Методическая разработка "Картотека речевых игр"для детей дошкольного возраста.
презентация по развитию речи
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку "Картотека речевых игр". Она представлена в виде презентации, что очень удобно: можно распечатать и пользоваться готовыми карточками. Описанные в картотеке игры универсальны, их можно использовать в разных возрастных группах детского сада. Использовать игры из данной картотеки можно на занятиях по развитию речи, в подгрупповой и индивидуальной работе. Желаю успеха!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "речевые игры" картотека | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Кто как разговаривает ?» «Животные и их детёныши » «Что бывает круглым ?» «Подбери словечко » «Из чего сделано ?» «Какой овощ ?» «Кто может совершать эти действия ?» «Хорошо – плохо» «Близко-далеко » «Весёлый счет » «Разложи по полочкам » «Кто кем был?» «Горячий – холодный» «Кто как передвигается?» «Что звучит? «Что бывает осенью?» «Подскажи словечко» «Обобщающие понятия» «Назови ласково» «Что происходит в природе» «Один – много» «Подбери признаки» «Чья голова?» «Четвертый лишний» «Чего не стало?» «Кто где живёт?» «Лови да бросай – цвета называй » «Угадай кто позвал?» «Угадай, кто мой друг?» «Кто это? Знакомство с профессиями?»
«Кто как разговаривает ?» Цель : расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции . Ход : педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает. Вариант 2. Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Животные и их детёныши » Цель : закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти . Ход : бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Что бывает круглым ?» Цель : расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход : педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко …). – Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка …). – Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф …). – Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока …) и т.д.
«Подбери словечко » Цель : развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Ход : Например , Пчела – пчёлка, пчёлочка , пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д . Книга – книжка, книжечка, книжный, книголюб, книги и т.д.
«Из чего сделано ?» Цель : закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные ». Педагог : Рукавички из меха. Дети : меховые. Таз из меди – медный, ваза из хрусталя – хрустальная, рукавички из шерсти – шерстяные и т.д.
«Какой овощ ?» Цель : развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов . Ход : педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый ».
«Кто может совершать эти действия?» Цель : активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход : Педагог , бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу . Педагог: Идёт… Дети: человек , животное, поезд, пароход, дождь… Бежит - ручей , время, животное, человек, дорога… Летит - птица , бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт - рыба , кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Хорошо – плохо » Цель : знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения. Ход : педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
« Близко-далеко » Цель : развитие слухового внимания, остроты слуха . Ход : педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая ) или удаленность звучания.
«Весёлый счет » Цель : закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Ход : педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: один стол – пять столов; один слон – пять слонов; один журавль – пять журавлей; один лебедь – пять лебедей» одна гайка – пять гаек; одна шишка – пять шишек; один гусёнок – пять гусят; один цыплёнок – пять цыплят; один заяц – пять зайцев; одна шапка – пять шапок; одна банка – пять банок.
«Разложи по полочкам » Цель : ориентировка в пространстве. Ход : персонаж Федора (К.И. Чуковский « Федорино горе») просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше , а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
«Кто кем был ?» Цель : развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний . Ход : педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом, хлеб – мукой, лошадь – жеребёнком, шкаф – доской, корова – телёнком, велосипед – железом, дуб – жёлудем, рубашка – тканью, рыба – икринкой, ботинки – кожей, яблоня – семенем, дом – кирпичом, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей, взрослый – ребёнком.
«Горячий – холодный » Цель : закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог : Горячий. Дети : холодный. Хороший – плохой, умный – глупый, весёлый – грустный, острый – тупой, гладкий – шероховатый.
«Кто как передвигается ?» Цель : обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости. Ход : педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Педагог: Собака. Дети : Собака - стоит , сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка …).
«Что звучит ?» Цель : развитие слухового внимания и наблюдательности. Ход : педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
«Что бывает осенью ?» Цель : учить временам года, их последовательности и основным признакам . Ход : на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
«Подскажи словечко » Цель : развитие мышления, быстроты реакции . Ход : педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Обобщающие понятия » Цель : расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Ход : Вариант 1 . Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. Педагог: Овощи. Дети : картофель , капуста, помидор, огурец, редиска. Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. Педагог : Огурец, помидор. Дети : Овощи .
