Про снежный колобок
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа Н. Калининой
«Про снежный колобок»
Цель: Обучение детей связной речи и передаче содержания литературного текста связно, последовательно, выразительно, без наводящих вопросов педагога.
Задачи:
- Развивать умение подбирать определения; активизировать употребление в речи прилагательных.
- Закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных в трудных случаях: ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек; учить детей правильно спрягать глагол хотеть.
- Закреплять умение громко и четко произносить слова.
Используемый материал: Предметы кукольной одежды: ботинки, чулки, варежки, тапочки, носки (возможна замена предметов одежды картинками с их изображением).
Ход НОД:
- Организационный момент.
«Доброе утро»
Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
- Дети, какое сейчас время года? (Дети отвечают.)
- Правильно у нас сейчас зима?
- Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Сурикова «Зима», в котором говорится о главном признаке зимы.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- Дети, о каком признаке зимы говорится в этом стихотворении? (О снеге.)
- Вам понравилось, как поэт написал, какие разные слова подобрал? (Дети отвечают.)
- Как сказано про снег, какой он? (Белый, пушистый.) - А что делает снег?
- Какие слова вы запомнили? (Кружится, падает, ложится.)
- Вы тоже умеете подбирать разные слова, которые украшают ваш рассказ и делают его интересным.
- Скажите, какой бывает снег? (Белый, пушистый, серебристый, сверкающий и т. д.)
- Вот видите, какие красивые и выразительные слова вы вспомнили про снег. (Повторяет сказанные детьми слова.)
- Дети, сейчас я вам расскажу интересную историю, а вы послушайте ее внимательно.
Пошли ребята погулять, поиграли весело, слепили снежную бабу; погода была солнечная, морозная; дети пришли в детский сад в отличном настроении.
- А как можно сказать по-другому, какие они были? (Веселые, радостные, довольные, смеющиеся.)
Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись и подошли к окну, то увидели, что погода испортилась.
-Какое у них стало настроение? (Плохое.)
-Какие стали дети, как можно сказать по-другому? (Огорченные, растерянные, недовольные, грустные.) Абсолютно верно! Молодцы!
2. Чтение рассказа.
- Дети к нам сегодня в гости пришел необычный гость, Чебурашка. (показ игрушки). Он нам расскажет рассказ Натальи Калининой «Про снежный колобок».
- Ребята, послушайте? Про снежный колобок. Н. Калинина.
Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки - сделал глаза; нашел палочки - сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап, кап, кап, кап - вода капает.
Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете?
После чтения педагог задает детям вопросы:
- О чем говорится в этом рассказе?
- Что делали ребята во дворе?
- Что случилось со снежным колобком?
- Что вам особенно понравилось в рассказе? (Дети отвечают.)
- Внимательно послушайте рассказ еще раз, потом вы будете его пересказывать. (Для пересказа вызываются трое детей. Они договариваются, кто начнет рассказ, кто продолжит, кто закончит.
Текст пересказывается два раза. После пересказа педагог оценивает, привлекая к обсуждению детей).
- Вы наверное немножко устали? Отдохнем?
Физминутка. «Зимой»
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.
3. Дидактическая игра «Хотим».
- А сейчас мы поиграем. Вы хотите поиграть? (Хотим.) И ты, Милена, хочешь? (Хочу.) Ребята, послушайте, какое удивительное слово мы сказали. Это слово хотеть. Оно изменяется по-разному. Все зависит от того, говорим ли мы об одном человеке или о многих.
Об одном скажем: я хочу, он хочет, ты хочешь.
А о многих скажем: мы хотим, вы хотите, они хотят. (Дети повторяют формы глагола за воспитателем.)
- Хотите поиграть в снежки? Встаньте и представьте себе, что мы с вами находимся в зимнем лесу. Покажите, как вы нагнулись и взяли в руки снег. А теперь слепили комок. Бросили левой рукой. Снова берем снег, лепим комок. Бросаем правой рукой.
- А сейчас я вам прочту шутливое стихотворение Самуила Маршака о свинках:
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово.
- Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может быть, свинки носят чулки, носки, тапочки, рукавички? (Дети отвечают.)
- Правильно такого на самом деле не может быть - это шутка, которую сочинил Самуил Маршак.
- Мы с вами тоже можем сочинить веселые шутки про разных птиц и животных. Я буду начинать, а тот, на кого укажу, будет продолжать. Чтобы помочь вам сочинять, я буду показывать картинки-подсказки.
Даем вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы увидели сорок
Без… (ботинок) и. (чулок,
И щенков без… (носков,
И синичек без… (тапочек) и… (рукавичек).
- Веселые шутки у нас получились?
4. Дидактическая игра «Чего не стало?»
- Теперь отгадайте загадку:
«Шерстяная, теплая, маленькая - это носок или варежка?» (Варежка.)
Шерстяная - варежка, а носок - … какой? (шерстяной).
(На доске развешены предметы кукольной одежды.)
Сейчас поиграем в игру «Чего не стало?». Внимательно посмотрите на эти предметы. Запомните их. (Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает носки, затем дети открывают глаза.) Чего не стало?
Вызываются двое-трое детей.
После каждого правильного ответа следует замечание: «Правильно, не стало носков». Игра повторяется два-три раза.
В конце занятия воспитатель поощряет детей: «Молодцы, запомнили все предметы, правильно их назвали».
5. Рефлексия.
- Ребята, давайте вспомним рассказ Натальи Калининой «Про снежный колобок».
- О чем говорилось в этом рассказе?
- Что обнаружил Алеша возле своего шкафчика, на полу, после сна?
- Давайте с вами нарисуем мальчика Алешу, который обнаружил на полу лужу и очень расстроился, что его колобок растаял. (Дети рисуют).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в средней группе "Снежный колобок"
НОД в средней группе "Снежный колобок " ...
конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности сдетьми старшей компенсирующей направленности "Снежный колобок" "
Готовясь к этому открытому мероприятию, я много материала просмотрела на сайтах, очень хотелосьпостроить занятие интересно непринуждённо.Дети на занятие очень порадовали, их не смутило присутствие ...
Развитие речи "Снежный колобок"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№23 «Аленушка...
Драматизация сказки на новый лад «Снежный колобок» Старшая группа
Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Развивать способность, свободно и раскрепощено держатся при выступлении, побуждать к импровизации сред...
по развитию речи "Про снежный колобок"
Чтение рассказа Н.Калиниой "Про снежный колобок"Исследовательская деятельность детей с воспитателем...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группе: Придумывание детьми конца рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок».
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группе: Придумывание детьми конца рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»....
Сценарий сказки "СНЕЖНЫЙ КОЛОБОК".
Сценарий сказки "СНЕЖНЫЙ КОЛОБОК" для старших дошкольников. Музыкальное оформление прилагается....