Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

                      Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_s_triz.odt16.48 КБ

Предварительный просмотр:

                      КОНСПЕКТ

            ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

     С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ

в средней группе.

                                                          Подготовил воспитатель: Картуха О.М.

Тема: «Домашние и дикие животные»

                   «ЗВЕРИГОРОД»

Программное содержание:

Закрепить материал по темам: «Дикие животные» и «Домашние животные» (классификация и дифференциация понятий).

Учить составлять сказку, используя дидактические игры в качестве фрагментов сюжета.

Развивать связную речь детей, закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.

Развивать эмоциональную сферу детей: умение сопереживать, заботиться о «братьях наших меньших».

Учить творческому фантазированию.

Материал к занятию:

Картина-схема «Город Зверигород» со схематическими домиками, деревьями, озером. Карточки: животные наших лесов, домашние животные и их детеныши. Карточка «Дом дружбы».

Игрушка — Снеговик Волшебник Быстрых Минут.

Аудиозапись «Голоса птиц».

Ход занятия:

Релаксация:

Закройте глаза, прислушайтесь к голосам весны (аудиозапись "голоса птиц")

Наступила весна. Солнышко на небе ясное, тёплое, лучистое. Оно светит всем и радует всех. Встряхнулись деревья. Скоро на них набухнут и лопнут почки. В лесу на пригорках, среди растаявшего снега, появляются первые цветочки-подснежники. Птицы защебетали. Звери в лесу начинают линять. Дети радуются и протягивают свои ладони вверх, а солнышко греет их своими лучиками. Хорошо, тепло, спокойно. Поздороваемся с солнышком, с Весной-Красной!

Весна-сказочно красивое время года! А вы любите сказки? У меня сегодня такое чудесное настроение, хочется придумать что-нибудь хорошее, интересное. Давайте вместе с вами придумаем. Далеко-далеко среди леса появился новый город "зверигород. "Справа от озера жили лесные звери. Каких лесных зверей вы знаете? Что они умеют делать? Д/и "кто что делает (воспитатель показывает карточку с изображением животного, а дети рассказывают что эти животные делают

Дидактическая игра «Кто что делает?»

  • Волк (охотится, завывает, грызет, злится...)
  • Медведь (спит, переваливается, сосет лапу, лакомится...)
  • Лиса (крадется, петляет, лакомится, заметает...)
  • Заяц (прыгает, прячется, скачет, дрожит...)
  • Еж (колется, ползет, сворачивается в клубок...)
  • Белка (скачет, запасает, грызет...)

Воспитатель: У одного из этих зверей не было домика.

 У кого? (У зайца)

А у остальных зверей домики имели свое название.

 Какой у кого домик?

Дидактическая игра «Чье жилище?»

  • У медведя...- (берлога),
  • У лисы...- (нора),
  • У белки...-(дупло),
  • У волка...-(логово),
  • У ежа...-(нора).

Воспитатель: Слева от озера жили детеныши домашних животных. Кто это?

Дети: Это поросенок, щенок, котенок, жеребенок, теленок, ягненок, козленок.

Развивающая игра «Хорошо-плохо»

  • Что хорошо в этом городе?

(В городе много зелени, значит там свежий воздух. В центре города можно купаться в озере, умываться, чистить зубы, пить воду. В лесу можно собирать грибы, ягоды, ловить в озере рыбу. В городе красиво: летают птицы, бабочки, растут цветы, кусты, деревья...)

  • Что в городе плохо?

(Детеныши животных маленькие, они могут утонуть в озере, их могут съесть лесные звери. Если они заболеют, им некому помочь — нет людей и докторов-ветеринаров...)

Динамическая пауза «Покажи, кем бы ты был в этом городе?»

(Пройдись, как животное, которое ты выбрал, а остальные дети угадают, кто это).

Воспитатель: Лесные звери были очень недовольны своими соседями.

У зайца не было своего домика, а остальные звери были очень голодны.

Как вы думаете, что же случилось дальше?

(Лесные звери решили напасть на малышей.)

  • Кто же их спасет? (Варианты детей: люди, волшебники, инопланетяне..)
  • Услышал, как плачут малыши, Фея-волшебница быстрых минут. Пожалела он их и сделала так, что малыши быстро выросли.

Как вы думаете, какие волшебные слова надо сказать для этого?

Дети: Раз, два, три! Малыш подрасти!

Появляется кукла — Фея-волшебница быстрых минут и с помощью детей превращает зверей.

Дидактическая игра «Назови маму детеныша»

Воспитатель: Назови, кто кем стал.