«Назови ласково » Цель : закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол - столик, ключ – ключик; шапка - шапочка, белка – белочка; книга - книжечка, ложка – ложечка; голова - головка, картина – картинка; мыло - мыльце, зеркало – зеркальце; кукла - куколка, свёкла – свёколка ; коса - косичка, вода – водичка; жук - жучок, дуб – дубок; вишня - вишенка, башня – башенка; платье - платьице, кресло - креслице.
«Что происходит в природе ?» Цель : закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении . Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна ». Педагог : Солнце – что делает? Дети : Светит , греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - темнеет , тает. Птицы – что делают? - прилетают , вьют гнёзда, поют песни. Капель – что делает? - звенит , капает. Медведь – что делает? - просыпается , вылезает из берлоги.
«Один – много » Цель : закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных . Ход : педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: стол – столы, стул – стулья, гора – горы, лист – листья, дом – дома, носок – носки, глаз – глаза, кусок – куски, день – дни, прыжок – прыжки, сон – сны, гусёнок – гусята, лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.
«Подбери признаки» Цель : активизация глагольного словаря. Ход : педагог задаёт вопрос: «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Чья голова ?» Цель : расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья. У кошки – кошачья. У сороки – сорочья. У лошади – лошадиная. У орла – орлиная. У верблюда – верблюжья.
«Четвёртый лишний » Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению . Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно .
«Лови да бросай – цвета называй » Цель : подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей . Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог : - Дети : Красный - мак , огонь, флаг. Оранжевый - апельсин , морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок , солнце, репа. Зелёный - огурец , трава, лес. Голубой - небо , лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива , сирень, сумерки.
«Чего не стало ?» Цель : развитие внимания и наблюдательности. Ход : педагог на столе выкладывает 4 овоща: « Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Кто где живёт ?» Цель : закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в ». Ход : Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. Педагог : – Дети: Кто живёт в дупле ? - Белка . Кто живёт в скворечнике ? - Скворцы. Кто живёт в гнезде ? - Птицы . Кто живёт в будке ? - Собака . Кто живёт в улье ? - Пчёлы Кто живёт в норе ? - Лиса . Кто живёт в логове ? - Волк . Кто живёт в берлоге ? - Медведь . Вариант 2. Педагог: - Дети : Где живёт медведь ? - В берлоге. Где живёт волк ? - В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Угадай, кто позвал ?» Цель : различение по тембру максимально сокращённых звуковых сочетаний. Ход : водящий поворачивается спиной к детям и по звуковому сочетанию «ла-ла, ду-ду , пи-пи, ля-ля, ко-ко» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.
«Угадай, кто мой друг?» Цель : закрепление знания детей о животных , насекомых, их отличительных чертах и свойствах, месте обитания. Ход : Педагог подготавливает карточки с изображением животных (желательно по группам: домашние, дикие, птицы). Каждый ребенок должен выбрать карточку с изображением так, чтобы остальные не видели. Дается время на составление рассказа. Например: Ребенок выбрал картинку со слоном, назвал его Филя и далее начинает рассказ. Это мой Филя. Он живет в Африке. Он очень большой и добрый. Филя любит кушать фрукты и овощи. Он даже иногда выступает в цирке (можно изобразить походку животного). Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь.
«Кто это? Знакомство с профессиями» Цель : закрепление знания детей о профессиях, расширение словарного запаса. Ход : Педагог подготавливает для игры карточки с изображением людей разных профессий. Вариант 1: Педагог задает вопросы: Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто разносит письма? Кто шьет платье? Кто работает на тракторе? Вариант 2: Что делает дворник? Что делает учитель? Что делает маляр? Вариант 3: «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: Кому нужны ножницы? Кому нужна указка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...
Методическая разработка "Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне...
Методическая разработка "Триз-игры по речевому творчеству для детей дошкольного возраста"
Триз- игры по речевому творчеству....
Методический семинар: "Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики с использованием куклы «Язычок»".
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР"Носова Евгения АлександровнаУчитель – логопед МБДОУ «Одесский ДС»Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами ...
«Методическая разработка по формированию речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии»
laquo;Методическая разработка по формированиюречевого развития у детей дошкольноговозраста с использованием ТРИЗ технологии»...
Методическая разработка "ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР"
В данной методической разработке представлен опыт создания электронного альбома логопедического обследования детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, представлены этапы, формы, методы ...
Методические рекомендации педагогам для работы по формированию культуры речевого общения у детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации педагогамдля работы по формированию культуры речевого общенияу детей дошкольного возраста. На современ...