Образовательная технология «Мнемотехника»
учебно-методический материал по развитию речи

Яликова Алевтина Николаевна

Конспект "Образовательная технология Мнемотехника"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_tehnologiya_mnemotehnika.docx811.25 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ «Ежовский детский «Солнышко»

Утверждаю

Заведующий

 МОДБУ «Ежовский

детский сад «Солнышко»

 ______ М.С. Седанова

Образовательная технология

«Мнемотехника»

Подготовила: воспитатель Яликова А.Н.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и конечно развитие связной речи

.

Мнемотехника подразумевает использование схем, таблиц в которых заложена определённая информация и называются они  мнемотаблицы.

Для составление мнемотаблиц используются картинки либо графические символы.

Цель: применение мнемотехники, как средства развития связной речи дошкольников.

Задачи:

- Развитие памяти, внимание, образного мышления и речи;

- Формирование навыков перекодирования информации

т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- Развитие  мелкой моторики рук при частичном

или полном графическом воспроизведении;

- Развитие творческих способностей фантазии;

- Совершенствование лексико-грамматических средств языка,

звуковой стороны речи в сфере произношения,

восприятия и выразительности. 

Результативность:

Развитие памяти, внимание, образного мышления и речи;

- Формирование навыков перекодирования информации

т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- Развитие  мелкой моторики рук при частичном

или полном графическом воспроизведении;

- Развитие творческих способностей фантазии;

- Совершенствование лексико-грамматических средств языка,

звуковой стороны речи в сфере произношения,

восприятия и выразительности. 

 

Приложение

«Мнемотехника как образовательная технология эффективного усвоения информации дошкольниками».

В наше время развитие связной речи детей дошкольного возраста становится особенно актуальной проблемой. Сегодня яркая, насыщенная синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста является редкостью, ведь живое человеческое общение в современном обществе сменяется зависимостью от гаджетов, недостаточной коммуникацией детей с родителями. И мы, как педагоги, должны научить детей, последовательно, грамматически правильно выражать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни, используя при этом современные образовательные методы и технологии.

Так как у дошкольников наглядно-образное мышление, важно использовать визуальное моделирование в работе с детьми, поэтому из множества современных образовательных методов и технологий, я использую мнемотехнику.

(Слайд 2) Мнемотехника-это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника подразумевает использование схем, таблиц в которых заложена определённая информация и называются они - мнемотаблицы.

Для составление мнемотаблиц я использую картинки либо графические символы, примерные вы можете увидеть на слайде.

(Слайд 3) Важное значение мнемотехники уделяли великие педагоги:

- К. Д. Ушинский говорил о том, что если ребёнка учить запомнить 5 незнакомых слов, он их будет запоминать долго, а если дать ему для запоминания 20 слов, соединить их с картинками, он запомнит их быстрее;

- С. Л. Рубинштейн. М. Леушин, Л. В. Эльконин говорили о том, что–наглядный материал помогает детям назвать не только предметы, но их характерные черты, действия, совершённые с ними;

- Л. С. Выготский также отмечал важность планирования высказывания - последовательное размещение в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Для введения мнемотехники в практику с обучающимися, определила (слайд

4) цель: применение мнемотехники, как средства развития связной речи дошкольников.

Для осуществления цели сформулировала задачи, которые помогут освоить методы работы с мнемотаблицами :

- развивать память, внимание, образное мышление и речь;

- формировать навыки перекодирования информации, т. е. преобразует абстрактные символы в изображения;

- развивать мелкую моторику рук с частичным или полным графическим воспроизведением, творчеством, фантазией;

- совершенствовать лексико-грамматические средства языка, звуковая сторона речи в области произношения, восприятия и выразительности.

Итак, коллеги, как же используется технология мнемотехники в современном образовательном процессе для усвоения дошкольниками информации?

(Слайд 5) Я использую мнемотехнику с детьми в трё х видах:

- при разучивании стихотворений, физминуток, песен;

-при пересказе рассказов;

-при обучении рассказыванию с элементами творчества и придерживаюсь определённых этапов работы над каждым из видов в соответствии с методикой.

Коллеги, я сейчас буду рассказывать о работе над каждым видом мнемотехники, а вы можете проследить на примерах этапы работы, показанные на слайдах.

(Слайд 6 этапы с примером) Итак, первый вид - для разучивания песен, физминуток, стихотворений:

- я сначала выразительно читаю детям текст, затем сообщаю о том, что это будем заучивать наизусть;

- затем читаю теккст уже с опорой на мнемотаблицу;

- далее задаю вопросы по прочитанному, чтобы помочь уяснить основную мысль;

- выявляю и объясняю значение непонятных детям слов в доступной для детей форме;

- далее читаю по одной строчке с опорой на мнемотаблицу, а дети повторяют используя мнемотаблицу;

- затем дети рассказывают с опорой на мнемотаблицу все строки.

С этого года, так дети будут старшего возраста, планирую применять ещё и зарисовку детьми мнемотаблицы по памяти.

(Слайд 7 этапы с примером) Следующий вид - для предстоящего пересказа рассказа:

- я сначала читаю текст и демонстрирую картинки, помещая их в ячейки мнемотаблицы;

- затем задаю вопросы по содержанию, дети отвечают;

- далее провожу разбор каждой ячейки мнемотаблицы;

- повторно читаю рассказ с опорой на мнемотаблицу;

- провожу коллективный пересказ;

- затем слушаем самостоятельный пересказ текста детьми.

