Развития речи у дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Теоретические основы развития речи у дошкольников | 61.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Глава 1 Теоретические основы развития речи младших дошкольников 5
1.1 Особенности развития связной речи младших дошкольников 5
Глава 2 Педагогические условия развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм 15
2.1 Виды форм малого фольклора и их роль в развитии связной речи младших дошкольников 15
Список используемой литературы 31
Введение
В современном мире - мире информационных технологий, вытесняющем живое общение, очень важно научить ребенка вступать в диалог и взаимодействовать с другими людьми. Наиболее интенсивное коммуникативное развитие ребенка происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Одним из залогов успешности человека в современном мире является правильно поставленная, грамотная, эмоционально насыщенная речь, которая позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Высшей формой мыслительной деятельности является связная речь, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. в своих трудах раскрывали психологическую природу связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей. В их исследованиях отмечалась сложная организация связной речи и указывалось на необходимость специального речевого воспитания.
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной,, М.М. Кониной Л.А. Пеньевской, , А.П. Усовой, Е.А. Флериной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой. Над особенностями развития связной речи работали Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.М.Леушина, Ф.А.Сохин.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость, так как её развитие является средством социальной адаптации ребёнка.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По умению построения связного высказывания, можно судить об уровне речевого развития детей.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных. Задачей дошкольного образовательного учреждения является своевременное уделение внимания речевому развитию ребенка, чтобы к моменту поступления в школу не могли возникнуть такие проблемы как:
- односложная, состоящая из простых предложений речь («ситуативная» речь), когда ребёнок неспособен грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи, обусловленная недостаточным словарным запасом;
- употребление в речи в результате просмотров телевизионных программ сленговых слов, нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, составление сюжетного или описательного рассказа на предложенную тему, составление пересказа текста своими словами;
- отсутствие логики в выводах и утверждениях;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;
Данные аспекты определяют актуальность исследуемой темы.
Цель работы – выявить, как детский фольклор оказывает влияние на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи работы:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- Определить особенности развития связной речи младших дошкольников;
- Выяснить, какое влияние произведений устного народного творчества оказывает на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста;
- Узнать, какие методы и приемы используются в развитии связной речи младших дошкольников.
Объект исследования - связная речь детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - ознакомление детей младшего дошкольного возраста с детским фольклором как условие для развития их связной речи.
Глава 1 Теоретические основы развития речи младших дошкольников
1.1 Особенности развития связной речи младших дошкольников
Первостепенной задачей речевого воспитания детей является развитие связной речи. Это определено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь реализует основную коммуникативную функцию языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Всеми исследователями отмечается сложная организация связной речи и указывается необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Чтобы овладеть связной речью необходимо иметь не только определённый уровень лингвистического развития, но и способность к планированию высказывания.
К связной речи относятся такие развёрнутые высказывания, которые состоят из нескольких или многих предложений, позволяющих человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей. Эти мысли, становятся понятными слушателям из самого контекста речи, без опоры на конкретную ситуацию.
Под связной речью понимается смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение, взаимопонимание.
По мнению С.Л.Рубинштейна, связность - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».
По мнению Н.П. Ерастова, связная речь характеризуется наличием четырех основных групп связей:
- логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;
- функционально-стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;
- психологических – отнесенность речи к сферам общения;
- грамматических – отнесенность речи к структуре языка.
Речь считается связной, если она характеризуется:
- содержательностью (хорошее знание предмета, о котором говорится);
- точностью (правдивым изображением окружающей действительности, подбором слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
- логичностью (последовательным изложением мыслей);
- ясностью (понятностью для окружающих);
- правильностью, чистотой, богатством (разнообразием).
Видами связной речи являются: диалогическая и монологическая речь.
Диалогической речью определяют первичную естественную форму языкового общения. Основной её особенностью является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и говорением другого.
Связное, логически последовательное высказывание, которое протекает относительно долго по времени называется монологической речью.
Еще одно понятие, которое существует в понятии связная речь – это «разговорная речь», которой считается овладевают дети дошкольного возраста прежде всего.
Психологами подчеркивается, что в связной речи отчетливо прослеживается тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).
Важнейшими социальными функциями, которые выполняет связная речь являются:
-помощь ребенку устанавливать связи с окружающими людьми;
- определение и регулирование норм общественного поведения, что является решающим условием для развития его личности.
