Консультация для воспитателей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»
консультация по развитию речи

Ирина Геннадьевна Буданова

В консультации предлагается подбор дидактических игр для лучшего запоминания и перессказа содержания сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_razvitii_i_vospitanii_rebyonka.docx250.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР ДС №51

Консультация для воспитателей

 «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»

Составил: воспитатель

первой квалификационной категории

И.Г. Буданова

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло.

Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становиться специфической деятельностью ребёнка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и важных задач, не менее важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку чтобы ребёнок её лучке запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребёнку было легче запомнить сказки и после рассказывать их., можно использовать различные дидактические игры. Эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

«Звукорежиссёры»

Цель: развитие устной связной речи, помогает лучше запомнить последовательность действий сказки и её сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите ребёнку озвучить картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент и какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноимённым сказкам. Выключите звук и пусть ребёнок озвучивает ход событий.

«Встречи героев»

Цель: развивает устную диалогическую речь, помогает лучше запомнить последовательность действий сказки и её сюжет.

После прочтения сказки предлагаются изображения двух героев сказки. Задача ребёнка состоит в том, что он должен вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но чтобы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка, за то что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Новые сказки»

Цель: развитие творческого воображения, фантазии, связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что  то стало по – другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим их на стадион. А если там ещё появиться и злой волк…. То вариантов сочинительства множество.

«Пропущенный кадр»

Цель: учить составлять рассказ или сказку по серии сюжетных картинок,

По порядку перед ребёнком выкладываются карточки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед ребёнком ставиться задача, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевёрнутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель: научить составлять предложения по предметным картинкам, помочь запомнить героев. Предметное окружение, последовательность развития событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмём сказку «Лисичка со скалочкой». Ребёнку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет, есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то вспоминаем, что лиса забрала курочку взамен скалочки.

Вот всего лишь несколько интересных игр, которые помогут детям лучше ориентироваться в мире сказок. Читать сказки нужно не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесёт больше пользы и положительных эмоций.

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»

Данный материал поможет родителям повысить интерес к чтению детям сказок....

Консультация для педагогов «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольника»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей ...

Консультация для педагогов «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольника»

Сказки представляю, на наш взгляд, богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира....

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»

laquo;И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце, дверцу распахнуть». Как много воспоминаний из ...

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло....