Консультация для воспитателей «Воспитание сказками»
консультация по развитию речи

Волков Елена Михайловна

"Сказка - это зернышко,

из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений." В. А. Сухомлинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx36.28 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №85»

(МБДОУ «Детский сад №85»)

Консультация для воспитателей

«Воспитание сказками»

Подготовила:

Воспитатель:

Волкова Е.М

город Нижний Новгород

2021

"Сказка - это зернышко,

из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений." В. А. Сухомлинский.

Первыми книгами для наших детей являются сказки. Через сказки ребенка знакомят с окружающим миром, формируют характер, прививают жизненные ценности. Мы доносим до ребенка нужную информацию или правило в форме сказок.

В психологии есть даже отдельное направление – сказка - терапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.

Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!

Чему учат сказки?

Сказки для детей перед сном должны стать доброй семейной традицией. Чтение сказок на ночь малышу играет немаловажную роль в развитии ребёнка, именно поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к такому занятию. И вот почему:

  1. Всего пятнадцать минут чтения детям вслух – и ваш малыш станетпослушней и смелее, будет более открыт и внимателен к миру.

 Совместное обсуждение историй и общение по поводу сказки стимулируют интерес ребенка к самостоятельному чтению, развивают воображение и словарный запас.

  1. Сказки - это универсальный детский язык. Следя за судьбамисказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах. 3. Сказки воспитывают. В сказочных героях дети видят себя, т.е. отождествляют себя с ними.
  1. Сказки на ночь утешают и настраивают на позитивный лад. Сказкаобязательно должна заканчиваться хорошо. Это своеобразный инструмент позитивного внушения – мир порой несправедлив, в нем есть отчаяние, чтото может не получаться, но добро всегда побеждает зло, упорство поможет справиться с любыми трудностями, есть друзья и пр.

Сказка дает надежду, что если главный герой справился с трудностями, то и у ребенка обязательно получится. Поэтому прочитанная ласковым маминым или папиным голосом знакомая история - это самое лучшее средство, для того чтобы успокоиться. Вы можете сами придумать историю, которая поможет перестать бояться зубного врача или разобраться в ссоре с другом.

  1. Сказки помогают понять себя. Вы замечали, что дети могут часамислушать одну и ту же сказку? Зачастую это сигнал, что их что-то тревожит, интересует или радует. Если вы знаете, что у него проблемы (например, поссорился с другом), а сам он не хочет об этом говорить, не настаивайте, лучше выберите подходящую сказку, и вы наверняка подскажете ему, как все исправить. Такая проблемно-ориентированная сказка позволяет ребенку сконцентрироваться на проблеме, решить ее, дает ощущение, что он не один, что его чувства поняты. Очень вероятно, что ребенок откроется вам, расскажет то, о чем так непросто говорить напрямую.

Как же читать (рассказывать) сказку детям?

Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к ребёнку. Вот некоторые правила, которые делают чтение вслух более увлекательным:

  1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.
  2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
  3. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи.
  4. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.
  5. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребёнок всёравно перестанет воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание.
  6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать.
  7. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого семейный ритуал.
  8. Не уговаривайте послушать, а «привлекайте» ребёнка, позвольте ему самому выбирать книги. Обращайте внимание на внешний вид книги: они должны быть прочными, красочными, яркими. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.

Детям от 1-3 лет подходят сказки простые народные. В них должно быть множество повторений: «бил, бил – не разбил», «тянут, потянут», «катится колобок, катится» и т.п.

Лучшие литературные произведения для этого возраста это:

Русские народные сказки.

«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского.

«Колобок», обр. К. Ушинского.

«Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

«Репка», обр. А. И. Ануфриева «Игры и занятия для малышей». Произведения поэтов и писателей России Поэзия.

Е. Благинина «С добрым утром», «Алёнушка», «Светит, светит солнышко».

А.                 Барто «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»); «Кто как кричит».

А. Барто, «Девочка-ревушка», «Снег», «Машенька».

В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок».

Б. Заходер «Ежик».

С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».

К. Чуковский. «Путаница», «Федотка».

Г. Ладонщиков «Я под краном руки мыла…».

Я. Тайц «Кубик на кубик».

Н. Саконская «Где мой пальчик».

Ю. Тувим «Овощи».

И. Токмакова «На машине ехали».

Я. Тайц «Три котенка».

С. Михалков «Песенка друзей».

Проза.

Н. Павлова «Земляничка», «У кого какая мама?»

В. Сутеев. «Кто сказал «мяу».

К. Ушинский «Васька».

К. Чуковский «Цыпленок».

Е. Чарушин «Курочка».

В. Гербова «Приключения зеленой елочки», «Хитрые башмаки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Воспитание сказкой"

Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с...

Консультация для воспитателей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»

В консультации предлагается подбор дидактических игр для лучшего запоминания и перессказа содержания сказок....

Консультация для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей раннего возраста»

1. Понятие сказки2. Виды русских народных сказок3. Знакомство ребёнка со сказкой4. Роль бытовых сказок в развитии детей раннего возраста5. Сказкотерапия...

Консультация для воспитателей «Воспитание сказкой»

Прекрасен сказок мир воздушный- к нему с младенчества привык, мне мил и дорог простодушный, животворящий их язык. (К. М. Фофанов.)...

Консультация для воспитателей «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Роль сказки в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»...