В связи с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми происходит постепенное развитие связной речи вместе с развитием мышления. В дошкольном возрасте речь отделяется от непосредственного практического опыта. Основная особенность данного возраста — это возникновение планирующей функции речи. В ведущей деятельностью дошкольников, в ролевой игре, возникают и новые виды речи: речь, которая инструктирует участников игры, речь-сообщение, которая повествует взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
Простая форма диалогической речи (ответы на вопросы) является доступной детям трёхлетнего возраста, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов.
Речь маленького ребенка является ситуативной, с преобладанием экспрессивного изложения. А.М.Леушина в своих исследованиях показала, что основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Проявление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Постепенное усложнение познавательной деятельности ребенка, изменение отношения его со взрослыми, появление новых видов деятельности требует от ребёнка развернутую речь. Возникает речь контекстная. Переход от ситуативной к контекстной речи, по мнению Д.Б.Эльконина, происходит к четырём-пяти годам.
Освоение словарного состава и грамматического строя родного языка ведёт к переходу к контекстной речи.
Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако они рассматриваются именно как связное изложение.
В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Её характерной особенностью являются неполные, неопределенно-личные предложения, которые состоят часто из одного сказуемого; названия предметов заменяющих местоимениями. В рассказах ребенка наблюдается переплетение фактов из материала на заданную тему, с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.
А.М.Леушина, М.И.Лисина своими исследованиями доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей.
Основой формирования монологической речи является обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие.
Для способствования развитию навыков связной речи с детьми младшего дошкольного возраста необходимо проведение большой подготовительной работы. Особое внимание уделяется развитию разговорных навыков. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.
Сначала малыши учатся выполнять действия по словесному поручению (показывают что-то или кого-то на картинке, приносят игрушку), затем отвечают на вопросы воспитателя, слушают его, повторяют за ним песенки героев сказок. Задаваемые вопросы должны быть конкретными и понятными ребёнку («Кто нарисован на этой картинке? Какие игрушки ты любишь? Расскажи про эту игрушку.»).
Педагогу необходимо улавливать смысл высказывания ребенка, которое часто состоит из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждать малыша к более полному высказыванию и грамматически правильному его выражению. К каждому инициативному высказыванию ребенка нужно относиться бережно, поддерживать его.
Не отрицая важного влияния работы по воспитанию правильного звукопроизношения у малышей для их умственного и речевого развития, необходимо уделять более пристальное внимание воспитанию интонационного чутья, дикции, темпа речи, поскольку в этих умениях заложено наиболее важное условие становления связной речи. Проведение работы над интонационной выразительностью речи помогает избежать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания.
В решении задач формирования словаря работа над смысловой стороной слова выдвигается на первое место, так как для полноценного речевого общения необходимо понимание детьми значений слова и его оттенков.
При создании самостоятельного высказывания важна качественная работа над словом. Она способствует развитию таких качеств речи, как точность, правильность, выразительность, помогает в формировании умений свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел говорящего.
Формирование грамматического строя речи рассматривается в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. В дальнейшем это должно привести к правильному употреблению этих форм в связном высказывании.
Работа над синтаксисом приобретает особое значение для создания самостоятельного высказывания. Здесь первоначальной задачей обучения является правильное построение разных типов предложений, а также способам создания разных типов текстов (описательных и повествовательных), с соблюдением общей структуры, использованием разнообразных средств связей между отдельными предложениями и между частями высказывания.
Для выявления умений создавать высказывания разных видов детям предлагается: игрушка (задание 1), набор игрушек, связанных одним сюжетом, или одна сюжетная игрушка — зайка с барабаном, мишка с букетом цветов, и пр. (задание 2), предметная картинка (задание 3), сюжетная картинка (задание 4), тема для рассказывания из опыта (задание 5). Не обязательно все задания предлагать вместе. Обследование проводится в течение нескольких совместных игр взрослого с ребенком. Задание рассказать обязательно мотивируется, например: «Кукла Оля огорчена тем, что её назвали некрасивой, но ведь это не так. Давай ее успокоим, расскажем, какая она замечательная»; «Зайчонок собрался идти в гости, но зеркала у него нет, он очень переживает, хорошо ли он выглядит. Давай ему расскажем».
