Конспект занятия по развитию речи «Весна- Красна » (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Литвинова Наталья Владимировна

ЦЕЛЬ: закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: закрепить знания о весне, умение узнавать и называть признаки весны; название весенних месяцев; расширить и активизировать словарь по теме «Весна-Красна».

Развивающие : развивать интерес к окружающему миру природы, дыхание и правильный речевой выдох, мыслительную деятельность детей, слуховое внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, умение замечать красоту природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_krasna.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи              «Весна- Красна » (старшая группа)


Конспект занятия по развитию речи «Весна-Красна» (старшая группа)

Развитие речи «Весна-Красна»

Старшая группа

Подготовила: Воспитатель Литвинова Н.В.

ЦЕЛЬ: закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: закрепить знания о весне, умение узнавать и называть признаки весны; название весенних месяцев; расширить и активизировать словарь по теме «Весна-Красна».

Развивающие : развивать интерес к окружающему миру природы, дыхание и правильный речевой выдох, мыслительную деятельность детей, слуховое внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, умение замечать красоту природы.

МАТЕРИАЛЫ:

Фотоиллюстрации с изображением весенних пейзажей в разное время;

Организационный момент:

Ребята, внимательно послушайте стихотворение и вы поймёте, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Михаил Пляцковский.

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

-Правильно, о веснетеперь можно смело закончить стихотворение:

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей - весеннее!

-А у вас какое настроение?

Дети отвечают.

Основная часть.

Игра на развитие речи «Какой? Какая? Какое?»-Давайте встанем в круг, я буду бросать каждому мячик и задавать вопрос:-весна какая(теплая, солнечная, яркая, долгожданная)

-солнышко какое? (теплое, желтое, радостное)

-небо какое? (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное)

- деревья какие? (молодые, цветущие, зеленые)- одежда весной какая? - погода весной какая?- травка весной какая?- цветы весной какие?

- настроение весной какое?

-Молодцы, вот сколько хорошего, светлого и доброго мы можем сказать о весне. А сейчас, расскажите мне, какие признаки весны вы знаете.

Предполагаемые ответы детей:- Солнце стало ярче и дольше светить;- На улице стало теплее, пропал мороз;- Снег растаял, появляется капель, проталины;- Прилетают птицы из теплых стран;- Появляются почки на деревьях;- Появляется первая трава.)

Речевое упражнение: “Какой? Какая? Какое?”

Можно сказать - весеннее настроение? А солнце весной какое(Весеннее). А лужи весной какие(Весенние). А небо, весной какое(Весеннее). (Облако, утро, погода, ручьи, капель, трава, проталинка, сосулька, дождь, день, сад, снег, перезвон.)

Физкультминутка «ВЕСНА»

Ушла зима, пришла весна,

(ходьба на месте)

Нас очень радует она.

(хлопать в ладоши)

Небо синеет и солнышко греет.

(сводят и разводят руки над головой)

Подснежник цветет и трава зеленеет.

(упражнение «цветок»)

Давайте теперь, раз вы всё знаете, расскажем, что бывает весной. Я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю.

Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко).

Над головой чистое, ясное, голубое… (небо).

На крышах вырастают белые морковки (сосульки).

И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя (капель).

Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает (снег).

Снег превращается в быстрые, озорные (ручейки, которые бегут-звенят по всем (дорожкам, зовут в гости весну.

На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки).

А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики).

И вот уже из-под снега появляются первые (цветы).

Их называют… (подснежниками).

А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц).

Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои… (гнезда).

А какая весна у нас сейчас(Ранняя)

- Молодцы, вы хорошо знаете признаки весны! А как называется первый весенний месяц?

- Март- А какая весна, когда она только «наступает»?- Ранняя- Назовите мне все весенние месяцы? Дети называют. А теперь давайте поиграем, у меня на доске есть картинки, они перепутаны местами, кто поможет их расставить.

Игра «Что за чем?»

На доске/фланелеграфе в разброс, расположены картинки, дети должны выстроить их по порядку, проследив закономерность и объясняя почему именно так, а не иначе. Например, первая картинка — на улице лежит снег, дети тепло одеты, играют. Далее будет картинка, где снег подтаял, появились проталины, с крыш капают сосульки, светит солнце. Затем, картинка, где уже солнечно, снега практически нет, дети одеты более легко. Далее, картинка без снега, солнечно, прилетают птицы. В конце может быть картинка с поздней весной.

