«Моя семья». Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ЧДОУ «Православный детский сад №1»
Выполнила воспитатель: Цыганова С.И.
«Моя семья». Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Программное содержание:
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью,учить понимать свое место в семье. Закрепить знания детей о членах семьи.
Познакомить детей с понятием «родословное древо».
Воспитывать в детях чувство любви, уважения и милосердного отношения к близким.
Активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословные). Закреплять составление рассказа о семье по плану.
Предварительная работа:
Рисунки детей «Моя семья»
«Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад».
Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка», «Моя семья»
Чтение – русских народных сказок
Заучивание стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, брате
Оборудование: иллюстрации с изображением семьи, силуэт дерева, портреты родителей, мяч.
План НОД:
Вводная часть
2. Основная часть
2.1 Что такое семья
2.2 Родительские субботы
2.3 Пословицы о семье
2.4 Дидактическая игра «Скажи ласково»
2.5 Понятие о родословном древе (семейном древе)
2.6 Дидактическое упражнение «Составь генеологическое древо»
2.7 Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»
3. Итог НОД.
Ход НОД.
Вводная часть
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье.
Звучит песня: «С чего начинается Родина»
-«С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе».
-Строки песни знакомы многим, но для каждого человека существует свой ответ. Для меня - это родной дом, улица, мать и отец, друзья. Это любимая река, лес, поляна. Это огромная и многогранная Россия. Это люди, её населяющие, – разные и неповторимые. Наши далёкие предки из поколения в поколение хранили документы, письма, книги, вещи - всё то, что могло бы рассказать о родных и близких. Они составляли генеалогическое древо, писали свою родословную. По ней можно было изучать историю своей семьи, родного края, своей страны.
-А сегодня мы можем сказать, кем были наши предки? Чем они занимались? Наверное, каждый из вас задавал себе этот вопрос? Сегодня мы попробуем ответить на них.
- Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
2. Основная часть НОД
2.1. -Посмотрите ребята, на эти фотографии, которые висят на стене
-Кого вы видите на этих фотографиях? (маму, папу, бабушку, дедушку, детей)
- Да ребята, а как мы можем иначе назвать этих людей (это семья)
-А фотография называется семейной фотографией.
-Давайте подумаем и скажем: кого мы называем семьей? (маму, папу, бабушку, дедушку и детей.)
-Скажите ребята, а как вы понимаете что такое семья? (ответы детей)
(Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья- это когда живут вместе папа, мама, дети.)
-А члены одной семьи всегда живут в одном доме? (вместе, бабушка и дедушка могут жить отдельно).
-А какие бывают семьи? (маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые).
2.2 - Ребята, а вы обратили внимание вот на эту старую фотографию? (да)
-На ней мы тоже видим семью, стареньких бабушек и дедушек. Эта фотография сделана очень давно и видимо этих людей, к сожалению, уже нет с нами. Но это тоже чьи-то родственники. Каждый из нас должен знать и помнить своих предков. Есть особые дни поминовения (воспоминания) о близких. Они называются родительскими субботами, т. к. бывают они именно в субботу. В родительские субботы в храмах Православной церкви проходит поминовение (панихида) всех православных христиан. В эти дни люди ходят в храмы, зажигают свечи и вспоминают о своих близких.
Давайте и мы с вами зажжем свечу и тихонько посидим, глядя на пламя и вспоминая своих родных.
Звучит музыка.
2.3 -Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок.
В народе говорят: «Семьей дорожить — счастливым быть». А какие пословицы и поговорки знаете вы?
Братская любовь крепче каменной стены
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
Согласие да лад - в семье клад.
Согласную семью горе не берёт.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семейный горшок всегда кипит.
В семье и каша гуще.
В семье разлад - то и дому не рад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Мой дом - моя крепость.
Не тот отец и мать кто родил, а тот - кто вскормил.
Не прячь свои неудачи от родителей
При солнышке тепло, при матери добро.
Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
2.4. - А вы любите своих родных? Назовите их ласково.
Давайте поиграем в игру «Скажи ласково» (в кругу с мячом).
Мама-мамочка, мамуля, матушка; папа- папочка, папуля, папенька, батюшка, дочь- доченька, дочурка, сын – сынок, сыночек, дед – дедушка, дедуля, бабушка – бабулечка, сестра – сестрёнка, внук – внучок, внучка – внученька, брат – братишка
-Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.
-Скажите, кто еще есть в вашей семье? (тетя, дядя, двоюродные братья и сестры, крестные)
2.5. -Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках.
-А как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас в наше время? (фотоаппарат, видеокамера)
- А каким образом память о родных сохраняли в давние времена,когда не было фотоаппаратов,камер? (делали записи)
-А эти записи назывались родословные
- А как назывались зарисовки своей родословной? (семейным древом, генеалогическим древом)
- Правильно, для того, чтобы было легче рассказать о своих родных и чтобы знать своих предков, люди составляют дерево или древо семьи.
Каждый из вас уже составлял свое генеалогическое древо, давайте сейчас вспомним как это нужно правильно делать:
2.6. Дидактическое упражнение «Составь генеологическое дерево»(дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»).
-Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка
Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)
(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).
Дедушка.
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)
(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).
-Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.
Мама.
Много мам на белом свете,
всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)
(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)
Папа.
У меня есть папа!
Спросите какой он?
Самый сильный папа,
Самый храбрый воин!
Добрый, умный самый
Как не похвалиться?
Папой только с мамой
Можно поделиться.
У меня есть папа!
Все равно какой он!
Лучший в мире папа,
Потому что мой он!
(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).
-Кто располагается на верхнем ярусе древа? –дети.
Младший брат.
Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)
(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).
2.7. Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
2.8. -Давайте внимательно посмотрим на дерево, которое находится перед нами. Оно стоит зимнее, без листьев, а на улице у нас весна. Давайте сделаем наше дерево весенним, зеленым. А каждый листочек – это качества, которые должны быть у каждого члена семьи, для того, чтобы семья была крепкая и дружная. (дети украшают деревья листочками и называют качества: доброта, щедрость, забота, понимание, любовь, сочувствие, уважение, и т. п.)
-Молодцы ребята! Посмотрите, какое красивое весеннее дерево у нас получилось. В нем сочетаются бабушкина мудрость и доброта, дедушкина щедрость и понимание, папина сила и смелость, мамина любовь и забота. А все вместе- это семья!
Но к счастью жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите;
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Давайте закончим нашу встречу песней -исполняется песня «Моя семья»
А. Ермолаев
Используемая литература: Л. Л. Шевченко «Добрый мир» Книга 3, тема «Моя семья»; Книга 4 – тема «Православные праздники».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Подводный мир"
В конспекте использованы приёмы мнемотехники...
Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Интегрированное занятие с детьми включает в себя различные виды деятельности - познавательную, художественную, изобразительную....
Конспект Интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста
1. Уточнить с детьми понятие «транспорт» 2. Учить группировать транспорт по назначению: пассажирский и грузовой 3. Обогащать словарь за счет слов: железнодорожный порт, пассажирский, грузовой, расст...
Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Прогулка в лесу"
Программное содержание:Умение различать количественный и порядковый счет в пределах 10.Правильно отвечать на вопросы сколько, какой по счету.Продолжить знакомить с составом числа из двух меньших едини...
Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста По экологии
Цель: познакомить с лекарственными растениями родного края, на основе полученных знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лека...
Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Домашние животные»
Закрепление и обобщение знаний детей по теме «домашние животные»; развитие представлений у детей о профессиях людей работающих на ферме; формирование умения детей сравнивать и кл...
"Моя семья" Конспект интегрированной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
На данном занятии с детьми закрепляются полученные ранее знания о семье, родных, семейных отношениях....