Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ
консультация по развитию речи (младшая группа)

Рогова Таисия Николаевна

Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов, таких как Сократ и Платон, К. Д. Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов и другие. И сейчас в наше современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания.

Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно  физическое, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ»

Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов, таких как Сократ и Платон, К. Д. Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов и другие. И сейчас в наше современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания.

Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно  физическое, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется большое внимание речевому развитию дошкольников.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

К развитию речи у детей необходимо подходить с учётом не только общедидактических, но и методических принципов. Эти принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Остановлюсь на некоторых методических принципах.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

Речь развивается в единстве с мышлением и опирается на сенсорные представления о цвете, форме, величине, положении в пространстве, осязаемых свойствах предметов и другое, то есть  на «чувственный опыт ребёнка». Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Поэтому все педагоги активно используют наглядные средства обучения, подбирают методы и приёмы с учетом особенностей мышления: от конкретного к более абстрактному; от простого к более сложному. Приведу пример из практики. В логопедическую группу последние 3 года поступают  дети 4-5 лет, речь у которых практически отсутствует (словарный запас от 15 до 20 слов). Так вот занятия с ними начинаются не с развития речи, а согласно этому принципу с развития сенсорных и мыслительных процессов на неречевом материале, накопления пассивного словаря через расширение знаний об окружающем мире. Все занятия проводятся с использованием различных анализаторов (зрение, осязание, слух, движение в пространстве): предмет нужно увидеть, ощупать, услышать название, выполнить с этим предметом какие-либо действия. И только через какое – то время, когда ребёнок будет прочно соотносить образ предмета с его названием, то есть он закрепится в сознании ребёнка,  он начнёт употреблять его в собственной речи. Таким образом, пока не накопится достаточный пассивный словарь, активная речь у ребёнка не появится.

     Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Поэтому согласно принципу интеграции, речевое развитие осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и через физкультурные минутки, дидактические игры, подвижные игры с элементами развития речи, математику, конструирование. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля, сказки и т.д. зависит успешность самой деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Работу необходимо построить так, чтобы она была направлена на развитие всех речевых компонентов: расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором отражаются все достижения ребенка в овладении речью. Но в сердцевине «пирамиды» находятся неречевые процессы, связанные с речью (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).

Принцип обеспечения активной речевой практики.

Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки. Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах деятельности. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

Такой подход не только стимулирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речевого развития. Практика показывает, что необходимо сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы для успешного развития речи дошкольников.

В своей работе я активно использую интегрирование логопедических занятий с изодеятельностью, аппликацией, театральной деятельностью, конструированием, с занятиями воспитателя, что способствует развитию не только речи, но и психических функций (внимания, восприятия, мышления, пространственной ориентировки, памяти), моторики, формированию личностных качеств.

Одной из нестандартных форм работы по развитию речи является лэпбук. Лэпбук - тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается вместе с детьми и родителями в течение какого-либо периода. Причём к работе с лэпбуком родителей привлекают сами дети. Это стало одной из форм работы с родителями через детей. В прошлом году я представляла вашему вниманию лэпбук звуковой «У Шипелочки в гостях». Представленные в этом лэпбуке игры направлены на закрепление поставленного звука в речи ребёнка, развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, обогащение лексико-грамматического строя и связной речи, а также психических функций и мелкой моторики рук. Подробнее с этим лэпбуком можно ознакомиться на моём сайте, адрес которого вы видите на слайде. С этой работой я стала победителем конкурса «Публикация месяца» на сайтеpedsovet.org. Статья опубликована в журнале «Педсовет» (спецвыпуск журнала «Лидеры образования») №1/2014г.

Работа с лэпбуками была продолжена: совместно с воспитателями и детьми были изготовлены лэпбуки «Весна», «Птица ворона», «Цифра семь», вместе с детьми и родителями лэпбуки: «Говорящий карандаш», «Чики-рики-воробей», «Сорока-белобока», «Собака – лучший друг». Все лэпбуки направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь), расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе. Данная форма работы осуществляется с учётом всех перечисленных выше принципов, способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО. Подробнее с этими лэпбуками можно познакомиться на сайте МКДОУ «Солнышко», адрес вы видите на слайде.

