Путешествие в весенний лес
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гуляева Екатерина Павловна

НОД по речевому развитию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_vesenniy_les.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

в старшей группе компенсирующей направленности

«Лучики» (дети 5-6 лет с ТНР)

Тема:  «Путешествие в весенний лес»

Гуляева Е. П., воспитатель

г. Советский

апрель, 2018 г.

Тема: «Путешествие в весенний лес»

Образовательные области:

речевое развитие (составление рассказа о диких животных по схеме, образование относительных и притяжательных прилагательных, употребление в речи слов в точном соответствии со смыслом,  звуковой анализ слова);

 познавательное развитие (беседа о весенних явлениях в природе);

социально-коммуникативное развитие  (деятельность детей в группах: дидактические игры: «Раздели и засели» - деление на слоги, «Место звука в слове», «Закрой окошки» - звуковой анализ слова);

физическое развитие (дыхательная гимнастика «Поезд», Физминутка  «Мишка вылез из берлоги», пальчиковая гимнастика «Кто в лесочке живет?»);

художественно-эстетическое развитие (коллективный пазл «Мост»);

Интеграция видов деятельности:  коммуникативная (беседа, составление рассказа по схеме), продуктивная (коллективная работа пазл «Мост»»), двигательная (физминутка «Мишка вылез из берлоги»)

Лексическая тема: весна 

Вид занятия: итоговое интегрированное

Цель: выявить знания, полученные в течение учебного года

Цель: выявить знания, полученные в течение учебного года

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных и притяжательных прилагательных);

2. Употребление в речи слов в точном соответствии со смыслом.

Коррекционно-развивающие:

1.Развитие общих речевых навыков, фонематического слуха, связной речи, мышления, памяти, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

2.Развитие и активизация словаря по теме «Весна»

3. Закрепление умения составлять из частей целое.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.

Планируемый результат: дети составляют рассказ о животном с наглядной опорой на схему, образуют относительные и притяжательные прилагательные, выполняют звуковой анализ слова, делят слова на слоги, определяют место звука в слове.

Подготовительная работа: рассматривание картинок из серии «Времена года», беседа о временах года, заучивание физминутки, пальчиковой гимнастики, стихов о весне,

Оборудование:

Демонстрационный материал: макет дерева, письмо в конверте, карта, магнитофон, картинки-половинки, корзина, макеты деревьев из бумаги, мелкие игрушки: заяц, медведь, белка, бейждики.

Раздаточный материал: поезд с вагончиками, схемы для определения места звука в слове, предметные картинки, фишки для звукового анализа, картинка-карточка с лисой,  части от пазла «Мост»

ТСО: проектор, ноутбук, интерактивная доска

Время проведения: 20 минут

Место проведения: групповая комната

Количество детей: 8 человек

Ход

1. Организационный момент. Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель:  1-2-3-4-5-становитесь в круг играть.

Все: Мы спокойны, мы спокойны

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Повторяем обязательно,

Все, что учили на занятиях.
2. Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо. От кого оно? (показываю картинку на конверте)

Письмо от Старичка-лесовичка. Послушайте, что он пишет.

«Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Старичок-Лесовичок. В моем лесу случилась беда. Таяние снега наполнило речку водой, вода разрушила мост, затопила тропинки животных к своему жилью,  и теперь лесные звери не могут попасть домой. Пожалуйста, помогите нам! Отправляю вам карту, которая поможет вам добраться до нас, будьте осторожны в пути».

Старичок-Лесовичок.

Воспитатель: ребята, как мы можем помочь животным? (перевести на лодке, сделать плот, построить мост)

3. Игра «Из чего какой?»

Если построить мост  из дерева он будет какой? …. деревянный

Мост из железа — железный

Плот из резины — резиновый

Лодка из пластмассы — пластмассовая

4. Беседа о весне (дети стоят в кругу)

- Как вы думаете, почему затопило дорогу в лесную школу? (растаял снег, превратился в воду)

- Как называется природное явление весной, когда от таяния снега вода топит всё вокруг? (половодье)

- Время года весна. В какой лес мы с вами отправимся? (в весенний).

- На каком транспорте отправимся, отгадайте в загадке.

5. Загадка

Железные избушки 
Прицеплены друг к дружке. 
Одна из них с трубой 
Ведет всех за собой. 
(Поезд)

Мы отправимся в лес на поезде. Вы согласны? (да).

Встанем все друг за другом и в путь.

6. Дыхательная гимнастика (делаем глубокий вдох носом, выдыхаем ртом,  проговариваем  звук: Чух-Чух-Чух).

7. Основная деятельность по развитию речи и грамоте.

Мы с вами приехали в лес. Слышите звуки леса? Пение птиц?

(на экране картина весеннего леса, звучит музыка «звуки леса»).

Ребёнок:

Мы пришли в весенний лес

Много здесь вокруг чудес!

Справа берёзки стройные стоят

Слева елочки на нас глядят

На деревьях зеленеют листочки

А в траве расцветают цветочки.

 Воспитатель: присаживайтесь на лавочки, полюбуйтесь красотой весенней природы.

(дети сидят на лавочках – «брёвнышках»)

Игра «Закончи предложение».

Воспитатель: Ребята, закончите моё предложение:

На деревьях зеленеют листочки, потому что… (наступила весна)

В траве расцветают цветочки, когда … (тепло и ярко светит солнце)

Вода затопила лужайку, так как…(растаял снег и превратился в воду)

Воспитатель: молодцы. Давайте откроем карту и посмотрим, как нам передвигаться в лесу (на карте изображено дерево, под ним  корзина)

Ребята, посмотрите внимательно вокруг, может здесь есть корзина (Под деревом стоит корзинка, в ней лежат картинки.)

Задание 1: Игра «ОТГАДАЙКА»  

Воспитатель: Что в корзине? (картинки). Возьмите по одной. Картинки не полные, изображена лишь часть предмета. Отгадай, какие животные попали в беду.

 Воспитатель: Я вижу волчью голову, значит это волк.

(показываю детям и спрашиваю по одному)

- Что видит Виолетта? (Я вижу заячьи уши, значит это заяц)

- Что видит Никита?  (Я вижу медвежье туловище, значит это медведь)  

Что видишь ты? (Я вижу волчье туловище, значит это волк)

Я вижу медвежью лапу, значит это медведь

 Я вижу беличий хвост, значит это белка.

Я вижу барсучью голову, значит это барсук.

Я вижу оленьи рога, значит это олень.

Я вижу лисье туловище, значит это лиса.

Воспитатель: Молодцы, мы справились с заданием. Виолетта, собери картинки в корзинку.

В корзинке ещё что-то. Что это? (схема для составления рассказа о животных)

Угадайте животного, о котором вам нужно составить рассказ.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас отдохнём и отправимся дальше в путь.

Физминутка «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

Посмотрите на схему, она ваш помощник. Кто готов рассказать про зайца?

(Выслушиваются рассказы детей)

Воспитатель: Посмотрим на карту, куда нам идти дальше.

На карте изображены три дерева, под каждым деревом животное. Оглянитесь вокруг, кто-нибудь видит деревья и животных?

Задание 2: Работа в группах

Воспитатель:  Ребята на полянке под каждым деревом сидят животные, из-за половодья они пропустили урок грамоты в лесной школе. Помогите каждому выполнить задания.

Воспитатель:  Чтобы нам быстро их сделать, мы с вами разделимся на три команды. У вас на бейджиках изображены животные, у кого зайчики будут помогать зайцу; у кого мишки — медведю; у кого белки - белочке. Займите свои места (дети распределяются в группы и выполняют задания)

ЗАДАНИЕ ЗАЙЦА «Раздели и рассели»

Воспитатель:  Помогите расселить пассажиров в вагоны поезда, разделив каждое слово на слоги. Если в слове один слог, поместите картинку в первый вагон, если два — во второй, три — в третий:    

                                                                           

   

     

 (на столе лежат картинки, ребенок сам выбирает себе картинку, делит на слоги и расселяет в вагон).

Воспитатель:  Влад, кого ты расселил? В какой вагон? Почему ты выбрал этот вагон? (я расселил лису во второй вагон, потому что в слове ли-са два слога)

ЗАДАНИЕ БЕЛКИ «Определи место звука С в слове» 

Логопед: выберите карточку, определите место звука в слове и соотнесите её со схемой.

 

Воспитатель:  Никита, с какой схемой ты соотнёс карточку? Почему? (я положил свою карточку в первую  группу, потому что в слове СОВА звук С стоит в начале)

ЗАДАНИЕ МЕДВЕДЯ «Звуковой анализ слова»

На столе картинка с изображение лисы, звуковые фишки.

Воспитатель:  Кто это? (лиса) Сколько звуков в этом слове? (4) Выложите слово ЛИСА звуковыми фишками.  Настя, выложи на мольберте. Проверьте, у всех ли так получилось.

Пальчиковая гимнастика

Кто в лесочке живет?

Кто в лесочке живет?

Под корягой – старый крот,

За горой – лисенок,

В ельнике – лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать.

Переплести пальчики, имитируя лес.

Загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца.

Сжимать и разжимать кулачки.

Задание 3: «Переправа»

Воспитатель: ребята посмотрите на карту, мы уже почти дошли до животных. Вот она та самая река, которая разрушила мост и затопила тропинки к жилью животных.

Посмотрите, а вот дощечки.

(Дети выходят из-за столов, берут по одному пазлу и  выкладывают мостик)

Воспитатель:

 На экране проектора появляется изображение Старичка - Лесовичка и лесной школы.

Старичок - Лесовичок рад, что вы построили переправу, и теперь лесные звери смогут попасть домой.

4. Итог.

Воспитатель: Какой мост мы сделали? (прочный, крепкий, деревянный, из дощечек и т.д.)

Смогут ли животные по такому мосту попасть к себе домой?

Воспитатель: И нам пора возвращаться в детский сад, возвращаемся в наш поезд (дети встают друг за другом).

Дыхательная гимнастика (делают глубокий вдох носом, выдыхая ртом проговаривают звук: Чух-Чух-Чух).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.

Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....

Сценарий весеннего праздника для детей раннего возраста и младшей группы "Путешествие в весенний лес"

Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально...

«Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп

«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...

Весеннее развлечение «Путешествие в весенний лес!» во второй младшей группе «Колокольчики»

Весна-прекрасное время года. С приходом весны природа преображается. Вокруг царит неописуемая красота. Ребята  отправились на веселом паровозике в весенний лес!...

Итоговое весеннее занятие во 2 младшей группе "Путешествие в весенний лес"

Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи: закреплять представления детей о весне, её признаках; закреплять представления о смене времён го...