Дети должны точно проследить закономерность, что птицы не прилетают, пока лежит снег; что проталины и капель — это результат яркого и теплого весеннего солнца. и т. д.

-Пришла пора нам отдохнуть, приглашаю вас, друзья в середину группы.

Подвижная игра «Матушка Весна».

Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят:

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май -

Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

-Ребята, а вы знаете какие — нибудь приметы, пословицы или поговорки о весне?

Дети отвечают,рассказывают, что они знают.

-А я вам тоже расскажу! А вы знали, что если в начале весны, в марте рано начал таять снег – значит, долго не растает, а то и подвалит новый. Или, когда грачи прилетают сразу на гнезда, то весна теплой будет. Или если услышали кукушку – больше не будет морозов.

-Скажите пожалуйста, как называются эти приметы и кто их придумал?

-Народные, придумал народ, люди годами наблюдали за природой.

-Скажите, что значит поговорка «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает». Выслушиваем ответы детей.

-Правильно, это значит, что с появлением солнышка, вся природа просыпается.

- А теперь давайте послушаем стихотворение и инсценируем его.

Инсценировка стихотворения

Ну, Весна!

Как дела?

– У меня уборка.

– Для чего тебе метла?

– Снег смести с пригорка.

– Для чего тебе ручьи?

– Мусор смыть с дорожки.

– Для чего тебе лучи?

– Для уборки тоже,

Всех промою, просушу –

Всех на праздник приглашу.

– Весна очень рада, что вы знаете о ней так много. Она хочет знать, знаете ли вы где в слове «весна» живет звук «с». В каком слоге? А в таких словах как солнце, сосулька, снеговик?

– У нас у всех есть родственники, это близкие люди. И у слов есть родственники, слова, похожие по звучанию и по смыслу:

• Весной ручей какой? – весенний.

• Весной на лице появляются что? – веснушки.

• Как ласково называют весну? – веснянка.

– Сейчас мы поиграем в игру «Дерево», составим из слогов слова на весеннюю тему. ( Выставляются макеты двух деревьев: на одном – начало слова, на другом – конец. Дети составляют слова из двух слогов, обрывая листочки – слоги с деревьев).

– Весна приготовила нам кроссворд «Весна пришла»

Кроссворд

1. Самый первый день весны,

Самый – самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась … (верба).

2. Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (капель).

3. Первым вылез из темницы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький … (подснежник).

4. Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик)

5. Эта гладкая дорога

Пролежит совсем немного.

Как пройдет по ней весна,

Вся разрушится она. (Лед)

6. Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело,

Всю морковку съело. (Сосулька)

7. На шесте – дворец.

Во дворе – певец.

А зовут его … (скворец).

8. Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку. (Весна)

9. Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет она все лето. (Трава)

Отгадывая кроссворд, дети читают ключевое слово «проталина».

Заключение:

-Пришла пора нам с вами прощаться, но прежде, отгадайте мою загадку:

Я всегда со светом дружен,

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.

-Конечно, это солнечный зайчик, предлагаю вам всем вместе его поискать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Весна пришла» в старшей группе

Цель: Учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, Развивать умение логически мыслить, правильно формируя выводы, развивать дифференцированное восприятие, умение сравнива...

Конспект занятия. По развитию речи. «Весна идет, весне дорогу».

Конспект занятия для старшей группы.По развитию речи, на тему: «Весна идет, весне дорогу».Цель:закреплять с детьми характерные признаки весны.Упражнять детей в умении устанавливать простей...

Конспект занятия по развитию речи "Весна красна" в средней группе

Конспект занятия по развитию речи "Весна красна" в средней группе...

конспект занятия по развитию речи "Весна" в первой младшей группе

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе "Весна"...

Конспект занятия по Развитию речи «Весна. Рассказ по картине» (Старшая группа)

- Учить составлять рассказ по картинке и вопросам, пересказы­вать его.- Формировать понятия «время года», «весна».- Закрепить признаки весны.- Учить образовывать уменьшител...

Конспект занятия по развитию речи "Весна" в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи "Весна" в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи «Весна» в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...