- проводим анализ самостоятельных пересказов детей.

(Слайд 8 этапы) И третий вид использования мнемотаблиц это для обучения рассказыванию с элементами творчества:

-с начало я читаю детям начало рассказа;

-затем в вопросно-ответной форме провожу разбор содержания рассказа;

-далее совместно с детьми составляем мнемотаблицу рассказа. Последнюю ячейку таблицы заполняю знаком вопроса, который означает, что же произошло дальше?

-текст читаю ещё раз с опорой на мнемотаблицу, предлагаю 2-3 варианта возможного продолжение с данной сюжетной ситуацией;

-далее придумывают продолжение рассказа дети самостоятельно и проводится анализ детских рассказов.

(Слайд 9) Коллеги, я представила вашему вниманию разновидность применения мнемотаблиц в работе с детьми дошкольного возраста, считаю что применение мнемотехники способствует достижению следующих результатов у моих воспитанников: расширяется кругозор об окружающем мире; дети получают информацию и с удовольствием делятся ей пересказывая тексты, придумывают интересные истории; радует, что появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

C:\Users\vevar\Desktop\мнемотехника\1.jpg

C:\Users\vevar\Desktop\мнемотехника\0012-004-.jpg

http://konspekta.net/zdamsamru/baza1/124144297416.files/image021.jpg

C:\Users\vevar\Desktop\мнемотехника\100.jpg

C:\Users\vevar\Desktop\мнемотехника\img10.jpg

Карты схемы в помощь детям при творческом составлении рассказа.

Карта-схема №1

Кто я?

На чем?

Место и время

девочка

машина

лес

мальчик

поезд

поле

дед

пароход

море, река

баба

метла

луна

царь

лошадка

планета

царица

ракета

цирк

внук

летучий корабль

дом

внучка

летающая тарелка

Африка

волшебница

воздушный шарик

в сказке

злая ведьма

шапка-невидимка

в театре

Баба Яга

цветик-семицветик

зима

дети

сапоги-скороходы

осень

король

автобус

сказочный город

королева

самолет

Северный полюс

заяц

лодка

тропинка

лиса

зонт

полянка

еж

зебра

океан

белка

 

Марс

волк

 

деревня

медведь

 

болото

золотая рыбка

 

дворец

 

 

зоопарк

 

 

в Москве

 

 

весна

 

 

лето

Карта-схема №2

Что случилось? (Кого встретили?)

Кто помог? (Волшебные вещи)

Конец

Баба Яга

волшебница

свадьба

Дед Мороз

джинн

всем весело — улыба

солдат

снеговик

ются

инопланетяне

птицы

умер герой

пираты

золотая рыбка

слезы

Снежная королева

Мальчик-с-пальчик

разлука

Кощей Бессмертный

ковер-самолет

пир

ведьма

шапка-невидимка

 

водяной

цветик-семицветик

 

фея

мертвая и живая вода

 

роботы

сапоги-скороходы

 

гномы

скатерть-самобранка

 

попал в болото

посох Деда Мороза

 

буря

летающая тарелка

 

заморозили

волшебное яблоко

 

гроза

дудочка

 

метель

палочка

 

сломался

зеркало

 

шторм

очки

 

заколдовали

добрая фея

 

ураган

Дед Мороз

 

дождь

Снегурочка

 

корабль пиратов

звери

 

Карта-схема №3

Какими словами можно начать рассказ?

Слова-связки

Какими словами можно закончить рассказ?

Жили-были...

А в это время...

Туг и сказке конец...

Давно это было...

Потому что...

Вот и сказке конец,

Как-то раз...

Пустились они...

а кто слушал — моло-

Однажды...

И видят...

дец.

Дело было летом...

И стали они...

Вот вам и сказка,

В некотором царстве...

Решили они...

а мне бубликов связка.

Давным-давно...

Вот потому и...

И все стало ясно.

Далеко-далеко...

В связи с этим...

И стали они жить

За тридевять земель...

Все началось с того...

в мире и согласии.

В одном лесу...

Неожиданно...

Так они жили и не ту-

В одном королевстве...

Вдруг...

жили.

 

И вот тогда...

Вот и вся сказка

 

А тут...

(история).

 

Там он...

Живут там и пожива

 

А навстречу...

ют, и горя не знают.

 

Один раз...

Вот и сказка вся,

 

Они всегда...

больше сказать нельзя.

 

Взяли они...

Стали они жить-

 

Тут пришел...

поживать и добра

 

Мимо пробегал

наживать

 

(проходил)...

 

 

А его друг и...

 

 

(говорит, или побежал,

 

 

или испугался)...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по потенциалу современной образовательной технологии «Мнемотехника в воспитательно-образовательном процессе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....

Игровая образовательная ситуация "Именины книжки-малышки" с использованием современной образовательной технологии - мнемотехника.

Использование картинно-графического плана в формировании связной монологической речи у дошкольников....

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ  РЕЧИ...

«Использование образовательной технологии мнемотехники в художественно-речевом развитии детей в логопедической группе детей с ОНР»

Мнемотехника – это  «искусство запоминания»  Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и  воспроизведение ...

Образовательная технология "Мнемотехника"

Образовательная технология "Мнемотехника"...

Презентация "Образовательная технология "МНЕМОТЕХНИКА "

Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи, памяти и мышления дошкольников. Мнемотехника для до...

Выступление "ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить конт...