Конспект занятия по развитию речи в младшей группе " В гости к бабушке Арине "
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Бибяева Оксана Вячеславовна

Вызвать интрес детей к старинным вещам.закреплять их названия в речи .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи  во второй младшей группе : «В гости к бабушке Арине»

Цель: Дать представление о русской избе.

Задачи:

 - Обогатить словарь детей новыми словами.

- Вызвать интерес к старинным вещам (печка, чугунок, ухват, люлька и др.), народным играм и русскому фольклору.

 - Воспитывать  любовь к русским традициям, к русскому фольклору.

Материал: Картина на экране с изображением  русской избы печки предметами русского быта, кошка (игрушка); атрибуты мини-музея – ухват, чугунок, люлька, печка, сундук.  

Словарная работа: чугунок, ухват, люлька, печка, изба, сундук, ласковые слова для кота (котик, котенька, котя, коток).

Предварительная работа: посещение мини-музея «Русская изба», рассматривание иллюстраций предметов народного быта, чтение русских народных сказок, заучивание потешек, рассматривание иллюстраций и чтение стихотворений, загадок о котах, игра «Назови ласково».

                                                     Ход занятия

Бабушка Арина – хозяйка «избы» в русском одеянии встречает детей.

Бабушка Арина. Здравствуйте, здравствуйте, детушки! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в мой дом, я в нем хозяюшка. Гостям в нашей избе всегда рада. Рассаживайтесь поудобнее. «Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим.

Дети, я живу в деревянном доме,   по-старому - в русской избе.

( Слайд:  изображение  русской избой)  Вот такая моя изба. Посмотрите.

 Я знаю, что вы знаете много сказок в которых были такие же жилища. Давайте вспомним. А поможет нам в этом волшебный клубок, у кого он окажется, тот должен назвать сказку (игра под музыку, клубок передают друг другу, как музыка останавливается, у кого остался клубок – тот ребенок называет сказку).

(Теремок ,Заюшкина избушка, Маша и медведь, Колобок, Три медведя, Волк и семеро козлят, Гуси-лебеди)

Вот так живут сказочные герои, так жили и люди давным-давно. У меня в деревне нет многоэтажных домов, а стоят маленькие домики. В них нет воды, нет газа, а раньше не было даже света. За водой люди ходили на реку или брали воду в колодце. А что же люди делали, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей).

Для того, чтобы было тепло, в каждой избе есть печь.(иллюстрация на экране  с печкой)

И в моей избе есть печь. Посмотрите ребята.На ней я готовлю себе еду.А топится печка дровами, бросаю их в печку, поджигаю, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.-Ребята, а у кого в доме есть такая печка?- Как нет? А на чем ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические печи, на которых готовят еду ваши мамы. А в печи люди готовили, когда не было электрических плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ), они заменяли что? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны. Чтобы не обжечься, чугунок из печи доставали при помощи ухвата. А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. А еще на печи можно было погреться. Я очень люблю греться на печи.

 - Ой, кто это на печи спрятался? Отгадайте загадку.

Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

(Ответы детей).

- Да, это котик.

кошка (игрушка).

Воспитатель берет кота на руки, гладит его и просит детей позвать кота ласково.

Дети. Котик, котенька, котя.

Давайте расскажем про нашего котика, какой он хороший.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

- Давайте поиграем с котиком.

Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель с котиком сидит на кровати, дети потихоньку подходят, проговаривая слова потешки. Как только кот замяукает, дети бегут на скамейку (в домик).

- А вот еще одна потешка. Давайте расскажем её все вместе.

Котя, котенька, коток,

Котя - серенький лобок.

Приди, котя, ночевать,

Мою детыньку качать.

- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).

Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы) Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково). Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

И утащит во лесок.

Он утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.

- В русской избе шкафов и шифоньеров не было совсем. Где же люди одежду хранили? Кто догадается? Для этого служили сундуки. В них и вещи хранили, на них и спали.

А вот наш сундучок, он у нас не простой, а призовой, в нем вам подарки.

Но вот пора прощаться, приходите ко мне в гости.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе " В гости к бабушке Арине"

Каждый педагог ищет новые формы организации и проведения занятий, развивающие познавательную активность детей ....

Конспект игры-занятия в 1 младшей группе "В гости к бабушке Арине"

Программное  содержаниеУчить: внимательно, слушать речь воспитателя; рассматривать игрушку вязаные вещи, клубочки ниток; отвечать на вопросы по содержанию потешки, договаривать текст, запом...

Конспект игры-занятия в 1 младшей группе "В гостях у бабушки Арины"

Программное содержание:Учить  детей  слушать потешку, подговаривать  слова; отвечать на вопросы;  упражнять  в  подборе  существительных  к  глаголу...

Конспект занятия по физическому развитию во второй младшей группе "В гости к Бабушке Арине".

Конспект занятия по физическому развитию во второй младшей группе "В гости к Бабушке Арине".Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Драгунова Галина Ивановна МБДОУ «Шемуршински...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «В гости к бабушке»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «В гости к бабушке»Цель: Развивать связную речь детей.Задачи: Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Закрепить правильное произн...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "В гости к бабушке"

Цель:Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Закрепить правильное произношение звуков: ч, ш, с, з. Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, мур-мур, гав-гав, му-му..Уч...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе В гости к бабушке

Воспитатель, Хорлунова Н. В.Конспект образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе "В гости к бабушке"Цель: учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Задач...