Как дети начинают говорить.
статья по развитию речи

Суровцева Галина

Вашему вниманию представлено объяснение того, почему дети начинают, или же не начинают говорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_i_pochemu_deti_nachinayut_govorit.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Как и почему дети начинают говорить, или не начинают?

Здравствуйте.

Представление, знакомство.

С чего начинается развитие речи? Хочется сказать, что речь- это вершина эволюции, она развивается последней из всех функций, но повреждается она всегда первая.

Начну с объяснения, что такое речь…Речь-это форма общения людей (если совсем просто), когда ко мне приходит родитель, он зачастую не понимает, что речь начинается с первого крика ребёнка. Это его первый акт коммуникации, он сообщаем, что ему дискомфортно.

Первый крик – это очень важно, ребёнок должен громко кричать, так как  его вытащили из комфортных водных, температурных условий. Если ребёнок «мяукает», следует задаться вопросом, а почему? И это уже будет первым негативным звоночком для специалистов. Это говорит о том, что уже тогда у него был угнетён первичный речевой цент.

Затем, развивается его крик: я кричу - меня кормят; я кричу - мне сухо и т.д…Или не развивается…Некоторые родители говорят, что я почувствовала себя мамой, когда ребёнку было 3 недели, я стала понимать что хочет мой ребёнок, это не Вы стали понимать, это ребёнок стал иначе кричать, как раз потому что, в его коре головного мозга образовалась первая нервная связь. Затем, если эта связь поддерживается, а с этим бывают трудности, например, если у мамы затяжная послеродовая депрессия, и есть проблемы в принятии ребёнка, или во время родов произошла асфиксия и головной мозг ребёнка не получил достаточно кислорода, или во время беременность были негативные факторы, которые угнетали развитие речевых центров…их очень много, не будем на этом останавливаться…

 

Затем у ребёнка начинает развиваться комплекс оживления – это когда Вы к ребёнку в 2-3 месяца подходите, а он начинает активно Вам улыбаться, двигать ручками и ножками. Эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого. Ребенок, как будто, радуется при появлении взрослого – издает звуки, шевелит ручками, ножками, кряхтит (раньше не реагировал на появление взрослого). Это все сопровождаемся ГУЛЕНИЕМ (пение гласных букв а,у ), на него мало кто обращает внимания, а зря. Гуление особенно длительно во время общения со взрослым. Гуление есть у всех: у детей рожденные с ДЦП, у слабослышащих, у аутистов…у всех, как генетическая программа и на всех языках мира оно звучат одинаково, не зависимо где и в какой стране родился ребёнок. Он еще не знает на каком языке будет говорить. А потом уже подключается «материнский» язык, на котором с ним общаются, и подключается фонетическая система родного языка (звуковая система родного языка)

Само по себе билингвизм не влияет на развитие нарушений речи, если только есть нарушение ЦНС, то второй язык его только усугубляет.

6-7 месяцев появляется ЛЕПЕТ  ребёнок начинает говорить па-па-па, ба-ба-ба… подкрепляться аутоэхолалией, объясню, что это такое, это когда ребёнок повторяет сам за собой. Он это делает непроизвольно (этому учить не надо), НО он это делает не произвольно только в условиях комфортного общения (если с ним общаются, если с ним играют в потешки, носят его на руках и показывают свойственную для этого возраста информацию). Если мы 6-тимесячного ребёнка будем носить на руках и говорить что это параллелепипед, а это портрет Гагарина, он первый полетел в космос, вряд ли ребёнок будет поддерживать связь, а если мы будем в зоне его развития и показывать уточку (она делает кря-кря), а это гусь (га-га), то он будет стимулироваться и соответственно нам давать эмоцианльно-речевую реакцию.

 Так же с пониманием речи, в 6 месяцев ребёнок НАЧИНАЕТ понимать обращённую речь, например: «Где птички?» и ребёнок может отвести глаза в сторону птичек. К 8 месяцем понимание речи «расцветает» (машем привет, пока и т.д.).

