Конспект занятия "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Богомолова Надежда Петровна

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ

«Путешествие по сказкам»

Цель: продолжать формировать у детей умение творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.

Образовательные задачи:

1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.

2. Формировать у детей умение узнавать сказочных героев.

3.  Активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.

Продолжать развивать у детей умение сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание.

5.Обогащать словарь детей: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый.  Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.

6.Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.

8. Формировать коммуникативные навыки.

Развивающие задачи:

1. Развивать умение детей действовать согласованно.

2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать умение сопереживать.

Предварительная работа:

Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок. Знакомство с символами (ТРИЗ). Рассматривание иллюстраций «Герои сказок».

Материалы:

 Мольберт, иллюстрации героев сказок, карточки для сочинения сказки,

Ход занятия:

1. Организационный момент

деятельность педагога

деятельность детей

примечание

-Ребята, давайте встанем в кружок и поприветствуем  друг с другом и наших гостей.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

-Ребята, проходите, садитесь на стульчики

- Ребята, я сегодня, когда шла на работу, нашла у дверей нашего детского сада письмо. Хотите узнать  от кого оно?

(достает письмо)

Давайте прочитаем, что в нем написано. (показывает картинку детям.

(читает письмо: «Здравствуйте, ребята, пишу вам в детский сад с просьбой о помощи. Баба Яга забрала главную книгу сказок и спрятала ее. И героям сказок там очень страшно взаперти. Я не смогла ее найти.  Но я знаю что Баба Яга   была у вас в детском саду и оставила фрагменты картинки того места, где спрятана книга.  Если найти все фрагменты и собрать картинку, то книга вернется. Но найти их не просто , нужно отгадать загадки и выполнить задания»  

  - Ребята, вы хотите помочь Василисе  и другим героям сказок?  Тогда нам придется отправиться в путешествие по стране сказок. Только как мы туда попадем?  Поможет нам волшебный камень, давайте вместе произнесем:

Камень, камень, ты красивый,
Обладаешь большой силой.
Рукой камень мы потрем,
Сразу в сказку попадем.

Дети под музыку заходят в зал.

Дети проходят на стулья.

Ответы детей

Дети угадывают автора письма

Ответы детей

музыка

звук волшебства

2. Основная часть

В: Ребята, вот мы и в сказочной стране. Где же мы будем искать части картинки?

- Первую подсказку нам дает Василиса Премудрая: отгадайте загадку, найдите картинку с этим героем и узнаете задание.

Из муки он был печен,

На окошке был стужен,

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.

-Молодцы загадку отгадали, а где же картинка с героем?

- хорошо, ребята давайте посмотрим, какое задание дает нам колобок.

КОЛОБОК: Здравствуйте, ребята. Я боюсь катиться дальше по лесу, вдруг я встречу лису, а она меня съест, и как быть не знаю?

В: Вот беда, так беда. Что делать?

В: А как это можно сделать?

В: Давайте с вами подумаем. А почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка, какой он был?

В: Но как мы можем помочь Колобку, чтобы лиса его не съела.

В: Как изменить?

В: Как Колобок может стать невкусным?

В: То, что вы говорите, – хорошо, но его уже испекли и он уже съедобный! Как же Колобку быть?

В: А лиса, ребята, какая в сказке?

В: А если, лиса станет добрая? Это хорошо или плохо для колобка?

- Почему хорошо? - А почему плохо?

В: А для лисы? Это хорошо или плохо, если она станет добрая?

- Почему хорошо?  - Почему плохо?

В: Ребята, колобок благодарит вас за советы, он воспользуется ими, когда встретит лису, и подсказывает нам, что часть картинки  забрала лисичка. Значит, нам нужно найти  лису.

В: Ребята, вот картинка, давайте положим ее в конверт чтобы не потерять. А здесь еще одна подсказка.

В: Он живет в народных сказках
И с прохожими неласков.
Огнем дышит, как дракон,
И летать умеет он.

В:  Ребята, посмотрим, какое задание нас ждет.

ДРАКОН: Волшебник Дробления-Объединения перепутал героев сказки. Помогите им найти свои сказки. Для этого героям нужно найти пару  и по окончании музыки подойти к своей книге.

В: Молодцы, ребята. Дракон говорит, что картинка находится в книге «По щучьему веленью».

В: Ребята, здесь еще одна загадка:

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

В: какое задание приготовил для нас Емеля?

ЕМЕЛЯ: Дорогие ребята,  как вы  знаете, я езжу на печи. Но хочется  уже поменять транспорт.  Я хочу  себе коня, но чтобы я не падал, пусть у него будут горбы как у верблюда, а рога как у оленя, чтобы удобно держаться было. А еще бы хорошо было, чтобы у него был красивый хвост как у павлина. Да, и пусть умеет летать. И еще, еще пусть молоко дает, как корова. И охраняет меня как собака.

В: Ребята, вы видели когда-нибудь такое животное?

В: Емеля, а может тебе завести не одно, а несколько других животных? Собаку. коня, корову и др.

ЕМЕЛЯ: нет, так не пойдет, им надо будет много места, их нужно будет кормить, ухаживать за всеми надо.

В: Ребята, сможем помочь Емеле? Что мы сможем сделать?

В: А как мы его назовем?

В: Ребята, Емеля благодарит вас за помощь и говорит, что картинка находится с обратной стороны мольберта.

Здесь еще одна загадка:

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка –

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!