Такая мотивация побуждает к описанию объекта, поэтому используется при предъявлении единичных объектов, в заданиях 1 и 2. При предъявлении сюжетных игрушек и сюжетных картинок (задания 3 и 4) взрослый просит ребенка рассказать о том, что случилось с героем, маме-зайчихе или доктору Айболиту (в зависимости от характера сюжета). Умение рассказывать о себе (задание 5) фиксируется в совместных беседах взрослого с ребенком, причем не обязательно задавать вопросы о том, где был ребенок, что он делал, кого видел, что у него дома есть. Лучше взрослому рассказать о себе — о своём домашнем питомце, приключении в выходной день, о своем путешествии за город. Это вызовет у ребенка желание говорить о себе, причем инициатива рассказывания будет принадлежать самому ребенку. Т.к. у детей трёхлетнего возраста преимущественно развита диалогическая речь, построение самостоятельного целостного высказывание вызывает у ребёнка трудность. Поэтому взрослый должен помогать ребенку. При этом лучше использовать не вопросы, а подсказ слова-связки между частями высказывания.
1.2 Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
В процессе развития связной речи детей младшего дошкольного возраста существенную роль выполняет фольклор. Это понятие в буквальном переводе с английского означает народную мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, знание жизни, природы, культы и верования, общественный и бытовой уклад. В нём воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, мечты о справедливости и счастье, поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против гнета и эксплуатации. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности развития речи. Задача воспитателя, опираясь на склонность детей к подражанию, развивать речь, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, и необходимо использовать все возможности малого фольклора для их развития.
Фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов, что не может не отразиться на речи ребенка. Использование в работе с детьми устного народного творчества способствует созданию уникальных условий для развития речи, мышления детей, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях, мотивации поведения.
Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
Посредством знакомства детей с фольклорными произведениями происходит развитие их речи, пополнение и обогащение их словарного запаса. Использование всех доступных жанров детского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников способствует приобретению необходимых умений и навыков для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Произведения русского народного искусства разносторонне воздействуют на ребенка, учат образному мышлению, видеть в обычном предмете или явлении необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
Детям младшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к произведениям устного народного творчества. Произведения словесного творчества народа оказывают влияние на образность и выразительность речи детей.
Непревзойденным учителем речи детей является народ. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.
Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок являются эффективным средством педагогического воздействия, «лекарством» от лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма являются тонкий юмор и доброжелательное подтрунивание дразнилок, потешек и считалок.
Использование фольклора во всех его формах необходимо для эффективного развития речи ребенка. Для младших дошкольников – это, прежде всего загадки, сказки, потешки, заклички.
В устном народном творчестве сохранились особенные черты характера русского человека с присущими ему нравственными ценностями, представлениями о добре, трудолюбии, красоте, храбрости, правде, верности. Всё это встречается в русских народных сказках, которые являются прекрасным материалом для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Через импровизированные игры воспитываются положительные черты характера детей. Они используются для разнообразия детского досуга, расширяют словарь, формируют фантазию, помогают развитию выразительной речи детей, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью.
Первое знакомство ребенка с художественной литературой необходимо начинать с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, закличек. Затем дети с увлечением слушают народные сказки. Главными особенностями этих фольклорных произведений-миниатюр являются человечность, моральная направленность, живой юмор и языковая образность.
К.Д.Ушинский писал о силе слова: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
Слова великого педагога указывают не только на ожидаемый результат освоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу»
Выводы по главе 1
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Причинами несвязной речи являются две причины: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Основными видами речи являются диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Знание особенностей формирования связной речи у младших дошкольников способствует проведению эффективных занятий по развитию речи.
Существенную роль в процессе развития связной речи детей младшего дошкольного возраста выполняет фольклор. В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, и необходимо использовать все возможности малого фольклора для их развития.
Глава 2 Педагогические условия развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм
2.1 Виды форм малого фольклора и их роль в развитии связной речи младших дошкольников
В младшем возрасте необходимо ускорить появление в речи ребёнка первых сознательных слов. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Малые формы фольклора – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше ребёнок начнёт знакомство с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. Малышей привлекает звучность, напевность, ритмичность и занимательность фольклора, вызывая желание повторить, запомнить. Фундаментом психофизического благополучия ребенка, которое определяет успешность его общего развития в дошкольный период детства, является целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показывают, что младший дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора.
Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и подражать героям и персонажам художественных произведений.
В народных произведениях без назиданий и нравоучений легко читается между строк что хорошо, а что плохо. Фольклор без преувеличения называют средством народной дидактики, которое приобщает детей к поэтическому слову, способствует духовному обогащению, развивает физически и нравственно.
Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки через развлечение способствуют развитию ребёнка, создавая у него бодрое и радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки психически развивают ребёнка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. Народный фольклор настолько разнообразен и выразителен, ярок и интересен, что позволяет быстро найти эмоциональный контакт с ребёнком. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми средствами решать сложные задачи речевого развития. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается, способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребёнка и речи
Поэтому при знакомстве детей с фольклорными произведениями развивается речь, пополняется и обогащается словарный запас. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к народной культуре. Произведения устного народного творчества оказывают определенное влияние на образность и выразительность речи детей. Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах.
Уже с раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш может играть в ладушки, притоптывать, приплясывать, двигаться в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. [1]
Пестушками называют песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например:
Маленький, потянись,
Вдоль расти, поперек,
Расти умненький, разумненький.
Потешки это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаются головы, рук, ног.)
Заклички – это детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам, к играм:
Утром рано на полянке
Повстречался деткам зайка.
Предложил он им затею
Всем побегать, поиграть,
Да по травке поскакать.
Вам понравилась идея?
Все подходим, не робея!
Приговорки -это словесные обращения к кому-либо. Например:
Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Что идти было в силу.
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей. Они обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов и др.
Их можно инсценировать; при этом передавая содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью. Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности некоторые произведения малого фольклора превратились в игры со словом, игровые упражнения, помогающие работать над согласованием движения со словом.
Прибаутки (от слова баять, то есть рассказывать) — это жанр устного народного творчества, предназначенный для развития маленьких детей. Они призваны развлекать и потешать детей. Прибаутка от потешки отличается тем, что потешка сопровождается определенными игровыми действиями, а прибаутка — нет. Прибаутки воспитывают в детях творческие навыки, необходимые для становления речи, тренируют память, пополняют информационный запас.
Небылицами называют стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле. Благодаря им у ребенка развивается чувство юмора, он лучше начинает понимать действительность, развивается логика, фантазия, мышление. В небылицах происходят совершенно невероятные, нереальные события, возникают фантастические картины. Они вызывают у детей смех ,но при этом учат понимать подлинные, реальные связи вещей и явлений. Небылицы развивают у детей младшего дошкольного возраста логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность
Пословицы, поговорки , потешки, скороговорки и пестушки являются особым видом устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению посредством особой организации, интонационной окраски, использованием языковых средств выразительности (эпитетов, сравнений, метафор). В художественных образах они отмечают опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Использование в своей речи пословиц и поговорок учит детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Форма народного поэтического творчества- колыбельная, способствует формированию фонематического восприятия через особую интонационную организацию (медленный темп, напевное выделение голосом гласных звуков и т.п.), наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний, фонем. Посредством колыбельных песен лучше запоминаются слова и формы слов, словосочетания, осваивается лексическая сторона речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. [3]
Напевность, особый ритм колыбельных песенок учит детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. Произведения устного народного творчества богаты словами-признаками предметов, образными сравнениями; в них используется множество синонимов, антонимов и т. п.
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Фольклористами выделяются 3 вида русских народных сказок. Это сказки о животных, бытовые, и волшебные сказки. Сказка призывает бороться со злом, несправедливостью, с врагами, отстаивает добро, справедливость. Сказка помогает верить в победу добра над злом, хотя и путем преодоления трудностей. В сказках высмеиваются безделье, зависть, жадность, желание легко получить жизненные блага и другие человеческие недостатки. Воспеваются взаимопомощь и дружба, удачливость и находчивость.
Язык сказок певуч и поэтичен, он содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
В загадке, другой малой форме устного народного творчества, которая представляется в предельно сжатой, образной форме, даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. При разгадывании загадок развивается способность к анализу, обобщению, формируется умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Дети учатся выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, учатся яркой и лаконичной передаче образов предметов. Загадки способствуют развитию у детей поэтического взгляда на действительность.
