «От Плутона до Меркурия». Строительная игра«Космодром».

Ход занятия:

Дети садятся полукругом, , я задаю ребятам воспросы,а они отвечают:

1. Как называется планета, на которой мы живем? Какой формы наша Земля? (Планета, на которой мы живем – Земля. Земля круглой формы…)

2. Как называется ближайшая к нам звезда?(Солнце - это ближайшая к Земле звезда…)

3. Как называется спутник Земли? Что ты знаешь о нем? (Луна, она находится ближе к Земле, чем звезды. Она ярко сияет на ночном небе…)

4. Какие животные полетели первыми в космос?(собаки Белка и Стрелка…)

Кто был первым космонавтом?(Ю.А. Гагарин…)

Каких женщин космонавтов ты знаешь?(В. Терешкова, С. Савицкая…)

7.Когда наша страна отмечает день космонавтики?-12 апреля.
8.Как называется дом космонавтов? – орбитальная станция.
9.Зачем он нужен? – космонавты там живут и работают.
10.На что похож космический дом? – на огромную птицу.
11.Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос?Космический корабль.
12.Как называется костюм космонавта? — Скафандр.
13.Как называется и животное, и созвездие? — Медведица.
14.Какие планеты вы знаете? — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон.

Воспитатель: Ой, посмотрите, какой конверт лежит! Давайте посмотрим, что там? (открывает конверт). Кажется, это какая-то головоломка. Здесь небольшая записка. Прочтем? Текст записки: Здравствуйте, дети! Пожалуйста, помогите мне! Моя ракета, подлетая к детскому садуи сломалась, некоторые детали отломились. Помогите мне собрать ракету! Мальчик- Марсианчик. Воспитатель: Ребята, поможем? Нам с вами надо всё узнать про космос,а потом нарисовать ракету. Тогда мальчик-марсианчик сможет полететь в космос.

Какими качествами должен обладать космонавт?(Он должен быть смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным)

А какими же должны быть космонавты? Сейчас нам ребята расскажут.
Дети:
1.Он пример для всех ребят,
Его зовут героем.
Гордо носит космонавт
Звание такое.
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться.


2.Показаться и врачу –
Здесь экзамен строгий.
Слабакам не по плечу
Звездные дороги.
На корабль могут взять
Только сильных, ловких.
И поэтому нельзя
Здесь без тренировки.

3.Барокамера, бассейн,
Где мы невесомы…
Это космонавтам всем
Хорошо знакомо.
Вот кабину карусель
Кружит круг за кругом.
Не снаряд, а просто зверь
Эта центрифуга.

 4.Очень много предстоит
Испытаний разных.
Тот, кто в космос полетит,
Их пройти обязан.
Он профессии любой
Должен знать секреты –
Ведь на высоте такой
Не спросить совета.

 5.Мы пока что только дети,
Но придёт желанный час -
На космической ракете
Дружно полетим на Марс!

16.Что такое комета? (Обычное небесное тело, покрытое толстым слоем льда…)

17.Что такое скафандр? (Скафандр – это одежда космонавта, в которой он выходит в открытый космос…)

18.Какой прибор приближает то, что находится вдали от наблюдателя? (Это телескоп … ).

- Молодцы, ребята все вы правильно ответили на вопросы.

Космос всегда интересовал человека. Ведь это важно знать – есть ли жизнь на какой – нибудь планете? Есть ли воздух на других планетах, как на планете Земля?

Почти сто лет назад в городе Калуга жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский (показываю портрет ученого). Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой – нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты. Делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить.

Но, через много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева (показываю портрет конструктора), изготовили первый космический спутник и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно(показываю картинку первого спутника).

Ребята, а кто первым отправился к звездам ,в космос?

Я с вами согласна, что космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (показываю портрет) впервые в мире успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показываю картинку корабль «Восток»).Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты с восторгом торжественно приветствовали первого космонавта.

А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт».

Физ.минутка

Раз - два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)

Три – четыре, скоро взлет.(разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет(сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею  (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)

Молодцы, присаживайтесь на свои места, я вам сейчас загадаю загадку.

Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.

Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица.

(это звезды на небе).

- Правильно, это звездное небо. А вот и перед вами звездное небо (на доске картина звездного неба).

- Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем? (Звезд на небе днем не видно…)

- А почему днем не видно звезд? (Потому, что светит Солнце…)

- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.

В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.

- Я приглашаю вас посетить наш планетарий «Солнечной системы»(предлагаю детям встать и подойти посмотреть на картину, которая находится на столе).

