Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Говорушки"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программма социально-педагогической направленности "Говорушки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorushki_dlya_detey_6-7_let.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130
г. Калининград, ул. Батальная, 71А, тел/факс: (4012) 39-58-56
Email: ds130@edu.klgd.ru
| «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 _________________Александрова В.Г. Пр. № ____-О от «_31_» _августа 20 21 г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Говорушки»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Воспитатель Бутырёва Н. П.
г. Калининград - 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы
Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально - благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Ребенок 6-го года жизни способен поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы и правильно отвечать на них. Именно в этом возрасте развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая знакомые события. Это период детского словотворчества. Поэтому обучение происходит в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач. Ребенку создаются условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях.
Отличительные особенности программы
У каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Образовательная ситуация строится так, чтобы ребенок был в активной позиции, в деятельности. Он должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим. Коллективная творческая речевая деятельность помогает ребенку быть более открытым и свободным в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность. Поэтому отношение к обучению - это «Ищу и нахожу», «Думаю и узнаю», «Пробую и делаю».
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа пред-назначена для детей в возрасте 6-7 лет.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 1 год
На полное освоение программы требуется 32 часа. (1 занятие – академический час).
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор осуществляется из числа детей, посещающих подготовительную группу № 5 МАДОУ ЦРР д/с № 130. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы: 15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество часов в год – 32 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 6-7 лет – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 6-7 лет В возрасте 6-7 лет ребенок уже может эмоционально оценивать свои поступки. Испытывает чувство радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Дети становятся более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях, предвосхищают последствия своих действий. Поведение дошкольников выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Дети продолжают активно сотрудничать, наблюдаются и конкурентные отношения – стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений ребенка о форме, цвете, величине предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и пр.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится богатым и оригинальным, более логичным и последовательным, не похоже на фантазирование детей младших возрастов. При придумывании игры дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при
нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов приводит к появлению первых понятий.
В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы и сам их задает. Речь становится не только средством общения, но и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, целенаправленно следуют к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала. Создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
На 7-м году жизни у детей
- закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их
- формируется сознательная культура речевого общения
-дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине
-умение составлять небольшие рассказы из личного опыта
-рассказы творческого характера и небольшие сказки
Это период детского словотворчества.
Педагогическая целесообразность, практическая значимость Программе свойственна развивающая направленность.
Участвуя в игровых обучающих ситуациях, ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Создание аналогичных речевых ситуаций, не противоречащих конкретной теме со стороны педагога. В свою очередь ребенку предоставляются возможности для оптимального самовыражения. Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая конкретные речевые ситуации, в которых участвует каждый ребенок. Построение программы в содержательном плане представляет собой спираль, по которой происходит восхождение ребенка к знаниям от простого к сложному с обязательным учетом личного жизненного опыта. Процесс речевого развития продолжается в совместной и в самостоятельной деятельности детей, охватывая всю жизнедеятельность ребенка как в детском саду, так и дома и в семье.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: обучение умелой, искусной, эффективной речи.
Задачи:
1.Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к исто-
рии языка; воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
2.Познакомить детей с нормами русского литературного языка.
3.Развивать качество голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание.
4.Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение
убеждать отстаивать свою точку зрения.
5.Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести
навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых
ситуациях.
Принципы отбора содержания:
− принцип систематичности и последовательности;
− принцип доступности;
− принцип наглядности;
− принцип единства развития, обучения и воспитания;
− принцип учёта возрастных особенностей детей;
− принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний; - постепенного и постоянного усложнения материала.
Основные формы и методы
Формы, методы и средства организации детей 6-7 лет | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Ситуация обобщения в процессе режимных моментов. Развивающие проблемно практические и проблемно-игровые ситуации, связанные с решением поставленной задачи. Упражнения. Игра на прогулке. Дидактические игры. | Вхождение в воображаемую ситуацию. Проблемные вопросы. Моделирование. Задачи-шутки, задачи в стихах. Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, физминутки, считалки, скороговорки. | Дидактические игры. Совместная игровая деятельность детей. Выполнение практических действий по получению необходимой информации. | Подбор упражнений и игр, направленных на развитие интеллектуальных операций. День открытых дверей. Консультации. Беседы. |
Планируемые результаты
В результате освоения программы дети будут:
- Общаться с взрослыми на темы, выходящие за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации.
- Налаживать с помощью речи взаимодействия со сверстником в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
- Активно и самостоятельно осваивать язык, что проявляется в играх со звуками, рифмами, в словотворчестве, в вопросах о названиях и назначении предметов.
- Использовать этикетные формулы в конкретных речевых ситуациях.
