Обучение грамоте
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Вопросы обучения дошкольников грамоте стоят перед методистами дошкольного воспитания давно. Известные педагоги по дошкольному воспитанию Ю. И Фаусек, Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер и другие считали необходимым начинать обучение детей грамоте до поступления в школу.
А. И. Воскресенская в системе обучения дошкольников чтению, проверенной в широком опыте детских садов нашей страны, разработала как бы два варианта обучения дошкольников грамоте. Первый — обучение детей в детском саду чтению и письму на материале всего алфавита. Второй — обучение дошкольников грамоте при усвоении ими 11 букв, так называемая подготовка к обучению грамоте. Эта система обучения была закреплена в «Программе воспитания в детском саду» в 1962 г.
А. И. Воскресенская придает особое значение подготовительному этапу, включающему 21 занятие, в ходе которого дети должны научиться анализу собственной речи: делить свою речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки. Во время подготовительного периода дети должны также познакомиться с девятью звуками и буквами, их обозначающими (а, у, л, м, н, п, р, с, ш).
Основной задачей этого периода А. И. Воскресенская считает развитие фонематического слуха детей, знакомство со звуками и различение звуков в слогах и словах.
Как же происходит развитие фонематического слуха, какими средствами детей учат выделять звуки из слова?
Дети выделяют в словах отдельные звуки, не проводя последовательного звукового анализа. Как правило, они получают задание найти в слове названный воспитателем звук. После выделения этого звука детей сразу знакомят с соответствующей буквой.
А. И. Воскресенская использует разнообразный дидактический материал, закрепляя у детей умение услышать и выделить в слове отдельные звуки. По окончании подготовительного периода у детей должно быть сформировано умение выделять звуки в словах. Обращает на себя внимание небольшой объем работы, который выполняют дети на занятиях подготовительного периода: как правило, это выделение в слове первого звука и обозначение выделенного звука соответствующей буквой.
Обучение чтению А. И. Воскресенская делит на семь ступеней (78 занятий), в ходе которых дети выучиваются читать в пределах всего алфавита.
Обучение начинается с составления слогов и слов из букв разрезной азбуки и чтения их, т. е. программируется чтение детьми не новых, а ими же составленных и, следовательно, уже известных слов.
Прежде чем приступить к чтению любого слова, воспитатель проводит подробный и тщательный его анализ, обозначая каждый выделенный звук буквой.
После этого дети хором «читают» уже известное им слово. Таким образом они не воссоздают звуковую сторону речи по ее графическому обозначению, не читают, а просто запоминают, какое слово перед ними написано. Воспитатель сознательно ставит перед детьми цель запомнить написанные на доске слоги и слова.
Постепенно у детей увеличивается запас читаемых слогов и слов, на занятиях дети часто получают дидактический материал для самостоятельной работы, но главное остается неизменным: 1) каждый новый звук сначала задается педагогом, потом дети «ищут» его в разных словах и обозначают буквой. При этом новый звук, как правило, выделяется уже не из слова (как было на подготовительном этапе), а из слога, что, конечно, для детей много легче; 2) прежде, чем прочесть новое слово, дети проводят его слоговой, а затем слого-звуковой анализ и «печатают» слово; 3) каждое слово читается только по свежим следам анализа; 4) каждый новый слог заучивается детьми и заносится в таблицу слогов.
Мы видим, таким образом, что в основном на этих занятиях педагог опирается на детскую память, побуждая детей выучивать наизусть наборы слогов и простейших слов.
На V ступени обучения детей знакомят с буквой и и они впервые (на 52-м занятии!) начинают читать слоги с мягкими согласными. Обучение на этом этапе резко замедляется: ведь дети должны учиться читать каждую пройденную ранее согласную с гласной и. Дальше обучение идет по тому же пути заучивания слогов и слов. Дети знакомятся со всем остальным алфавитом и учатся читать по «Азбуке». Всего на обучение чтению планируется в год 99 занятий.
Мы видим, что методика, созданная для детей дошкольного возраста, по своим принципиальным положениям ничем не отличаются от школьной: детей не учат последовательному выделению звуков в слове, ограничиваясь выделением отдельных звуков; чтение долгое время идет только последам анализа — дети заранее знают, что они должны прочесть; обучение чтению слогов с мягкими согласными принципиально отличается от предшествующего обучения чтению твердых согласных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"
В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.
Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...