- Ребята, посмотрите на картину, в центре нашей галактики расположена самая большая звезда -Солнце .

- Молодцы, правильно.

- Вокруг нее движутся планеты. Сколько их?(9 планет…).

- Совершенно верно, девять больших и маленьких планет, которые расположены в определенной последовательности.

Дидактическая игра «Планеты», Я начну, а вы хором дружно отвечайте.

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз … Меркурий,

Два … Венера,

Три … Земля,

Четыре ...Марс,

Пять … Юпитер,

Шесть …Сатурн,

Семь … Уран,

За ним …Нептун,

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Д/Игра «Дополни предложение словом».

1) Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб, Нужен мощный … (телескоп).

2) На корабле воздушном, Космическом, послушном Мы, обгоняя ветер, Несемся на … (ракете).

3) У ракеты есть водитель – Невесомости любитель. По-английски «астронавт», А по-русски - … (космонавт).

4) Самый первый в космосе Летел с огромной скоростью. Отважный русский парень, Наш космонавт … (Гагарин).

5) Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят – ей не до сна. В небе светит нам … (Луна).

6) Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя. Она моя. А называется - … (Земля).

7) Он дружит с ветром и водой. Она – с Полярною звездой. Никак не могут встретиться Медведь с Большой … (Медведицей).

8) Специальный космический есть аппарат. Сигналы на землю он шлет всем подряд. И как одинокий путник, Летит по орбите … (спутник).

В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его – полоска света. А зовут объект - … (комета).

Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит … (Солнце)

Ребята, подойдите ко мне и давайте представим, что над нами самые яркие звезды на небосводе.

Сейчас мы с вами проведем гимнастику для наших глаз.

Мы звездочку увидали,

Глазки вверх подняли,

Вот звезды полетели,

Глазки вправо посмотрели.

Вот звезды полетели,

Глазки влево посмотрели

А теперь звезда внизу.

Дети смотрят вверх, вниз,

Вправо, влево.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

- Молодцы, проходите, присаживайтесь на свои места.

А теперь послушайте загадку: Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост И поднимется до звезд! Что это, ребята?

Дети: Ракета! Воспитатель: Правильно! Так на чем же полетел наш космонавт в космос?

На ракете. Так давайте теперь каждый нарисует ракету.

Итог занятия: дети рисуют ракету. Воспитатель спрашивает что запомнилось в занятии, что понравилось.

Занятие в старшей группе на тему «Космос и планеты»

Содержание материала:

Цель: закрепить имеющиеся знания о космосе.

Задачи

Образовательные: Систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике. Обогащать словарь детей (космодром, скафандр, невесомость, телескоп и т.д.).

Развивающие: Развивать интеллектуальные способности детей.

Воспитательные: Воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу. Создавать эмоционально благоприятную атмосферу.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о космосе, о знаменитых космонавтах.

2. Разгадывание загадок.

3. Чтение книг с фигурированием элементов космической тематики.

4. Рисование ракеты.

5. Аппликация ракеты.

6. Просмотр видеороликов про космос.

7. Просмотр картинок, фотографий, журналов о космосе.

Материал: конверт с заданием; картины о космосе, соответствующие каждому вопросу и загадке; портрет Ю.А. Гагарина, доска с изображением планет и подписи к ним, природный и счетный материал, детали от большого напольного конструктора «Лего», доска для каждой команды с изображением планеты и названием команды, подарки (книги «Астрологическая энциклопедия»).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня вспомним, что такое космос?

Дети: Это пространство, где находятся все планеты, летают спутники, ракеты с космонавтами.

Воспитатель: Правильно. А кто был первым летчиком-космонавтом, который покорил космос?

Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.

Воспитатель: Молодцы (показывает фотографию космонавта). А теперь послушайте загадку: Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост И поднимется до звезд! Что это, ребята?

Дети: Ракета! Воспитатель: Правильно! Так на чем же полетел наш космонавт в космос?

Дети: На ракете. Воспитатель: Да. Скажите, ребята, а вы хотели бы отправиться в космос? Ответы детей.

Воспитатель: Я думаю, когда вы вырастете, кто-нибудь из вас обязательно побывает в космосе. Ой, посмотрите, какой конверт лежит! Давайте посмотрим, что там? (открывает конверт). Кажется, это какая-то головоломка. Здесь небольшая записка. Прочтем? Текст записки: Здравствуйте, дети! Пожалуйста, помогите мне! Моя ракета, подлетая к детскому саду, потерпела небольшую аварию, и некоторые детали отломились. Помогите мне собрать ракету! Мальчик- Марсианчик» Воспитатель: Ребята, поможем? Вам надо из этих геометрических фигур собрать ракету. Можете приступать! По мере сборки ракеты воспитатель спрашивает у детей названия геометрических фигур. Молодцы! Отличная ракета получилась!

