Путешествие в весенний лес
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
НОД по речевому развитию в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_puteshestvie_v_vesenniy_les.docx | 34.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе компенсирующей направленности
«Лучики» (дети 5-6 лет с ТНР)
Тема: «Путешествие в весенний лес»
Гуляева Е. П., воспитатель
г. Советский
апрель, 2018 г.
Тема: «Путешествие в весенний лес»
Образовательные области:
речевое развитие (составление рассказа о диких животных по схеме, образование относительных и притяжательных прилагательных, употребление в речи слов в точном соответствии со смыслом, звуковой анализ слова);
познавательное развитие (беседа о весенних явлениях в природе);
социально-коммуникативное развитие (деятельность детей в группах: дидактические игры: «Раздели и засели» - деление на слоги, «Место звука в слове», «Закрой окошки» - звуковой анализ слова);
физическое развитие (дыхательная гимнастика «Поезд», Физминутка «Мишка вылез из берлоги», пальчиковая гимнастика «Кто в лесочке живет?»);
художественно-эстетическое развитие (коллективный пазл «Мост»);
Интеграция видов деятельности: коммуникативная (беседа, составление рассказа по схеме), продуктивная (коллективная работа пазл «Мост»»), двигательная (физминутка «Мишка вылез из берлоги»)
Лексическая тема: весна
Вид занятия: итоговое интегрированное
Цель: выявить знания, полученные в течение учебного года
Цель: выявить знания, полученные в течение учебного года
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных и притяжательных прилагательных);
2. Употребление в речи слов в точном соответствии со смыслом.
Коррекционно-развивающие:
1.Развитие общих речевых навыков, фонематического слуха, связной речи, мышления, памяти, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
2.Развитие и активизация словаря по теме «Весна»
3. Закрепление умения составлять из частей целое.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.
Планируемый результат: дети составляют рассказ о животном с наглядной опорой на схему, образуют относительные и притяжательные прилагательные, выполняют звуковой анализ слова, делят слова на слоги, определяют место звука в слове.
Подготовительная работа: рассматривание картинок из серии «Времена года», беседа о временах года, заучивание физминутки, пальчиковой гимнастики, стихов о весне,
Оборудование:
Демонстрационный материал: макет дерева, письмо в конверте, карта, магнитофон, картинки-половинки, корзина, макеты деревьев из бумаги, мелкие игрушки: заяц, медведь, белка, бейждики.
Раздаточный материал: поезд с вагончиками, схемы для определения места звука в слове, предметные картинки, фишки для звукового анализа, картинка-карточка с лисой, части от пазла «Мост»
ТСО: проектор, ноутбук, интерактивная доска
Время проведения: 20 минут
Место проведения: групповая комната
Количество детей: 8 человек
Ход
1. Организационный момент. Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: 1-2-3-4-5-становитесь в круг играть.
Все: Мы спокойны, мы спокойны
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Повторяем обязательно,
Все, что учили на занятиях.
2. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо. От кого оно? (показываю картинку на конверте)
Письмо от Старичка-лесовичка. Послушайте, что он пишет.
«Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Старичок-Лесовичок. В моем лесу случилась беда. Таяние снега наполнило речку водой, вода разрушила мост, затопила тропинки животных к своему жилью, и теперь лесные звери не могут попасть домой. Пожалуйста, помогите нам! Отправляю вам карту, которая поможет вам добраться до нас, будьте осторожны в пути».
Старичок-Лесовичок.
Воспитатель: ребята, как мы можем помочь животным? (перевести на лодке, сделать плот, построить мост)
3. Игра «Из чего какой?»
Если построить мост из дерева он будет какой? …. деревянный
Мост из железа — железный
Плот из резины — резиновый
Лодка из пластмассы — пластмассовая
4. Беседа о весне (дети стоят в кругу)
- Как вы думаете, почему затопило дорогу в лесную школу? (растаял снег, превратился в воду)
- Как называется природное явление весной, когда от таяния снега вода топит всё вокруг? (половодье)
- Время года весна. В какой лес мы с вами отправимся? (в весенний).
- На каком транспорте отправимся, отгадайте в загадке.
5. Загадка
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой.
(Поезд)
Мы отправимся в лес на поезде. Вы согласны? (да).
Встанем все друг за другом и в путь.
6. Дыхательная гимнастика (делаем глубокий вдох носом, выдыхаем ртом, проговариваем звук: Чух-Чух-Чух).
7. Основная деятельность по развитию речи и грамоте.
Мы с вами приехали в лес. Слышите звуки леса? Пение птиц?
(на экране картина весеннего леса, звучит музыка «звуки леса»).
Ребёнок:
Мы пришли в весенний лес
Много здесь вокруг чудес!
Справа берёзки стройные стоят
Слева елочки на нас глядят
На деревьях зеленеют листочки
А в траве расцветают цветочки.
Воспитатель: присаживайтесь на лавочки, полюбуйтесь красотой весенней природы.
(дети сидят на лавочках – «брёвнышках»)
Игра «Закончи предложение».
Воспитатель: Ребята, закончите моё предложение:
На деревьях зеленеют листочки, потому что… (наступила весна)
В траве расцветают цветочки, когда … (тепло и ярко светит солнце)
Вода затопила лужайку, так как…(растаял снег и превратился в воду)
Воспитатель: молодцы. Давайте откроем карту и посмотрим, как нам передвигаться в лесу (на карте изображено дерево, под ним корзина)
Ребята, посмотрите внимательно вокруг, может здесь есть корзина (Под деревом стоит корзинка, в ней лежат картинки.)
