Образовательная технология «Мнемотехника»
учебно-методический материал по развитию речи
Конспект "Образовательная технология Мнемотехника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_tehnologiya_mnemotehnika.docx | 811.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОБУ «Ежовский детский «Солнышко»
Утверждаю
Заведующий
МОДБУ «Ежовский
детский сад «Солнышко»
______ М.С. Седанова
Образовательная технология
«Мнемотехника»
Подготовила: воспитатель Яликова А.Н.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и конечно развитие связной речи
.
Мнемотехника подразумевает использование схем, таблиц в которых заложена определённая информация и называются они мнемотаблицы.
Для составление мнемотаблиц используются картинки либо графические символы.
Цель: применение мнемотехники, как средства развития связной речи дошкольников.
Задачи:
- Развитие памяти, внимание, образного мышления и речи;
- Формирование навыков перекодирования информации
т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- Развитие мелкой моторики рук при частичном
или полном графическом воспроизведении;
- Развитие творческих способностей фантазии;
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка,
звуковой стороны речи в сфере произношения,
восприятия и выразительности.
Результативность:
Развитие памяти, внимание, образного мышления и речи;
- Формирование навыков перекодирования информации
т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- Развитие мелкой моторики рук при частичном
или полном графическом воспроизведении;
- Развитие творческих способностей фантазии;
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка,
звуковой стороны речи в сфере произношения,
восприятия и выразительности.
Приложение
«Мнемотехника как образовательная технология эффективного усвоения информации дошкольниками».
В наше время развитие связной речи детей дошкольного возраста становится особенно актуальной проблемой. Сегодня яркая, насыщенная синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста является редкостью, ведь живое человеческое общение в современном обществе сменяется зависимостью от гаджетов, недостаточной коммуникацией детей с родителями. И мы, как педагоги, должны научить детей, последовательно, грамматически правильно выражать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни, используя при этом современные образовательные методы и технологии.
Так как у дошкольников наглядно-образное мышление, важно использовать визуальное моделирование в работе с детьми, поэтому из множества современных образовательных методов и технологий, я использую мнемотехнику.
(Слайд 2) Мнемотехника-это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника подразумевает использование схем, таблиц в которых заложена определённая информация и называются они - мнемотаблицы.
Для составление мнемотаблиц я использую картинки либо графические символы, примерные вы можете увидеть на слайде.
(Слайд 3) Важное значение мнемотехники уделяли великие педагоги:
- К. Д. Ушинский говорил о том, что если ребёнка учить запомнить 5 незнакомых слов, он их будет запоминать долго, а если дать ему для запоминания 20 слов, соединить их с картинками, он запомнит их быстрее;
- С. Л. Рубинштейн. М. Леушин, Л. В. Эльконин говорили о том, что–наглядный материал помогает детям назвать не только предметы, но их характерные черты, действия, совершённые с ними;
- Л. С. Выготский также отмечал важность планирования высказывания - последовательное размещение в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Для введения мнемотехники в практику с обучающимися, определила (слайд
4) цель: применение мнемотехники, как средства развития связной речи дошкольников.
Для осуществления цели сформулировала задачи, которые помогут освоить методы работы с мнемотаблицами :
- развивать память, внимание, образное мышление и речь;
- формировать навыки перекодирования информации, т. е. преобразует абстрактные символы в изображения;
- развивать мелкую моторику рук с частичным или полным графическим воспроизведением, творчеством, фантазией;
- совершенствовать лексико-грамматические средства языка, звуковая сторона речи в области произношения, восприятия и выразительности.
Итак, коллеги, как же используется технология мнемотехники в современном образовательном процессе для усвоения дошкольниками информации?
(Слайд 5) Я использую мнемотехнику с детьми в трё х видах:
- при разучивании стихотворений, физминуток, песен;
-при пересказе рассказов;
-при обучении рассказыванию с элементами творчества и придерживаюсь определённых этапов работы над каждым из видов в соответствии с методикой.
Коллеги, я сейчас буду рассказывать о работе над каждым видом мнемотехники, а вы можете проследить на примерах этапы работы, показанные на слайдах.
(Слайд 6 этапы с примером) Итак, первый вид - для разучивания песен, физминуток, стихотворений:
- я сначала выразительно читаю детям текст, затем сообщаю о том, что это будем заучивать наизусть;
- затем читаю теккст уже с опорой на мнемотаблицу;
- далее задаю вопросы по прочитанному, чтобы помочь уяснить основную мысль;
- выявляю и объясняю значение непонятных детям слов в доступной для детей форме;
- далее читаю по одной строчке с опорой на мнемотаблицу, а дети повторяют используя мнемотаблицу;
- затем дети рассказывают с опорой на мнемотаблицу все строки.
С этого года, так дети будут старшего возраста, планирую применять ещё и зарисовку детьми мнемотаблицы по памяти.
(Слайд 7 этапы с примером) Следующий вид - для предстоящего пересказа рассказа:
- я сначала читаю текст и демонстрирую картинки, помещая их в ячейки мнемотаблицы;
- затем задаю вопросы по содержанию, дети отвечают;
- далее провожу разбор каждой ячейки мнемотаблицы;
- повторно читаю рассказ с опорой на мнемотаблицу;
- провожу коллективный пересказ;
- затем слушаем самостоятельный пересказ текста детьми.
