Консультация для воспитателей "Современные подходы к речевому развитию детей"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

                Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал:

               «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!»  В статье раскрыта тема работы по речевому развитию в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Современные подходы к речевому развитию детей

                Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал:

               «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!»

      Формирование речи у дошкольников является трудной задачей. Успешное решение этой задачи необходимо для подготовки детей к обучению в школе, для общения с окружающими людьми. В настоящее время развитие речи у детей представляет актуальную проблему, обусловленную значимостью связной речи дошкольников.                    Именно поэтому речевое развитие правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания - является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Значительное место в речевом развитии должно занять специальное обучение – речевые упражнения, словесные игры – основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению.  Для развития звуковой культуры речи, детям нужно чаще предлагать чистоговорки, фразы из стихотворений,  произносимых с разной силой голоса и в разных темпах. В работе над дикцией, развитием голосового аппарата широко используются упражнения по сказке Н. В. Новотовцевой "О Веселом Язычке", потешки, а так же «Риторика для дошкольников» О.М.Ельцовой. Особое внимание уделяем творческим способностям детей, их сочинительству, умению образовывать новые слова

Разучивание стихотворений с опорой на рисунок способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает словарь детей.

Развитие связной речи тесно связанно с решением задач по формированию художественно-речевой деятельности.

Игры "Подскажи словечко" приучают детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу:

"Пусть крыша течет, и сломалась калитка,

Свой дом ни за что не покинет… (улитка)".

1. Для развития связной речи детей, можно использовать метод "Сказки – выбор". Сказка читается до места, где герою требуется сделать выбор и этот выбор за героя делает ребенок.

2. "Сказки – путешествия", где дети перевоплощаются в "путешественников" и стараются угадать, что дальше произойдет, как закончится сказка.

3. Истории – повествования с использованием набора игрушек.

4. Составление сказок по схемам с использованием технологии ТРИЗ.

5. Творческие домашние задания, которые выполняются всей семьей. Напри-мер: ребенок получает задание сочинить дома сказку и продиктовать ее взрослым. Все выше перечисленные игры и упражнения активизируют речевое развитие детей.

При формировании грамматического строя речи важно целенаправленно обучать дошкольников словообразованию, используя следующие игры:

1. Подбор родственных однокоренных слов: Снег – снежинка – снежный – снеговик – подснежник.

2. Игры на тему "Цепочка слов" – где новое слово подбирается либо на последний слог, либо на последнюю букву. Или подходит по смыслу (например: яйцо-курица-перья - подушка -… )

3. Анаграммы – составление нового слова из этих же букв, но расположенных в другом порядке.

Атлас – салат, адрес – среда, армия – Мария.

4. Грамматическая арифметика.

Быстро +ноги= быстроногий. Лопух + уши= лопоухий

5. "Наборщик" – придумывание новых слов из букв одного слова "Активность" (акт, актив, кисть, кость, кит, кот, кино, коль и т. д.).

6. Слово – рассыпалось. АРСТА – астра, АЗУБР – арбуз.

7. Ответы на вопрос – все ответы начинаются с заданного звука.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку радость, и удовольствие, и эти чувства являются мощным стимулятором восприятия активной речи и дают толчок к самостоятельной речи.

Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, развивают творчество.

Существуют новинки инновационных технологий:

1. Пальчиковые игры в воде.

2. Конструкторы LECO

3. Биоэнергопластика

4. Логоритмика

1. Пальчиковые игры в воде. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

  Для развития речи, сенсорного развития огромное значение имеет применение пальчиковых игр в воде

Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений.

Игры с водой проводятся не более 7-10 минут.

После игры ребята, насухо вытирают руки полотенцем и им предлагаются другие игры (пальчиковые, нанизывание бусинок, выкладывание рисунка стразами на пластилине.)

Для обогащения словаря ребёнка игры необходимо сопровождать песенками, потешками, игрушками.

Так, например:

пальчиковая игра в воде «Пароход»

Пароход плывет по речке.

И пыхтит он словно печка.

Игра «Дельфин»

Дельфин- малыш

Приплыл ко мне.

Он покатает на спине!

2. Конструкторы LECO

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Игры в LEGO- развивают огромное количество полезных навыков, помогают развивать творческие способности: изображение, мышление, изучение цветов.

Конструктор LEGO прививает работу в парах, группах, умение распределить обязанности. Придумывают свои истории с лего-героями

3.Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Использование биоэнергопластики в детском саду способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности, дисциплинирует ребенка, т.к. требует определенной сосредоточенности.

   Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Все упражнения можно делать сидя или стоя.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается.

Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

        Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:

Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.

Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.

  Так, например, биоэнергетическая гимнастика для пальцев

Мизинец - улучшает работу сердца, безымянный - работу кишечника, средний- контролирует работу печени, указательный –желудок, большой палец стабилизирует работу мозга.

4. Логоритмика - комплексная методика, включающая в себя речь, музыку и движения, которая помогает преодолеть речевые нарушения у дошкольника.

Положительное влияние занятиями логоритмикой позволяет дошкольникам лучше овладеть речью, закрепить звуки с двигательными навыками, развить ребенка.

Нормализует психо-эмоциональное и физическое состояние ребенка.

Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает - ребенок повторяет.

 В своих занятиях я включаю загадки, стихотворения, короткие сюжеты, практические приемы, игровые приемы.

        Практические приемы

Подобные приемы применяются для подведения итогов занятий. К таким приемам относят рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, совместно с родителями дошкольников. Так, мои дети вместе с родителями провели дома исследовательскую работу по Фразеологизмам: «Почему так говорят» и закрепили знания в рисунках.

Важными задачами словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Подбираются игры и упражнения, которые включают в себя работу над синонимами и антонимами.

        Например, фразеологизмы – синонимы, нахождение похожих по смыслу.

В двух шагах - …рукой подать

Ни то, ни се- …ни рыба, ни мясо

Поминай, как звали

Ни свет, ни заря

И след простыл

Рукой подать

Чуть свет

Как ветром сдуло

     Фразеологизмы – антонимы, нахождение противоположных по смыслу.

Тяжел на подъем – легкий на ногу

Заваривать кашу – расхлебывать кашу

Легок на подъем

Звезд с неба не хватает

     Подведя итог, можно сделать вывод о том, что новые подходы, методики, технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности и позволяет качественно подготовить детей к школе, к комфортному общению с окружающими людьми

      Используемая литература:

1. О. С. Ушакова, Е. Ш. Струнина "Методика развития речи детей".

2. Е. Синицина "Умные слова", "Умные сказки".

3. Е. В. Колесникова "Развитие звуковой культуры речи".

4. В. Волина "Русский язык. Учимся играя".

5. Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева "Развитие речи дошкольника".

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Северного района Новосибирской области

детский сад «Сказка»

Консультация для воспитателей

Современные подходы к речевому развитию детей

Воспитатель

                             высшей квалификационной категории:

Гладкова Ольга Васильевна

2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Задачи и реализация инновационного подхода в речевом развитии детей дошкольного возраста".

Одной из основных задач ОО «Коммуникация» является развитие всех компонентов устной речи. В связи с внедрением ФГТ происходит смещение акцентов при реализации задач речевого развития у дошкольников....

Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики.

Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики. ...

Семинар для воспитателей. Тема: "Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики".

Семинар для воспитателей. Тема: "Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики. ...

Доклад на тему: "Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ".

Формирование речи - трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны воспитателя к подбору средств и методов обучения....

Опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...

Инновационные подходы к речевому развитию детей с ТНР

В статье предложены различные интересные способы активизации ,  развитие не только речевой активности  , но и творческого воображения у детей с ТНР...

Консультация "Новые подходы в речевом развитии детей"

Консультация для педагогов. Здесь я поделилась своим опытом использования в работе нетрадиционных техник "Мнемотаблица" и камешки "Марблс"...