Слова. К году, примерно, -+ у детей появляются первые слова. К словам мы относим любое сочетание звуков, когда он постоянно на что-то это говорит, например, рёбенок на столе видит чашку и всегда говорит «КАХА», и это будет первое слово несмотря на то, что оно звучит совершенно не так, но он постоянно так говорит на этот предмет. Или он говорит уже мама, или биби, т.е. машинка (как звукоподражание). Здесь важно уточнить, девочки могут начать говорить и 11 месяцев, а мальчики чуть позже до 1года 2-х месяцев могут молчать, вообще, а томом активно набирает активный словарь.

Речь очень взаимозависима от моторики: ребёнок стал переворачиваться и держать головку- появилось гуление; в 6 месяцев сел- стал лепетать; в 1 год пошёл  - появились первые слова, а так как мальчики начинают всё делать позже, соответственно и речь появляется позже.

К 2 годом должна появиться фраза. Фраза это, например: «Иди сюда», «Дай пить», «Идём гулять» и.т.д. Опять же у девочек пораньше, у мальчиков попозже. И если, скажем, в 2года и 2 месяца у ребёнка фразы нет, неплохо бы начать системные занятия с логопедом. Нормальный логопед начинает работать с детьми  с 2-х летнего возраста. Почему? Потому что до 3-х лет мозг ещё в активном развитии, нервные клетки готовы принимать на себя дополнительную работу, а после 3-х лет уже очень сложно скомпенсировать работу головного мозга нужным образом. Следовательно, главная задача любого специалиста, будь то логопеда, психолога, дефектолога, учителя английского языка, это создать новую ячейку в головном мозге, что бы туда заложить функции ячейки, которая повредилась.

Нацеливаю Вас на то, что не смотрите на словарь, сколько слов, в каком возрасте, или знает он что такое трактор или нет, это скорее вопрос трёх вещей: сколько с ребёнком занимаются; уровень культуры в семье, в том числе и речевой; и индивидуальных особенностей ребёнка. А вот грамматика, да, всегда показатель. Если ребёнок к трём годам недоговаривает  слова, это повод обратиться к логопеду.

             К 3 годам у ребёнка должна быть уже полноценная фразовая речь. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы». Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

  • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
  • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
  • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.

К 5-ти годам ребёнок произносит все звуки родного языка.

    Закончить хочется нацеливанием Вас на то, что успешная личность Вашего ребёнка формируется до 5-ти летнего возраста. До 5 лет ребёнок узнаёт 70% всей информации его жизни. Он учится ходить, чувствовать, взаимодействовать с окружающим миром, он учится разговаривать и только в Ваших руках и силах сделать так, что бы Ваш ребёнок был в будущем умё и успешен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

Как ребёнок начинает говорить?

Статья для родителей в популярной форме рассказывает о самом раннем и самом важном периоде речевого развития - до года - до самого первого слова!...

Консультация для родителей: "Когда же дети начинают говорить?"

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не сами только слова,их добавления и видоизменения, но множество понятий, взглядов,на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов ...» К. Д...

Консультация для родителей "Когда начинает говорить ребенок"

Конкретных сроков, когда ребенок начнет говорить, нет, так как все это индивидуально и зависит от особенностей каждого ребенка. Если предугадывать каждое желание ребенка, то, скорее всего не раньше тр...

Если ребенок не начинает говорить. Почему ребенок молчит?

роль пальчиковых игр в развитии речи детей...

Как помочь малышу начинать говорить.

Развитие речи ребенка от 1 до 3 лет — очень важный этап овладения родным языком. Речь малыша не просто стремительно развивается — она формируется, поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период о...

семинар-практикум для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста "Если ребёнок не начинает говорить"

1. Почему ребёнок молчит?2. Значение речевого общения для развития речи детей.3. Развитие моторной речи зависит от развития моторики в ребёнка?4. В чём заключается связь движений пальцев рук и речи?5....