НОД рассказ по картине
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы по теме: Составление рассказа по картине "Зимние забавы" (с использованием технологии Триз)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_rasskaz_po_kartine.docx | 196.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 207»
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине "Зимние забавы"
(с использованием технологии ТРИЗ)
Разработал воспитатель:
Спасская Татьяна Владимировна
Февраль, 2022 г.
Цель: упражнять детей составлять связный рассказ по картине;
Задачи:
-формировать умение при описании событий на картине, указыватьместо и время действия, используя разные типы предложений;
-развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное, включая в повествование описания природы, окружающей действительности (на основе использования технологии ТРИЗ).
-развивать монологическую форму речи; внимание,наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников;
-расширить словарный запас: железная зима, трескучий мороз, скрипучий снег, седая хозяйка, не велик, снежные шубы, долгожданная зима, матушка - зима
-воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Материалы и оборудование: картина с изображением зимних развлечений; карточки с изображением алгоритма работы по картине (по технологии ТРИЗ), мольберт, указка.
Предварительная работа:
- Наблюдения за изменениями в природе;
- Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях;
- Чтение художественной литературы по теме: З. Александрова "Снежок", И. Суриков "Зима", русских народных сказок "Два Мороза", "Морозко";
- Беседа на тему: «Пришла зима»;
- Чтение загадок и пословиц о зиме;
- Составление рассказов из личного опыта «Как мы играем зимой».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня
говорить:
«Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокожа, белолица».
Ответы детей: Зима.
Воспитатель: Верно, зима. Как вы думаете, почему говорят: "Мороз не велик, да стоять не велит", " Береги нос в большой мороз" (ответы детей).
Ребята, скажите, а какие изменения происходят в природе зимой?
(выпадает снег, солнышко мало греет, холодно, морозно т.д.).
А какая она, зима?
(белая, холодная, хмурая, ветреная, снежная, ледяная т.д.).
А еще, зима, время веселых детских игр и забав. Какие зимние игры и забавы вы знаете?
(катание с горки на санках, снежки, катание на лыжах, коньках, игра «Мороз – Красный нос» и т.д.).
Воспитатель: Зимой мы все любим играть в разные игры. Сегодня я предлагаю вам составить рассказы по знакомой картине «Зимние забавы». (Дети проходят на стульчики)
1 этап «Определение состава картины» (работа с первой схемой)
- Какое время года изображено на картине? Какая погода?
(Ответы детей: зима, потому что вокруг много снега, падают снежинки, люди одеты в зимнюю одежду, деревья одели снежные шубы, речку затянуло льдом. Зима, потому что картина называется «Зимние забавы». Погода солнечная, морозная, холодная, ветреная, ясная и т.д.).
- Рассмотрите внимательно картину, кто на ней изображен?
(взрослые люди; дети: мальчики, девочки, птицы, елки, дерево, дома).
- Какие предметы мы видим на картине?
(лыжи, санки, коньки, снеговика, снег, снежинки, деревья, птицы)
- Что делают на картине взрослые?
(Они взяли лыжи и отправились кататься на лыжах с горы)
- Что делают дети? (они катаются на санках, коньках, лепят снеговика и т.д.)
- Как одеты взрослые и дети? (по-зимнему, в теплую и удобную одежду и т.д.)
- Как художник описал настроение людей на картине? Какое оно? (радостное, веселое, бодрое, довольное и т.д.)
Воспитатель подводит итог этапа: Когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты и предметы, изображенные на ней.
Физминутка «Лепим снеговика» (движения соответственно тексту)
Сегодня из снежного, мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома
Стоит наша баба у самых ворот
Никто не проедет
Никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе
А жучка все лает:
«Чужой во дворе!»
2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине» (работа со второй схемой)
- Пришел волшебник «Объединяй-ка» и объединил объекты на картине: мальчик – санки, дети – снеговик, ребенок – коньки, взрослые - лыжи, птицы – ветки, снег – деревья, коньки – речка и т.д.). Дети самостоятельно выделяют и объясняют взаимосвязь между разными объектами и предметами на картине. Например: «Взрослые на лыжах катаются с горы».
Итог этапа: Все объекты и предметы на картине связаны. Это важно доказать.
3 этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств» (третья схема)
Используется прием «вхождения в картину». Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться по внимательнее, вдохнуть запахи, притронуться рукой. Даются творческие задания:
- Пришел волшебник «Я слушаю и помог нам услышать…» (ответы детей);
- Пришел волшебник « Я вижу и помог увидеть…» (ответы детей);
- Пришел волшебник «Я ощущаю рукой…» (ответы детей).
Итог этапа: речевая зарисовка ощущений от своего имени или от имени объектов картины.
Физминутка «Строим горку»
Раз, два, раз, два,
Начинается игра
Разгребаем снег лопатой
Строим горку во дворе
Белой и пушистой ватой
Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.
4 этап «Преобразование объектов во времени» (четвертая схема)
Предлагаем детям выбрать персонажа, представить, как развивался сюжет во времени. Дети составляют рассказы от имени персонажей картины, давая название своему повествованию.
Воспитатель: А теперь пришло время придумать рассказ по картине «Зимние забавы». Выберите персонажа, о котором вы будете рассказывать. Придумайте название вашему рассказу. Определите, с чего вы начнете свой рассказ, как продолжите, чем закончится ваша история. Следите за тем, чтобы не повторять друг друга. (Самостоятельные рассказы 3-4 детей).
Итог этапа: придумывание детьми названия и содержания рассказа.
Рефлексия:
Воспитатель: «Ребята, оцените рассказы ваших друзей?» (ответы детей).
Воспитатель дает характеристику рассказам детей. Хвалит детей за работу.
Воспитатель: Какое замечательное время года – зима. Она приносит нам
множество сюрпризов и интересных занятий. Свои впечатления мы отражаем в рассказах, рисунках, поделках. Я предлагаю Вам после занятия нарисовать иллюстрации к вашим рассказам, и организовать из рисунков выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»
Составление рассказа, развитие речи...
как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин
Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....
как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин
Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....
Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.
Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.
Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...
Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»
Материал представляет собой конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи....
Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...