Использование информационно – коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста
презентация по логопедии

Ольга Валентиновна Мочалова

Презентация к выступлению учителя-логопеда на педагогическом совете ДОУ, посвящённом использованию ИКТ в работе педагога.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка» Использование информационно – коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Мочалова О.В. п . Кедровый – 2022г.

Слайд 2

По требованиям ФГОС цель дошкольного образования – воспитание «физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка». Чтобы достичь её необходимо сочетать традиционные методы обучения с современными информационными технологиями. Применение ИКТ в учебно-воспитательной деятельности в детском саду — актуальная проблема российской педагогики . В настоящее время жизнь формулирует новые требования к организации учебных занятий в дошкольных учреждениях. Внедрение в атмосферу дошкольного учреждения компьютера ориентировано не на формирование опыта работы с гаджетами как таковое, а на помощь в гармоничном и полноценном личностном, психологическом и познавательном развитии ребёнка дошкольного возраста.

Слайд 3

Специфика работы в детском саду: Яркость, эмоциональность; Использование игровых методов и приёмов; Доступность.

Слайд 4

ИКТ являются мощным средством повышения эффективности обучения. Дошкольнику, с его наглядно-образным мышлением, нужно: рассмотреть, услышать , потрогать, оценить, как оно работает . Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Компьютер, мультимедийные средства могут стать мощным средством обучения, коррекции и коммуникации, необходимым для налаживания совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Слайд 5

Под средствами ИКТ подразумевается использование: компьютера; интернета; телевизора; видео, DVD, CD; мультимедиа, аудиовизуального оборудования. Это всё дает широкие возможности для коммуникации.

Слайд 6

Занятия с использованием ИТК могут быть: фронтальными; индивидуальными; групповыми.

Слайд 7

Требования к применению ИКТ в ДОУ При использовании компьютера на занятиях с детьми 5–7 лет необходимо проводить в течение дня не более одного такого занятия. Возможно их применение не более трех раз в недел ю в дни большей работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После завершения занятия с детьми необходимо провести гимнастику для глаз . Продолжительность непрерывной работы за компьютером на развивающих занятиях в виде игры для детей 5 лет должна не превышать 10 минут , а для детей 6–7 лет она составляет 15 минут . Для уменьшения утомительности компьютерных занятий нужно выполнить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соотнесение мебели росту ребенка; хороший уровень освещенности. Положение экрана видеомонитора должно соответствовать уровню глаз или быть немного ниже , но находится на расстоянии не ближе 50 см . Ребенок, который носит очки, должен работать за компьютером в них. Невозможно применение одного компьютера для одновременного пользования двух или более детей на занятиях. На занятиях детей с компьютером воспитатель обязательно должен присутствовать .

Слайд 8

ИТК используют в настоящее время в качестве современного средства развития речи ребенка дошкольного возраста. Развитие связной речи является главной задачей речевого развития детей дошкольного возраста . Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи. Речь является важнейшим критерием уровня культуры человека, его интеллекта, мышления. Она возникает в раннем детстве в виде отдельных слов, которые не имеют ещё определенного грамматического значения, речь постепенно усложняется и обогащается. Дошкольник осваивает фонетический строй и лексику, усваивает способы изменения слов и их сочетаний, композицию высказываний и их логику, овладевает монологом, диалогом, разнообразными стилями и жанрами, оттачивает выразительность и чёткость своей речи. Ребёнок овладевает этим богатством активно, т. е. в процессе своей речевой практики. Развитая речь в современном обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребёнка она служит средством благоприятного обучения.

Слайд 9

В дошкольном возрасте формирование речи ребенка — это важнейшая задача педагога, так как хорошее владение родным языком связано с познанием окружающего мира, с развитием сознания ребенка, с развитием разносторонней личности. Успешное формирование грамматического строя речи у дошкольников — это важнейшее условие для полноценного общего психического и речевого развития. Проблемой является то, что родители сегодня неохотно и мало читают книг своему ребенку, не подталкивают его к диалогу, в связи с этим речь ребенка дошкольного возраста не выразительна. Ребенок довольно часто в своей речи допускает аграмматизмы, отвечает односложными фразами. Неразвитость речи, бедность словарного запаса у дошкольников способствует отсутствию интереса на занятиях по развитию речи, т. к. при этом учебная мотивация отсутствует. В данном случае помощь оказывает применение компьютерных технологий, которые здесь обладают неисчерпаемыми возможностями.