Основная цель дошкольного образования – подготовка детей к обучению в школе.  Поэтому одна из важнейших задач прописана в ФГОС ДО в области «Речевое развитие» - формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. И опять же прослеживается тесная связь речи с мышлением. Звуковой анализ и синтез формируется на основе мыслительного анализа и синтеза. Примеры анализа и синтеза: игры «Назови части предмета» (в данном случае – кастрюльки), «Собери картинку из частей».

Метод звуковой, поэтому сразу нужно помочь ребёнку разграничить понятия «звук» и «буква» (звуки слышим, говорим, буквы – видим, пишем), научить выделять звуки в слове, определять количество, последовательность и место звуков в слове – это звуковой анализ, учить составлять слово из звуков – это звуковой синтез. Лучше это делать с помощью игры, поскольку игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, и остаётся ей в начале школьного возраста.

Для этого я использую интерактивные игры и игровые презентации, найденные на просторах интернета, а также делаю сама. Например, игра «Собери бусы для Нюши» (вы видите один слайд презентации «Играем со Смешариками»). Нюша просит назвать картинки, и найти слово со звуком Ш, это слово шкаф. Затем ребёнку предлагается сделать подарок для Нюши – собрать бусы. Нужно назвать звуки в слове «шкаф» по – порядку, и дать им характеристику, то есть сказать, какие это звуки: гласные или согласные, твёрдые или мягкие. Ребёнок должен быть знаком с этими понятиями. По мере называния звуков у Нюши на шее появляются бусины красного или синего цвета. В конце игры от имени Нюши я благодарю ребёнка за чудесный подарок. Игра «Помощь на пожаре» направлена на развитие звукового синтеза. В начале игровой момент: нужно помочь спасти людей, которые находятся в горящем доме на верхнем этаже. Ребёнку предлагается прослушать звуки и составить из них слово (к, о, т - кот).  Когда слово называется, к дому подставляется часть лестницы и так далее. Постепенно лестница поднимается всё выше, в конце игры погорельцы спускаются по ней и благодарят ребёнка.

Использование ИКТ помогает мотивировать детей на занятия, игры с компьютером очень нравятся детям, помогают развитию речи и произвольной регуляции деятельности ребёнка.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Для ребёнка речь взрослых является образцом для подражания, поэтому воспитателю необходимо следить за своей речью. Она должна быть чёткой, правильной и выразительной с использованием невербальных средств общения: мимики, жестов. Практика показывает, что формирование речи - трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору средств и методов обучения. Очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность, ну а прежде всего, ведущую – игровую.

Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других — меньше. Сюжетно-ролевые игры в корреспондентов-телерепортёров помогают раскрепостить детей, приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить выразительно, четко и правильно.

Мы вводим в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами. Например, «У медведя во бору», «Гуси лебеди», «Угадай, кто тебя позвал?». Используя в играх различные «выручалочки»  (чистоговорки, скороговорки, стихи-диалоги и так далее), вносящие элемент занимательности и дополнительный речевой материал, вызываем эмоциональный отклик у детей.

Развитию речевой активности способствуют игры-драматизации, которые развивают вкус и интерес к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. В работе с детьми используются различные виды театров: перчаточный, картонажный, пальчиковый, на лопаточках, бибабо. В играх-драматизациях закрепляются и уточняются: словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, навыки словообразования и словоизменения, дети упражняются в составлении связных высказываний,  развивают свою объяснительную речь.

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература.  Поэтому нами был выбран и реализован проект «Книга своими руками». Целью проекта было развитие связной речи дошкольника и обучение составлению текстов сказочного содержания.  Участниками проекта были дети, родители и воспитатели. В ходе проекта  дети узнали много интересного о книге, о новых авторах и их произведениях, совместно с родителями написали сказку, текст которой был придуман самим ребенком («Козленок и волшебные рожки», «Книга о животных», «Смешной человечек», «Сказка-малютка» и другие). 