Жанр устного народного творчества-русские народные, хороводные игры привлекают внимание представляют огромный потенциал для физического развития ребенка. Фольклорный материал, который содержится в играх, способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Подвижные игры доставляют детям большое удовольствие. Широкое использование народных песен, хороводов, игр с пением позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность.
Детский фольклор можно использовать:
-в адаптационный период;
-в режимных моментах;
-на прогулке;
-на образовательных занятиях;
-в играх;
- в свободной деятельности.
Отмечено, что во время ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только происходит формирование речи, но и развитие мелкой моторики кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
Доказано, что фольклор оказывает эффективное развитие устной связной речи ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие. Поэтому следует начинать приобщение ребёнка к народной культуре с раннего детства.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию литературных произведений, обогащается и расширяется словарный запас.
Необходимо активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание. Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка на раннем этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь.
2.2. Методы и приемы использования малых форм фольклора в развитии связной речи младших дошкольников
Основными формами в работе с детьми являются занятия, проводимые в форме игры; на которых развиваются действия с предметами и работа в повседневной жизни: в режимные моменты, в самостоятельной игре, где осуществляется индивидуальное общение ребенка со взрослым. В таком общении ребенок легче и быстрее осваивает умение понимать обращенную речь. Разрабатывая занятия, нужно стремиться, чтобы каждый малыш принимал в нем участие не только голосом, но и движением, практическим действием. Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных песенок.
Например, чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, им показывается, как громко лает собачка (используя мягкую игрушку). Дети дружно просят ее: «Ты собачка не лай. Белолоба не скули» Чтобы та не разбудила куклу. После таких обыгрываний малыши легко запоминают песенки и переносят их в повседневную жизнь. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, их знакомят с персонажем потешки, его особенностями. Во время предварительной беседы происходит объяснение значений новых слов, которые ребята услышат в потешке.
Во время умывания, причесывания малышей можно познакомить их с песенками: «Водичка, водичка. Умой мое личико... Чешу, чешу волосоньки, Расчесываю косоньку, Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса! Расти коса не путайся, Дочка маму слушайся!». В дальнейшем дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», бережно относятся к своим куклам.
Своеобразное оформление, яркость, красочность привлекают внимание детей. Они с радостью и большим желанием идут в «Книжный уголок», рассматривают картинки, книги и пересказывают содержание знакомых произведений. На первых этапах используется такой прием как объяснение, которое сопровождается определенными действиями. В силу своей подражательности дети копируют движения, разговор, интонацию обращения и ответа.
Например, при разучивании потешки «Уточка» можно спросить: Серая, полевая, Где ты ночку ночевала? Затем предлагала кому-либо из малышей произнести слова уточки: «Под кустиком, под березкой...» Дети показывают при этом действия уточки соответствующее тексту потешки, и объясняют их. Например, как уточка ходит вперевалочку, как зовет за собой своих деток. При последующих повторениях потешки можно постараться передать ее текст по иному с помощью других движений, интонаций, включая в игру все новых детей. Например, показывая на фланелеграфе эту же потешку, предлагают малышам самостоятельно передать фигурками движение уточки и утят. Дети действуют в соответствии с замечаниями воспитателя, внимательно прислушиваются к его тону.
Например, «Смотрите какая уточка -мама важная, как она гордо подняла головку, все утята ее слушают» (одобрение). Или: «Как мама - уточка торопится, утята за ней не успевают» (осуждение). Вариативность в передаче какого - либо эпизода потешки была связана с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности, непосредственности малышей. Для того чтобы малыши могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа, используются «живые картинки».
Например, при чтении потешки «Расти коса» предлагается ребенку: «Покажи, как мама бережно, осторожно причесывает твои волосы, как ласково приговаривает при этом». В памяти детей живо возникает образ мамы, и копируя ее в своих действиях, они передают чувства, испытываемые ежедневно.
При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождаются жестом. Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешек. Малыши осуществляют самостоятельный перенос содержания действий, ситуаций полюбившихся потешек, сказок в игры и повседневную жизнь. Наблюдения за детьми показывают, что они проявляют заботу, чуткость, доброжелательность. Это чувствуется в теплом тоне обращения друг к другу, и в игре. Таким образом, в играх по сюжету потешек, прибауток, песенок, сказок формируются и закрепляются нравственные качества. Существенное влияние на развитие самостоятельной художественно-речевой деятельности детей оказывает предметная среда. Используются элементарные навыки детей в изобразительной деятельности и конструировании для обогащения этой среды. С игрушками, к изготовлению которых привлекают малышей (оладушки, мосток, барашки, калачи), даже самые малоактивные дети действуют с особым желанием и вполне самостоятельно, без всякого побуждения со стороны воспитателя.