Слайд 10

В развитие связной речи особую роль имеют средства изобразительной наглядности. Неспроста К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная; слуховая; моторная. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материала — самая веская причина, побуждающая к использованию компьютерных технологий. Они представляют для педагога интерес и являются дополнительным средством развития речи ребенка. Принципиальное новшество использования компьютера — интерактивность, позволяющая развивать активные формы обучения.

Слайд 11

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы: при объяснении (введении нового материала); при закреплении; при повторении; при обобщении материала.

Слайд 12

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию . Мультимедиа — отражение объектов действительности во всех возможных формах. Мультимедийная презентация — это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка.

Слайд 13

Преимущества компьютерных презентаций: увеличивает познавательную активность детей и повышает объем изученного материала; способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем; использует наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста; способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость; формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память; способствует развитию эффекта биологически-обратной связи (мгновенная оценка деятельности, контроль за результатом); формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что является залогом успеха.

Слайд 14

Речь в процессе ИКТ — это средство мыслительных операций, и при этом она формирует самостоятельную творческую деятельность ребенка. Благодаря информационно-коммуникативным средствам обучения происходит увеличение эффективности работы по формированию грамматических навыков, способствуя эмоционально-мотивационному звену речевой деятельности детей дошкольного возраста. При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.

Слайд 15

Применение ИКТ в развитии речи детей дошкольного возраста возможно для формирования и развития всех сторон речи. 1. Развитие связной речи. 2. Обогащение словарного запаса. 3. Формирование грамматического строя речи. 4. Звуковая культура речи. 5. Автоматизация звуков .

Слайд 16

Развитие связной речи Составление описательного рассказа по сюжетной картинке

Слайд 17

Составление описательного рассказа по сюжетной картинке

Слайд 18

Составление рассказа по алгоритму

Слайд 19

Рассказ по серии картинок

Слайд 20

Что сначала, а что потом?

Слайд 21

Что перепутал художник?

Слайд 22

Обогащение словарного запаса Четвёртый лишний

Слайд 23

Противоположности

Слайд 24

Обогащение словаря по лексическим темам

Слайд 25

Кто где живёт?

Слайд 26

Формирование грамматического строя речи Игра «Чей хвостик?»

Слайд 27

Работа с предлогами

Слайд 28

Игра «Один – много»

Слайд 29

Назови ласково

Слайд 30

Звуковая культура речи

Слайд 31

Кто как голос подаёт?

Слайд 32

Найди слова с заданным звуком

Слайд 33

Автоматизация звуков

Слайд 35

Чистоговорки в картинках

Слайд 36

В итоге рассмотрения данной темы можно сказать, что применение ИКТ в дошкольном обучении необходимо, так как оно позволяют повышать интерес к обучению, всестороннему развитию детей. А компьютерные программы вовлекают в развивающую деятельность, развивают и формируют культурно значимые знания и умения детей дошкольного возраста. В использовании ИКТ как и в любом социальном явлении можно выделить как плюсы, так и минусы.

Слайд 37

Достоинства: Мультимедийность. Яркость и наглядность пособий; Привлекательность для детей; Воздействие на большинство органов чувств; Лёгкость хранения, воспроизведения и тиражирования информации; Простота распространения материалов; Удобство поиска необходимых материалов; Помощь в работе с детьми с ОВЗ. Недостатки: Стоимость оборудования; Утомляемость и пресыщаемость детей; Сложность при переходе обратно к «аналоговым» технологиям; Нагрузка на зрение и нервную систему детей. Сложность контроля за получаемой информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы живем в век технологий, в том числе информационно-компьютерных, поэтому современный человек должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, и...

Проект « Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

Введение Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, и с...

«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей з...

Использование информационно – коммуникативных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста

Внедрение в деятельность дошкольных образовательных организаций федерального образовательного государственного стандарта трудно представить без применения и использования информационных ресурсов....

Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста...

«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»

В данной стаье раскрываетсся использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста...