НОД по обучению грамоте: звук и буква П.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Закрепить произношение звука [П], познакомить с печатным написанием буквы П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_og_zvuk_i_bukva_p.docx | 18.78 КБ |
k_nod_p.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте
Воспитатель: Жихарева А.В
Тема: «Звук и буква П».
Цель: Закрепить произношение звука [П], познакомить с печатным написанием буквы П.
Задачи:
Образовательные:
- Учить четко произносить звук П;
- Выделять звук [П] из звукового ряда;
- Производить звуковой анализ;
- Познакомить с печатным написанием буквы П;
- Дать представление о том, что звук и буква П могут находиться в слове в начале, в середине, в конце.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к занятиям;
- Умение контролировать собственную речь;
- Формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.
Оборудование: мяч, лист с заданием, карандаши; карточка с изображением буквы П; слоговая таблица; счётные палочки; пазл «Буква П».
Ход занятия
I. Организационный момент:
Игра «Назови слова» (с мячом)
Я называю звук, а вы на этот звук придумываете слова. (А, О, Э, У, И, Ё, Я, Ю)
(арбуз, огурец, эскимо, улитка, иголка, ёлка, яблоко, юла) Молодцы ребята!
Сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши Звуковички. Они познакомят нас с новым звуком.
Но для начала давайте вспомним. (Слайд 1) Девочка-звуковичок за какие звуки отвечает? (Гласные) А мальчик-звуковичок? (Согласные)
Чем они отличаются друг от друга? (Гласные – поются, произносятся легко. Согласные – произносятся с преградой, не умеют петь.)
Ребята, а чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, буквы – пишем и видим.) Сколько гласных букв в алфавите? (10)
Давайте вспомним их. (Слайд 2)
II. Знакомство с новой темой.
— Звуковички принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям? (Да, поможем!) (Слайд 3)
Братцы в гости снарядились, Друг за друга зацепились. И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок. (Поезд) | В тёмном уголке живёт, Тоненькую нить прядёт. Он тайком сюда забрался, Строить новый дом собрался. (Паук) |
Холода их так пугают, К тёплым странам улетают. Петь не могут, веселиться, Собрались все в стайки …. (Птицы) | Кто имеет пятачок, Не зажатый в кулачок? На ногах его копытца, Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок) |
Молодцы, ребята!
А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок. (Звук [П]).
Игра «Поезд»
Ребята, предлагаю сесть в поезд и отправиться на станцию звука [П]. (Дети под музыку двигаются друг за другом. Прибыв на станцию встают парами.)
Попыхтим, как звук [П]. (Дети произносят звук [П] индивидуально, парами, наблюдая за артикуляцией друг друга).
Что делают губы при произнесении звука [П]? (Губы при произнесении звука [П] сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу. Звук произносится коротко и быстро).
III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
Какой это звук? Гласный или согласный? (Согласный) Почему? (Когда мы его произносим, воздух встречает преграду - губы). Он глухой или звонкий? (Глухой) Почему? (горлышко не дрожит).
Как вы думаете, какой характер у звука [П]? (Звук [П] согласный, глухой, твердый, мы его обозначаем синим цветом).
Игра «Место звука в слове»
Выделение звука [П] в словах.
Дети называют картинку и определяют место звука [П] в словах (в начале слова, в середине и в конце слова): паук, пальто, пуговица, пушка, подушка, пугало, трап, карп, сноп, шип, серп, липа, лампочка, шапка, лопата, шляпа. (Слайд 4)
Наши звуковички очень любят чистоговорки. Давайте мы с вами вместе их проговорим.
Пу – пу – пу, попугай клюет крупу.
Па – па – па, на пол сыплется крупа.
Пы – пы – пы, больше нет у нас крупы. (Слайд 5)
Физкультминутка «Пузырь»
Надувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой
И не лопайся.
Шар летел, летел, летел
Да за веточку задел
Пшшшшш
IV. Знакомство с буквой П.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди и подтянись! (Слайд 6)
Ребята, из скольких элементов состоит буква П? (Буква П состоит из 3 палочек.)
Какие палочки по размеру? (Две длинные и одна короткая.) пройдите за столы.
Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).
Игра «Кто первый прочитает правильно»
Чтение слоговой таблицы (прямой и обратный слог)
ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПИ, ПЫ.
АП, ОП, УП, ЭП, ИП, ЫП.
Игра «Собери пазл»
Дети собирают пазл букву П из частей.
Ребята, звуковички пришли к вам не с пустыми руками, они принесли для вас задание. (Выполнение задания. Написание буквы П.)
V. Итог занятия.
С каким новым звуком и буквой мы познакомились? (Мы познакомились со звуком [П], и буквой П.)
Какой звук [П]? (Звук [П] – согласный, твёрдый, глухой.)
Чем гласные звуки отличаются от согласных?
А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А Я И ы О Ё У Ю Е Э
Па-па-па – у меня есть лупа
П
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации. Обучение грамоте. Звук и буква...
Обучение грамоте. Звук и буква......
Обучение грамоте. Звук и буква А
буклет предназначен для закрепления знаний при обучении грамоте детей дошкольного возраста (домашнее задание). содержит речевой и картинный материал...
Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"
занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...
Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"
Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...
Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.
Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...