В: Давайте с вами поиграем

 «В тёмном лесе есть избушка»

В темном лесе есть избушка, (пружинка, руки домиком над головой)
Стоит задом наперед, (прыжком стать спиной в круг. и на место)
В той избушке есть старушка, (козырек вправо, влево)
Бабушка яга живет. (кулачки на поясе, топают ногой)

Нос крючком, глаза большие, (палец-крюк у носа, глаза - соед. б. и указ. палец)
Как фонарики горят! (выброс пальцев из кулачка)
Фу, сердитая какая, (отмахиваются прав. рукой, левой)
Дыбом волосы торчат! (показ торчащих волос)

БАБА ЯГА: Здравствуйте, ребятишечки.  Да, это я спрятала книгу сказок. А что? Надоели мне все эти старые сказки. Хочу новую! Вот сочините мне новую сказку которую я не слышала, я и отдам вам последнюю часть картинки.

В: Ну что, ребята, сочиним Бабе Яге новую сказку?  Что нам поможет?

Примерные вопросы:

В: §  Жил-был  -кто?

§  Какой  он  был?

§  Что  умел  делать?

§  Пошел  гулять(путешествовать)  куда?

§  Искать ( что?  Кого?)

§  Встретил  злого  кого?

§  Что  этот отрицательный  герой  делал (  или  умел  делать?)

§  У  нашего  героя  был  друг? Кто? Какой  он  был?

§  Как  он  мог  помочь  главному  герою.

§  Что  стало  со  злым?

§  Где  наши  друзья  стали  жить?

§  Что  они  стали  делать.

В: Молодцы , ребята. Вот мы и выполнили последнее задание.

В: Молодцы, ребята.  

Ответы детей

Д: Нужно помочь колобку.(Дети высказывают предположения: Придумаем другой конец сказки, чтобы встретив лису, она не захотела его съесть, а колобок мог спастись. 

Возможные ответы детей

Д: Вкусный, румяный, гладкий, аппетитный.

Д: Изменить его свойства на противоположные.

Д: Если он станет невкусным, не румяным, будет не таким аппетитным лисе его не захочется есть.

Д: Посыпать на себя побольше соли. Лизнет Лиса. Тьфу! Соленый какой. И есть не станет. Можно и перца также подсыпать. Горько будет, невкусно. Хорошо бы в тесто положить немного снотворного порошка. Укусит Лиса кусочек и сразу же уснет.

Д: Стать грязным. Обвалятся в грязи, в саже, тогда каждый зверь в пути примет его за уголек и есть его не станет.

Прокатиться в песке. Колобок станет похожим на круглый песчаный комок. Кому охота есть песок?

Залезть в лужу. Встретится ему в лесу лужа или канава с водой, он туда прыг – и станет липким. Лиса его хвать зубами, прилипнет и не съест.

Д: Спеть какую-нибудь другую песню.

Д: Посидеть немного на солнышке и зачерстветь! Твердую корку укусить трудно. Зубы можно поломать и язык поцарапать.

На нем, как на мухоморе, нарисовать белые пятнышки, вот он и уцелеет.

Д: Злая.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети ищут картинку, находят лису и фрагмент.

Ответы детей, дети ищут картинку

Дети ищут пары своим сказочным героям. по окончании музыки, подходят к книгам.

Дети находят картинку,  кладут в конверт.

Дети отгадывают загадку, ищут картинку.

Ответы детей

Д: Нарисовать

Дети рисуют необычное животное.

Дети придумывают имя животному

Д: отгадывают загадку, находят картинку.

Ответы детей

Ответы детей (карточки, книга)

Дети сочиняют сказку.

муз. сопровождение

3. Заключительная часть

БАБА ЯГА: Ну порадовали старушку.

Последняя часть картинки находится в домике. Как только соберете картинку правильно, так книга сказок и возвратится на место.  

В: Ребята, давайте соберем картинку, чтобы герои сказок освободились и вернулись на свои места.

Молодцы, ребята. у нас все получилось. И теперь нам нужно возвратиться в детский сад.

Камень, камень, ты красивый,
Обладаешь большой силой.
Рукой камень мы потрем,
Сразу в садик попадем.

Дети  находят картинку и собирают общую картину.

звучит музыка волшебства

4. Эмпатия

Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

Кому мы помогли? А как мы помогали?

Как вы думаете, хорошее дело мы сделали или плохое? Почему? А вам  приятно помогать  другим?

Мне тоже было приятно с вами путешествовать и на память об этом дне я дарю вам книгу.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане.»

Учить детей вычленять звуки Р,  РЬ в речевом потоке;в слоговых сочетаниях,словах,предложениях, стихах.Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звукам...

Конспект НОД по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном занятии воспитатель рассказывает детям биографию А. С. Пушкина, читает стихотворение "Няне", "Сказку о рыбаке и рыбке", беседуют по сказке, рисуют разное море. После этого занятия мы с ...

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Сказка в гости к нам пришла» (по сказке «Колобок»)

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«Сказка в гости к нам пришла»(по сказке «Колобок») Задачи:Коррекционно-обучающая: учить внимательно слушать и пересказывать сказку...

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Конспект театрализованной деятельности «Сказка в гости к нам пришла» по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Цель: развивать художественно-исполнительские навыки, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое...

Конспект занятия пересказ сказки в младшей группе. «Русская народная сказка « Теремок».

Конспект занятия  пересказ сказки  в  младшей группе. «Русская народная сказка « Теремок». Цель: обучение детей эмоциональному восприятию  сказки, запом...