Звучит «космическая музыка».

Мне кажется, что вы не просто так собрали эту ракету – кто-то идет в гости к нам.

В комнату входит ребенок из подготовительной к школе группы, одетый в костюм инопланетянина.

Мальчик-Марсианчик: Здравствуйте, ребята! Я – Мальчик- Марсианчик. Я пришел поблагодарить вас за мою починенную ракету.

Воспитатель: Здравствуй, Мальчик-Марсианчик. Ребята очень рады, что смогли помочь тебе. А зачем ты прилетел на планету Земля?

Мальчик-Марсианчик: Я летел в космический детский сад. Там так интересно. Мы изучаем разные науки, учимся разговаривать на инопланетных языках и, конечно, играем. И еще я очень люблю путешествовать. А вы хотитебю отправиться со мной в полет?

Дети: Да!

Мальчик-Марсианчик: Тогда давайте сядем в наш космический корабль и отправимся в путешествие (каждый ребенок берет деталь космического корабля, и все выстраиваются в форме корабля. Впереди – Мальчик-Марсианчик).

Под музыкальное сопровождение дети совершают 2- 3 круга по комнате.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в космосе! Много звезд, мимо нас пролетают космические спутники. Полюбуйтесь, какие удивительные планеты!

Мальчик-марсианчик: Это мои самые любимые. А вы знаете, как они называются?

Воспитатель: Да, наши мальчики и девочки знают их названия. Настя, прочитай, как называется эта планета. (дети читают названия – подписи к планетам: УРАН, МАРС, НЕПТУН, ВЕНЕРА, САТУРН, ЗЕМЛЯ, СОЛНЦЕ).

Мальчик-Марсианчик: Ух-ты, какие вы молодцы! Я тоже знаю их названия, но читать еще не умею.

Воспитатель: Не расстраивайся! Наши дети тебя научат. А чтобы тебе было легче учиться, попробуй вместе с ребятами отгадать загадки.

Игра «Дополни словечко».

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Сегодня вам нужно не только отгадать загадку, но и найти ответ на картинках. Помогай им, Мальчик- Марсианчик!

1) Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб, Нужен мощный … (телескоп).

2) На корабле воздушном, Космическом, послушном Мы, обгоняя ветер, Несемся на … (ракете).

3) У ракеты есть водитель – Невесомости любитель. По-английски «астронавт», А по-русски - … (космонавт).

4) Самый первый в космосе Летел с огромной скоростью. Отважный русский парень, Наш космонавт … (Гагарин).

5) Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят – ей не до сна. В небе светит нам … (Луна).

6) Планета голубая, Любимая, родная. Она твоя. Она моя. А называется - … (Земля).

7) Он дружит с ветром и водой. Она – с Полярною звездой. Никак не могут встретиться Медведь с Большой … (Медведицей).

8) Специальный космический есть аппарат. Сигналы на землю он шлет всем подряд. И как одинокий путник, Летит по орбите … (спутник).

9) В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его – полоска света. А зовут объект - … (комета).

10) Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит … (Солнце).

Воспитатель: Вы все молодцы! А ты что загрустил, Мальчик- Марсианчик? Мальчик-Марсианчик: Я соскучился по своему марсианскому детскому саду. Мне пора отправляться домой. Спасибо вам, ребята! Мне было с вами очень интересно. Можно я иногда буду прилетать к вам в гости?

Ответы детей.

Мальчик-Марсианчик под музыкальное сопровождение уходит.

Воспитатель: Ну а вам, ребята, понравилось наше путешествие? Тогда я предлагаю вам смастерить на память о нашем космическом полете из счетных палочек и природного материала какую-нибудь поделку, которая напомнит нам об этом чудесном дне и о дружелюбном марсианском госте. И, может быть, пролетая мимо, он посмотрит на результаты нашего творчества, сделанные в его честь и в честь его родного дома!

Дети под музыку мастерят поделки, в конце занятия поделки выставляются на общий стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Занятиепо математике в подготовительной группе

Занятие по математике.Тема:« В гости к Дюймовочке».Программное  содержание:Закрепить знания детей о геометрических фигурах (название, особенности, сходство и отличия) , знание цветов; умение поль...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ по развитию детей   6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...