- проводим анализ самостоятельных пересказов детей.
(Слайд 8 этапы) И третий вид использования мнемотаблиц это для обучения рассказыванию с элементами творчества:
-с начало я читаю детям начало рассказа;
-затем в вопросно-ответной форме провожу разбор содержания рассказа;
-далее совместно с детьми составляем мнемотаблицу рассказа. Последнюю ячейку таблицы заполняю знаком вопроса, который означает, что же произошло дальше?
-текст читаю ещё раз с опорой на мнемотаблицу, предлагаю 2-3 варианта возможного продолжение с данной сюжетной ситуацией;
-далее придумывают продолжение рассказа дети самостоятельно и проводится анализ детских рассказов.
(Слайд 9) Коллеги, я представила вашему вниманию разновидность применения мнемотаблиц в работе с детьми дошкольного возраста, считаю что применение мнемотехники способствует достижению следующих результатов у моих воспитанников: расширяется кругозор об окружающем мире; дети получают информацию и с удовольствием делятся ей пересказывая тексты, придумывают интересные истории; радует, что появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Карты схемы в помощь детям при творческом составлении рассказа.
Карта-схема №1 | ||
Кто я? | На чем? | Место и время |
девочка | машина | лес |
мальчик | поезд | поле |
дед | пароход | море, река |
баба | метла | луна |
царь | лошадка | планета |
царица | ракета | цирк |
внук | летучий корабль | дом |
внучка | летающая тарелка | Африка |
волшебница | воздушный шарик | в сказке |
злая ведьма | шапка-невидимка | в театре |
Баба Яга | цветик-семицветик | зима |
дети | сапоги-скороходы | осень |
король | автобус | сказочный город |
королева | самолет | Северный полюс |
заяц | лодка | тропинка |
лиса | зонт | полянка |
еж | зебра | океан |
белка |
| Марс |
волк |
| деревня |
медведь |
| болото |
золотая рыбка |
| дворец |
|
| зоопарк |
|
| в Москве |
|
| весна |
|
| лето |
Карта-схема №2 | ||
Что случилось? (Кого встретили?) | Кто помог? (Волшебные вещи) | Конец |
Баба Яга | волшебница | свадьба |
Дед Мороз | джинн | всем весело — улыба |
солдат | снеговик | ются |
инопланетяне | птицы | умер герой |
пираты | золотая рыбка | слезы |
Снежная королева | Мальчик-с-пальчик | разлука |
Кощей Бессмертный | ковер-самолет | пир |
ведьма | шапка-невидимка |
|
водяной | цветик-семицветик |
|
фея | мертвая и живая вода |
|
роботы | сапоги-скороходы |
|
гномы | скатерть-самобранка |
|
попал в болото | посох Деда Мороза |
|
буря | летающая тарелка |
|
заморозили | волшебное яблоко |
|
гроза | дудочка |
|
метель | палочка |
|
сломался | зеркало |
|
шторм | очки |
|
заколдовали | добрая фея |
|
ураган | Дед Мороз |
|
дождь | Снегурочка |
|
корабль пиратов | звери |
|
Карта-схема №3 | ||
Какими словами можно начать рассказ? | Слова-связки | Какими словами можно закончить рассказ? |
Жили-были... | А в это время... | Туг и сказке конец... |
Давно это было... | Потому что... | Вот и сказке конец, |
Как-то раз... | Пустились они... | а кто слушал — моло- |
Однажды... | И видят... | дец. |
Дело было летом... | И стали они... | Вот вам и сказка, |
В некотором царстве... | Решили они... | а мне бубликов связка. |
Давным-давно... | Вот потому и... | И все стало ясно. |
Далеко-далеко... | В связи с этим... | И стали они жить |
За тридевять земель... | Все началось с того... | в мире и согласии. |
В одном лесу... | Неожиданно... | Так они жили и не ту- |
В одном королевстве... | Вдруг... | жили. |
| И вот тогда... | Вот и вся сказка |
| А тут... | (история). |
| Там он... | Живут там и пожива |
| А навстречу... | ют, и горя не знают. |
| Один раз... | Вот и сказка вся, |
| Они всегда... | больше сказать нельзя. |
| Взяли они... | Стали они жить- |
| Тут пришел... | поживать и добра |
| Мимо пробегал | наживать |
| (проходил)... |
|
| А его друг и... |
|
| (говорит, или побежал, |
|
| или испугался)... |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по потенциалу современной образовательной технологии «Мнемотехника в воспитательно-образовательном процессе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....
Игровая образовательная ситуация "Именины книжки-малышки" с использованием современной образовательной технологии - мнемотехника.
Использование картинно-графического плана в формировании связной монологической речи у дошкольников....
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ...
«Использование образовательной технологии мнемотехникив художественно-речевом развитии детейв логопедической группе детей с ОНР»
Мнемотехника – это «искусство запоминания» Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение ...
Образовательная технология "Мнемотехника"
Образовательная технология "Мнемотехника"...
Презентация "Образовательная технология "МНЕМОТЕХНИКА "
Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи, памяти и мышления дошкольников. Мнемотехника для до...
Выступление "ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить конт...