Задание 1: Игра «ОТГАДАЙКА»
Воспитатель: Что в корзине? (картинки). Возьмите по одной. Картинки не полные, изображена лишь часть предмета. Отгадай, какие животные попали в беду.
Воспитатель: Я вижу волчью голову, значит это волк.
(показываю детям и спрашиваю по одному)
- Что видит Виолетта? (Я вижу заячьи уши, значит это заяц)
- Что видит Никита? (Я вижу медвежье туловище, значит это медведь)
Что видишь ты? (Я вижу волчье туловище, значит это волк)
Я вижу медвежью лапу, значит это медведь
Я вижу беличий хвост, значит это белка.
Я вижу барсучью голову, значит это барсук.
Я вижу оленьи рога, значит это олень.
Я вижу лисье туловище, значит это лиса.
Воспитатель: Молодцы, мы справились с заданием. Виолетта, собери картинки в корзинку.
В корзинке ещё что-то. Что это? (схема для составления рассказа о животных)
Угадайте животного, о котором вам нужно составить рассказ.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас отдохнём и отправимся дальше в путь.
Физминутка «Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Посмотрите на схему, она ваш помощник. Кто готов рассказать про зайца?
(Выслушиваются рассказы детей)
Воспитатель: Посмотрим на карту, куда нам идти дальше.
На карте изображены три дерева, под каждым деревом животное. Оглянитесь вокруг, кто-нибудь видит деревья и животных?
Задание 2: Работа в группах
Воспитатель: Ребята на полянке под каждым деревом сидят животные, из-за половодья они пропустили урок грамоты в лесной школе. Помогите каждому выполнить задания.
Воспитатель: Чтобы нам быстро их сделать, мы с вами разделимся на три команды. У вас на бейджиках изображены животные, у кого зайчики будут помогать зайцу; у кого мишки — медведю; у кого белки - белочке. Займите свои места (дети распределяются в группы и выполняют задания)
ЗАДАНИЕ ЗАЙЦА «Раздели и рассели»
Воспитатель: Помогите расселить пассажиров в вагоны поезда, разделив каждое слово на слоги. Если в слове один слог, поместите картинку в первый вагон, если два — во второй, три — в третий:
|
(на столе лежат картинки, ребенок сам выбирает себе картинку, делит на слоги и расселяет в вагон).
Воспитатель: Влад, кого ты расселил? В какой вагон? Почему ты выбрал этот вагон? (я расселил лису во второй вагон, потому что в слове ли-са два слога)
ЗАДАНИЕ БЕЛКИ «Определи место звука С в слове»
Логопед: выберите карточку, определите место звука в слове и соотнесите её со схемой.
Воспитатель: Никита, с какой схемой ты соотнёс карточку? Почему? (я положил свою карточку в первую группу, потому что в слове СОВА звук С стоит в начале)
ЗАДАНИЕ МЕДВЕДЯ «Звуковой анализ слова»
На столе картинка с изображение лисы, звуковые фишки.
Воспитатель: Кто это? (лиса) Сколько звуков в этом слове? (4) Выложите слово ЛИСА звуковыми фишками. Настя, выложи на мольберте. Проверьте, у всех ли так получилось.
Пальчиковая гимнастика
Задание 3: «Переправа»
Воспитатель: ребята посмотрите на карту, мы уже почти дошли до животных. Вот она та самая река, которая разрушила мост и затопила тропинки к жилью животных.
Посмотрите, а вот дощечки.
(Дети выходят из-за столов, берут по одному пазлу и выкладывают мостик)
Воспитатель:
На экране проектора появляется изображение Старичка - Лесовичка и лесной школы.
Старичок - Лесовичок рад, что вы построили переправу, и теперь лесные звери смогут попасть домой.
4. Итог.
Воспитатель: Какой мост мы сделали? (прочный, крепкий, деревянный, из дощечек и т.д.)
Смогут ли животные по такому мосту попасть к себе домой?
Воспитатель: И нам пора возвращаться в детский сад, возвращаемся в наш поезд (дети встают друг за другом).
Дыхательная гимнастика (делают глубокий вдох носом, выдыхая ртом проговаривают звук: Чух-Чух-Чух).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.
Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....
Сценарий весеннего праздника для детей раннего возраста и младшей группы "Путешествие в весенний лес"
Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально...
«Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп
«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...
Сценарий весеннего развлечения в первой младшей группе совместно с родителями "Путешествие в весенний лес"
1.Цель мероприятия.2.Задачи.Материалы.4.Ход развлечения...
Весеннее развлечение «Путешествие в весенний лес!» во второй младшей группе «Колокольчики»
Весна-прекрасное время года. С приходом весны природа преображается. Вокруг царит неописуемая красота. Ребята отправились на веселом паровозике в весенний лес!...
Сценарий весеннего развлечения для детей второй младшей группы с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий "Путешествие в весенний лес"
Данный материал поможет в работе музыкальным руководителям доу...
Итоговое весеннее занятие во 2 младшей группе "Путешествие в весенний лес"
Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи: закреплять представления детей о весне, её признаках; закреплять представления о смене времён го...