Неоднократное использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делала их речь эмоционально-выразительной. Например, на занятии по конструированию дети строят разнообразные домики-теремки. Затем по предложению воспитателя каждый ребенок может выбрать понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечает на вопросы: «Кто постучался в теремок? Как он попросился жить в домик? Что он стал делать там?» Дети вполне самостоятельно переносят действия и разговор персонажей хорошо знакомого произведения на совершенно другие игрушки: куклы, матрешки, зайчики, уточки. При этом интонацией своего голоса пытаются передать характер того или иного персонажа: за уточку поют тонким голосом, за матрешку обыкновенным, за бычка - грубым.
В соответствии со своими представлениями придумываются для персонажей те или иные движения: матрешка пляшет, уточка прибирается, а кукла варит обед. Навыки, полученные на занятиях, дети переносят в игровую деятельность. Например, построив из кирпичиков кроватку, укладывают куклу спать, а качать кроватку поручают котику (игрушке).
С целью закрепления навыков используются игры, фланелеграф. Например, «Узнай потешку». Предлагаются по содержанию картинки нарисованных героев вспомнить произведение народного творчества. С помощью подобных игр дети упражнялись в чтении потешек, закрепляли интонационную выразительность, учились управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей. Активность в основном проявляют дети, имеющие хорошие речевые навыки.
Для стимулирования пассивных детей практикуются коллективные показы и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например, «Про сороку». На роль сороки можно выбрать самого активного ребенка. Читая потешку, предлагают детям отобразить ее содержание в действии. В результате потешка превращалась в игру и очень увлекала детей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно эмоционально.
Например, ребенок исполняющий роль сороки, обращается к своим деткам: «У меня нет молока, нельзя сварить кашу. Сходи Павлик в магазин. Или: «Карина, налей воды, будем пить чай». В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых парах они просто выполняют указания своих товарищей по игре, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах, проявляя речевую активность.
Иногда к проявлению самостоятельной речевой деятельности побуждают специально создаваемые ситуации. Специально созданные ситуации помогают детям проявить самостоятельность в обыгрывании сказки, стимулируют проявление речевой активности. Для проявления речевой активности в ходе занятий используются вопросы, которые побуждают ребенка мыслить, запоминать, нацеливали на высказывание.
Например, при знакомстве детей с овощами через занятие «Есть у нас огород» с использованием загадок, не просто спрашивают: «Что растет на огороде?», а «Что вы видели, когда мы ходили на огород?» Широко используют прием «поручений», который помогает малышам осмыслить речевую инструкцию взрослого и выполнить практическое действие. Например, «Богдан принеси большую и маленькую морковку. Большой угости большого зайчика, а маленькой - маленького зайчика».
Важным приемом является прием договаривания. Его широко используют как при заучивании потешек, так и при рассказывании сказок. Важное значение в активизации речи детей имеет чтение книг с иллюстрациями. Дети с огромным удовольствием рассматривают книжки. В начале года дети просто перелистывали страницы книги. Однако постоянная работа с книгой, рассказывание сказок, чтение стихов, потешек с рассматриванием иллюстраций, с выполнением заданий: «Покажи, где дед посадил репку?, или «Найди в книге, кто помогал кошке тянуть репку?» приводит к тому, что дети уже не просто перелистывают страницы, а просят прочесть книгу. Они с желанием и интересом повторяют понравившиеся отрывки из сказок. В данном случае книга способствует установлению контактов как между взрослыми и детьми, так между самими детьми, потому что к концу года можно уже драматизировать сказку «Репка».