Механизм оценивания образовательных результатов
Не предусмотрен.
Формы подведения итогов реализации программы
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Говорушки» применяются:
− входной контроль: беседа, опрос;
− текущий контроль: осуществляется после изучения тематического блока программы (итоговая беседа).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Блок «Азбука общения» | 8 | 3 | 5 | Итоговая беседа |
2. | Блок «Речевой этикет» | 12 | 4 | 8 | Итоговая беседа |
3. | Блок «Техника речи» | 6 | 2 | 4 | Итоговая беседа |
4. | Блок «Речевые жанры» | 6 | 2 | 4 | Итоговая беседа |
Итого | 32 | 11 | 21 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения (32 часа, 1 час в неделю)
Блок «Азбука общения» (8 ч.)
Темы. Живое русское слово. Понятие «слово-сорняк». Употребление слов в точном соответствии с их значением. Объяснение значений слов. Словообразование. Способы объяснения значений слов. Понятие «Словарь». Виды словарей.
Блок «Речевой этикет» (12 ч.)
Темы. Извинение и ответ на него. Выражение благодарности и ответ на него. Употребление этикетных формул в конкретных речевых ситуациях. Прощание, пожелание при прощании. Способы выражения собственной точки зрения. Этикетный диалог. Логически завершенное предложение. Комплимент и ответ на него. Оценка правдивости комплимента. Выход из нестандартных ситуаций. Реакция на привлечения внимания. Этикетные выражения в ситуации знакомства.
Блок «Техника речи» (6 ч.)
Темы. Логическое ударение. Средства выразительности устной речи. Темп речи как важное свойство устной речи. Роль скороговорок в совершенствовании речи детей. Тон высказывания. Секреты волшебницы Речи.
Блок «Речевые жанры» (6 ч.)
Темы. Придумывание сказок путем изменения сюжета известных сказок. Бином фантазии. Сказка в заданном ключе. Беседа-диалог по тексту рассказа. Составление текста-описания («рисуем словами). Творческое рассказывание.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Говорушки» |
1 | Начало учебного года | 01 октября |
2 | Продолжительность учебного периода | 32 учебные недели |
3 | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4 | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю |
5 | Количество занятий | 32 занятия |
6 | Количество часов всего | 32 ч. |
7 | Окончание учебного года | 30 мая |
8 | Период реализации программы | 01.10.2021 – 30.05.2022 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Говорушки» обеспечивается за счет:
− доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;
− наличия комфортной развивающей образовательной среды;
− наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала;
− применение современных педагогических технологий.
Кадровое обеспечение реализации программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Материально-технические условия реализации программы Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – групповая комната, оборудованная современной мебелью соответственно возрасту детей.
Материально-техническое обеспечение:
− демонстрационный комплекс, включающий в себя: телевизор, персональный компьютер;
− шкаф для хранения демонстрационного материала;
− бумага офисная белая и цветная, ножницы с закругленными концами, линейки, простые и цветные карандаши.
Методическое обеспечение программы
Содержание программы обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: наблюдения, эксперимента, практических работ.
В ходе освоения программы обучающиеся выполняют творческие и практические работы, которые свидетельствуют об усвоении материала.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности обучающихся:
1. исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;
2. репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
3. частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
4. объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
Для эффективной реализации программы используются современные образовательные технологии:
− личностно-ориентированное обучение;
− здоровьесберегающие технологии;
− информационно-коммуникационные технологии;
− коллективная творческая деятельность.
Применяются следующие формы контроля: итоговые беседы по окончанию изучения блока программы.
Информационное обеспечение реализации программы
Программное обеспечение: Операционная система: Windows (XP или выше).
Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome.
Список литературы:
Нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
2. Конституция РФ.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Литература для педагогов:
1. Аргушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.-М.,2009
2. Богусловская М.Е. Веселый этикет.-М.,2010
3. Выготский Л.С. Мышление и речь// Собр.соч. Т. 2.-М.,1982
4. Дурова А.В. Очень важный разговор.-М.,2012
5. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников - «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2009
6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.-М.,2010
7. Клюева Н.В. Учим детей общению.-Ярославль,2010
8. Курцева З.И. «Ты- словечко, я-словечко...»-М.,2009
9. Ладыженская Т.А. Речевые секреты.-М.,2005
10. Максакова А.И. Учите играя.-М.,2010
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.,1999
Литература для обучающихся:
1. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: о вежливости-с вами вместе.-М.,2003
2. Пикулева Н.В. Слово на ладошке. Игры, считалки, загадки, скороговорки.-М.,
2004
3. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г. Рузской.-М.,2001
4. Синицына Е.М. Игры и упражнения со словами.-М.,2009
5. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....