НОД по обучению грамоте: звук и буква П.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Закрепить произношение звука [П], познакомить с печатным написанием буквы П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_og_zvuk_i_bukva_p.docx18.78 КБ
Файл k_nod_p.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

Воспитатель: Жихарева А.В

Тема: «Звук и буква П».

Цель: Закрепить произношение звука [П], познакомить с печатным написанием буквы П.

Задачи:

Образовательные:

- Учить четко произносить звук П;

- Выделять звук [П] из звукового ряда;

- Производить звуковой анализ;

- Познакомить с печатным написанием буквы П;

- Дать представление о том, что звук и буква П могут находиться в слове в начале, в середине, в конце.

Развивающие: 

- Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Воспитательные: 

- Воспитывать положительное отношение к занятиям;

- Умение контролировать собственную речь;

- Формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Оборудование: мяч, лист с заданием, карандаши; карточка с изображением буквы П; слоговая таблица; счётные палочки; пазл «Буква П».

Ход занятия

I. Организационный момент:

Игра «Назови слова» (с мячом)

Я называю звук, а вы на этот звук придумываете слова. (А, О, Э, У, И, Ё, Я, Ю)

(арбуз, огурец, эскимо, улитка, иголка, ёлка, яблоко, юла) Молодцы ребята!

Сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши Звуковички. Они познакомят нас с новым звуком.

Но для начала давайте вспомним. (Слайд 1) Девочка-звуковичок за какие звуки отвечает? (Гласные) А мальчик-звуковичок? (Согласные)

Чем они отличаются друг от друга? (Гласные – поются, произносятся легко. Согласные – произносятся с преградой, не умеют петь.)

Ребята, а чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, буквы – пишем и видим.) Сколько гласных букв в алфавите? (10)

Давайте вспомним их. (Слайд 2)

II. Знакомство с новой темой.

— Звуковички принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям? (Да, поможем!) (Слайд 3)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга зацепились.

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

(Поезд)

В тёмном уголке живёт,

Тоненькую нить прядёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался.

(Паук)

Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают.

Петь не могут, веселиться,

Собрались все в стайки ….

(Птицы)

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Из корытца пьёт водицу.

(Поросёнок)

Молодцы, ребята!

А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок. (Звук [П]).

Игра «Поезд»

Ребята, предлагаю сесть в поезд и отправиться на станцию звука [П]. (Дети под музыку двигаются друг за другом. Прибыв на станцию встают парами.)

Попыхтим, как звук [П]. (Дети произносят звук [П] индивидуально, парами, наблюдая за артикуляцией друг друга).

Что делают губы при произнесении звука [П]? (Губы при произнесении звука [П] сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу. Звук произносится коротко и быстро).

III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Какой это звук? Гласный или согласный? (Согласный) Почему? (Когда мы его произносим, воздух встречает преграду - губы). Он глухой или звонкий? (Глухой) Почему? (горлышко не дрожит).

Как вы думаете, какой характер у звука [П]? (Звук [П] согласный, глухой, твердый, мы его обозначаем синим цветом).

Игра «Место звука в слове»

Выделение звука [П] в словах.

Дети называют картинку и определяют место звука [П] в словах (в начале слова, в середине и в конце слова): паук, пальто, пуговица, пушка, подушка, пугало, трап, карп, сноп, шип, серп, липа, лампочка, шапка, лопата, шляпа. (Слайд 4)

Наши звуковички очень любят чистоговорки. Давайте мы с вами вместе их проговорим.

Пу – пу – пу, попугай клюет крупу.

Па – па – па, на пол сыплется крупа.

Пы – пы – пы, больше нет у нас крупы. (Слайд 5)

Физкультминутка «Пузырь»

Надувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

И не лопайся.

Шар летел, летел, летел

Да за веточку задел

Пшшшшш

IV. Знакомство с буквой П.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись! (Слайд 6)

Ребята, из скольких элементов состоит буква П? (Буква П состоит из 3 палочек.)

Какие палочки по размеру? (Две длинные и одна короткая.) пройдите за столы.

Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).

Игра «Кто первый прочитает правильно»

Чтение слоговой таблицы (прямой и обратный слог)

ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПИ, ПЫ.

АП, ОП, УП, ЭП, ИП, ЫП.

Игра «Собери пазл»

Дети собирают пазл букву П из частей.

Ребята, звуковички пришли к вам не с пустыми руками, они принесли для вас задание. (Выполнение задания. Написание буквы П.)

V. Итог занятия.

С каким новым звуком и буквой мы познакомились? (Мы познакомились со звуком [П], и буквой П.)

Какой звук [П]? (Звук [П] – согласный, твёрдый, глухой.)

Чем гласные звуки отличаются от согласных?

А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А Я И ы О Ё У Ю Е Э

Слайд 5

Па-па-па – у меня есть лупа

Слайд 6

П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации. Обучение грамоте. Звук и буква...

Обучение грамоте. Звук и буква......

Обучение грамоте. Звук и буква А

буклет предназначен для закрепления знаний при обучении грамоте детей дошкольного возраста (домашнее задание). содержит речевой и картинный материал...

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.

Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...