Дети:

  • поросенок стал свиньей,
  • теленок стал коровой,
  • жеребенок стал лошадью,
  • котенок стал кошкой,
  • щенок стал собакой,
  • ягненок стал овцой,
  • козленок стал козой.

(Воспитатель заменяет карточки детенышей на изображения взрослых животных).

Воспитатель: Решили домашние животные дать зверям отпор. Что они могли придумать?

Дети: Выстроить стену из рогов и копыт. Они будут бодаться и брыкаться. Пригласить дрессировщика. Позвать добрых волшебников, чтобы они сделали их невидимками или превратили домашних животных в хищников, а лесных в трусов.

 (А что из этого выйдет?)

Воспитатель: Звали, звали  домашние животные волшебников, да они, видно, очень заняты были, не пришли. Как плохо, когда рядом нет друзей. А у нас с вами кругом друзья!

Динамическая пауза «У меня кругом друзья»

Со мной здоровался петух:

"Ку-ка-ре-ку!" - пропел он вслух.

"Ко-ко-ко - услышал я от кур.

Мурлыка - кот мурлыкнул:

"Муррр:"

А пёс Барбос, меня узнав,

Пролаял вежливо:

"Гав! Гав!"

И протянул телёнок:

"Муууу:" Мол, здравствуй,

Скучно одному.

И воробей на ветке вмиг

Чирикнул:

"Жив я, чик-чирик!"

"Как хорошо, - подумал я, -

Что у меня кругом друзья".

Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель:                                   Дети:

А вы грустные ребята?                 Мы веселые ребята!

Вы ленивые?                                  Мы трудолюбивые!

Вы жадные ?                                  Мы щедрые!

Вы злые?                                        Мы добрые!

Вы слабые?                                    Мы сильные!

Услышали эту историю веселые,  трудолюбивые,  дружные, добрые ребята и решили они помочь голодным лесным зверям.

 Как же они им помогли?

Дети: Они их накормили.

Воспитатель: Кого и чем?

Дидактическая игра «Кто что ест»

  • медведя накормили рыбой и малиной,
  • волка  накормили рыбой и косточками,
  • лису  накормили печеньем,
  • зайца  накормили капустой и морковкой,
  • ежа  накормили яблоками и грибами,
  • белку  накормили орешками и грибочками.

Воспитатель: Дети позаботились обо всех. Они хотели, чтобы все в городе Зверигороде были довольны и счастливы, сыты, спокойны. Догадайтесь, что они сделали?(Ответы детей)

Вывешивается картинка «Дом дружбы»

Дети: Надо построить  Дом дружбы.

Воспитатель: Что должно быть в этом доме?

Дети:

  • Кафе, чтобы все звери могли поесть,
  • Театр, цирк, чтобы все могли выступать, если захотят или быть зрителями,
  • Дискотека, чтобы они смогли танцевать,
  • Спортивный зал, чтобы все могли играть в футбол, волейбол, теннис.

Воспитатель: Какими стали все звери в нашем городе?

Дети: Добрыми, веселыми, радостными, дружелюбными...

Воспитатель: Вот какое доброе дело сделали ваши дети!

Все звери захотели подружиться. Помогите им в этом. Назовите своего любимого зверя (или домашнее животное), опишите друга, которого вы ему выбрали. Ведь, чтобы подружиться, надо хорошо знать друг друга.

Дидактическая игра «Какой , какая»

1 ребенок: Собака, я хочу подружить тебя с лисой, она рыжая, пушистая, ловкая, хитрая...

2 ребенок: Медведь, я хочу подружить тебя с овцой, она коричневая, пушистая, маленькая, пугливая...

И т. д.

Воспитатель: Что надо делать людям, чтобы всем животным хорошо жилось на Земле? (Ответы детей).

Какими словами закончим сказку?

Дети: Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ-технологии

Формирование представления о цыпленке, как представителе домашних птиц с помощью системного оператора, с использованием ИКТ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ "Платье для Золушки"

Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ с детьми старшей группы....

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну сказок»

Развивает умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренирует  аналитическое мышление, ....

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе.«Расскажем медвежонку, что такое зима»

Тема: «Расскажем медвежонку что такое зима» (решение задач на противоречия).Возраст: средняя группа (4-5 года).Тип: комплексное занятие....

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗв старшей группе«Лунный гость»Цель:  обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить дете...

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе по теме "Путешествие в сказку"

Развивать умение детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, соотносить знаковые символы с образами....