При выполнении  работы  ребенок брал на себя роль оформителя, писателя и сказочника. Дети с большим удовольствием придумывали интересные истории про своих любимых героев и с радостью рассказывали своим сверстникам. Придумывая творческие рассказы, ребёнок старался выразить свои мысли, придумать интересных героев, их действия, что способствовалоразвитию словесно-логического мышления, активизации знаний и представлений об окружающем мире.

В группе существуют речевые традиции: «Копилка слов», «День рождения звука», которые закрепляют у детей речевые навыки, способствуют обогащению словарного запаса, развивают любознательность, языковое чутьё, умение понимать и объяснять значение слова, фразы, формируют у детей мотивацию к логопедическим занятиям и интерес к родному языку. Результатом этой работы являются альбомы и фотоальбомы, изготовленные с помощью детей, родителей и воспитателей.

Для развития речи детей мы используем все режимные моменты. Так, например, совместно с логопедом был разработан проект «Необычные прогулки», целью которого было включить детей в активное общение, побуждать к выражению мыслей в словесной форме, формировать коммуникативные умения у детей посредством систематического использования игр на прогулке, моделирования ситуаций, требующих применения диалогической речи, организации наблюдений и поисково-исследовательской деятельности.

Все прогулки были расписаны по темам и имели свое название. Во время прогулок мы вместе с детьми наблюдали и изучали всё вокруг, учились мыслить и делать выводы («Почему паук прячется в тёмное место? Почему жук не может перевернуться со спинки? Как листочки держатся за ветку?» и др.), побуждалидетей комментировать, обсуждать и объяснять природные явления, незнакомые слова,  что способствовало расширению знаний и представлений об окружающем и  обогащению словарного запаса.  К проекту были подключены и родители детей.  Они  со своими детьми во время домашних прогулок на своих участках проводили игры, рекомендованные нами.  Играли в  «Искателей», «Подражателей», «Наблюдателей», «Мыслителей», «Почемучек», «Собирателей». Прогулки для многих оказались не только интересными, но и полезными: дети вместе с родителями сделали замечательные поделки из природных материалов. Статья о проекте «Необычные прогулки» опубликована на сайте ДОУ.

Показателем хорошего развития речи детей стало участие в конкурсе чтецов, посвященного празднованию 70-летия Победы в ВОВ, где заняли  1 место. При подготовке к конкурсу дети учились не только  правильно проговаривать каждое слово, но и  эмоционально передавать смысл произведения. Воспитатель при этом стремился  развивать детскую речевую активность, тактично исправляя ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку).

На этапе выпуска детей в школу были получены следующие результаты: дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, свободно общаются друг с другом, с взрослыми, незнакомыми людьми, задают вопросы, проявляют любознательность и речевую активность во время экскурсий в библиотеку, музей, во время развлечений и праздников, значительно выделяются среди детей других групп того же возраста.

Мониторинг речевого развития детей, проведённый логопедом, показал, что на этапе завершения уровня дошкольного образования – 73 процента детей имеют высокий уровень развития речи, выше среднего -  18 процентов, средний – 9 процентов – это один ребёнок. Все дети могут самостоятельно выделять звуки в словах, различают их на слух в чужой и в собственной речи, многие начали читать, хотя целенаправленно их этому не учили.

Таким образом, можно сделать вывод: у детей складываются предпосылки грамотности, что соответствует целевым ориентирам,  обозначенным в ФГОС ДО.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Можно с уверенностью сказать, что цель эта достигнута, а Стандарт реализован.

Используемая литература:

1.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2.      Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

3.      Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. Под редакцией О.А.Денисовой. М.: ТЦ Сфера, 2012.

4.      Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. Для воспитателей детского сада. М., 1999.

5.      Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР. М.: ТЦ Сфера, 2012. (Библиотека логопеда).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ".

Формирование речи - трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны воспитателя к подбору средств и методов обучения....

Опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей "Современные подходы к речевому развитию детей"

              Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал:               «Чем ...

Консультация для педагогов : "Поиск современных подходов к речевому развитию дошкольников посредством художественной литературы, художественного слова и театрализации с учётом ФГОС».

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского литературного языка...

Современные подходы к речевому развитию дошкольников

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитани...

Современные подходы к речевому развитию

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высо...