Для достижения хороших результатов в работе по развитию связной речи детей, для закрепления полученных умений и навыков, широко используются такие приемы, как проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастик, а также дыхательной гимнастики. С целью оказания помощи в регулировании силы голоса и темпа речи проводятся следующие игры: «Громко-тихо», «Позови», «Кукла спит», «Кто как кричит», «Дует ветер». Для того чтобы ребенок мог контролировать силу голоса используются упражнения:
- шепота малышу на ухо «секрет» и предложение ему тоже прошептать в ответ;
- показываются картинки, на которых изображены разные ситуации: в одних нужно говорить тихо, в других - громко. Например, «мама спит», «девочка поет», «девочка болеет», «мальчик играет с мячом» и другие. Предлагала распределить картинки на «громкие» и «тихие»;
--объявляют громкую речь «уличным голосом», а тихую «домашним». Входя и выходя из детского сада, воспитатель меняет громкость голоса и предлагает это сделать детям. Проводя игры по звукоподражанию, связывают их со знакомыми детям образами. Это и корова - му-му-му, и коза рогатая - ме-ме-ме, и петушок - золотой гребешок - ку-ка-ре-ку и так далее.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений.
Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ребенку интересно не только услышать потешку, стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, оживить текст, почувствовать его через движение. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение, потешку. Артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику проводится ежедневно в повседневной жизни и на занятиях. Совместное проведение этих гимнастик повышает эффективность работы по активизации речи детей, правильному произношению звуков. Также большое влияние на активизацию речи детей оказывают музыкальные и физкультурные занятия.
Дети с огромным удовольствием слушают и поют песенки о знакомых им образах, выполняли музыкально- ритмические движения по тексту песенок. А подвижные игры со словами являются любимыми играми детей младшего дошкольного возраста. Это и «Огуречик-огуречик», «Лохматый пес», «Курочка-хохлатка», «Мой веселый звонкий мяч».
Полученные умения и навыки по развитию самостоятельной связной речевой деятельности посредствам фольклора закрепляются во время проведения развлечений: «Устроим концерт для кукол», «В гостях у куклы Тани», «Покажем кукле сказку». Использование всех проведенных методических приемов способствует своевременному развитию речи детей.
При работе с малыми формами фольклора для развития связной речи следует учитывать следующие основные принципы:
- производить отбор материала, учитывая возрастные возможности детей;
- проводить интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
- активно включать в деятельность всех детей;
- максимально использовать развивающий потенциал малых форм фольклора в создании речевой среды. [4]
Выводы по главе 2
Малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Чем раньше ребёнок начнёт знакомство с устным народным творчеством, тем раньше он станет говорить, раньше научится связному выражению своих мыслей, своих эмоции.
Использование малых форм фольклора развивает у детей чуткость к языку, учит пользоваться различными средствами художественной выразительности, отбирать нужные слова, тем самым происходит постепенное овладение образной системой языка.
С помощью малых форм фольклора возможно решение практически всех задач методики развития связной речи. Совместно с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного народного творчества.
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. В работе воспитателя необходимо использовать все виды и формы детского фольклора, т.к. использование устного народного творчества способствует развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста, способствует их речевому развитию, пополняет словарный запас, а также способствует формированию познавательного интереса к устному народному творчеству и в целом оказывает огромное воспитательное воздействие на ребенка.
Заключение
Обобщая результаты проведенной работы можно вывод о том, что речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.
Основной и первоначальной является коммуникативная функция –назначение речи быть средством общения. Целью общения является поддержание социальных контактов и обмен информацией.
Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению связной речи.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, потешки –это народная мудрость, свод правил жизни, сокровищница русского языка.
Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа. При знакомстве с фольклором у детей развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе и, что очень важно, прививается любовь к культурному наследию Родины.
Список используемой литературы
- Львов М.Р.Тенденции развития речи учащихся в начальной школе.-М.,1980
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб., 2000. – С. 147
- Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания// Вопросы порождения речи и обучения языку. — М., 1967. - http://www.pedlib.ru/Books/4/0356/4_0356-159.shtml
- Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей// Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - С. 9.
- Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошкольное воспитание.-1985.-№11.-С.21
- Павлова Л. Фольклор для маленьких// Дошкольное воспитание. - 1990. - № 12. - С. 42-43.
- Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
«Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Аттестационная работаТема: «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»...
дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников "Развиваем речь- думаем логически
"ОКНО В МИР ПРИРОДЫ" ...
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
Презентация по развитию речи "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников"
Консультация для воспитателей....
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ)
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ)Ммммнемотехникав развитии связной речи у дошкольников»....