Логопедическое занятие на лексическую тему недели"Игрушки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тверскова Ирина Анатольевна

Занятие проведено встаршей группе для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki.docx31.74 КБ
Файл igrushki.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме «Игрушки»

в старшей группе для детей с ОНР

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Обогатить словарный запас по лексической теме «Игрушки».

Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.

Совершенствовать грамматический строй речи ( образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами;

образование существительных множественного числа; образование глаголов будущего времени; образование относительных прилагательных).

Упражнять в классификации предметов.

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речь.

Продолжать развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, умение слушать друг друга.

Воспитывать интерес к произведениям Самарских писателей.

Способствовать созданию положительных эмоций.

Оборудование: конверт с заданиями, кружки, обозначающие звуки; игрушки: бегемот, пирамидка, машинка, кукла, мишка, зайчик, погремушка, неваляшка, мячик, кубики, палочки Кюизенера, шарики Су-джоки, раскраска, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Чтобы они с вами познакомились, по очереди громко назовите свое имя и скажете, сколько в нем слогов. Затем возьмите палочку, равную количеству слогов.

Дети называют свои имена и определяют в них количество слогов. (Например: «Меня зовут Миша, в моём имени 2 слога. Я беру розовую палочку»).

Сюрпризный момент: «Что это такое?» (Вносится пирамидка без колец).

- Ребята, а вы знаете, почему у пирамидки нет колец? Сейчас я вам расскажу: жадный Бегемотик (показ соответствующей игрушки) забрал у нас все колечки. Он согласился отдать кольца только при условии, если вы выполните все его задания. За каждое задание – одно колечко.  Согласны? Прежде, чем найти задание нам нужно отгадать загадку и найдем мы его около отгадки.

1 загадка: «Пьет бензин, как молоко, может ехать далеко.

Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).

Находим первое задание около машины.

1 задание: Игра «Четвертый лишний»

Выставляются предметные картинки:

машинка, юла, кубики, капуста  

 мяч,  пирамидка, кукла, яблоко  ……

- Назовите в каждом ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор

(лишняя картинка убирается) 

- Ребята, как можно назвать одним словом эти картинки? (Игрушки).

Получаем первое кольцо.

2 загадка: «Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу». (Медвежонок).

2 задание: «Назови первый звук»

- Определите первый звук в названии игрушек и наклейте соответствующий звук – кружок на фланелеграф. («Самосвал, мишка, кубики, ослик, зайка, пирамидка, робот»).(Гласный звук – кружок красного цвета; согласный твёрдый – кружок синего цвета; согласный мягкий-кружок зеленого цвета)

Получают второе кольцо

Физминутка «Веселые матрешки»

Хлопают в ладошки (Хлопок в ладоши перед собой)

Дружные матрешки. (Повторить хлопки еще раз)

На ногах сапожки, (Правую ногу вперед на пятку, левую ногу)

Топают матрешки. (Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)

Влево, вправо повернись, (Повороты вправо – влево)

Всем знакомым поклонись. (Наклон головы вперед с поворотом туловища)

3 загадка: «Что все это значит? Дочка, а не плачет.

Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять». (Кукла).

3 задание: Упражнение «Скажи ласково».

Кукла – куколка, мишка - …, дом -…, машина - …, самолёт - …, матрёшка - …, заяц - …, птица - …, корабль - … и т. д 

Получили третье кольцо

Пальчиковая гимнастика с су-джоками «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.            (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки                         (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие            (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,             (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,           (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже                                  (массажные движения мизинца)

на ежа похожи.                         (дети катают Су-Джок между ладонями)

4 загадка: «Стукнешь о стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).

4 задание: Игра с мячом. 

- Скажите, из чего могут быть сделаны игрушки?

Самолетик из бумаги (какой?)- бумажный

Кубики из дерева (какие?) – деревянные

Мячик из резины (какой?) – резиновый

Мишка из плюша (какой?) – плюшевый

Кукла из соломы (какая?) – соломенная

Машина  из металла (какая) – металлическая

Пирамидка из пластмассы (какая?) – пластмассовая

Зайчик из меха (какой?)- меховой

Пароходик из железа (какой?)-железный  4 кольцо

Получили четвертое кольцо

5 загадка: «Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю». (Кубики).

5.Игра «Слоговая лесенка»

Слоговой анализ слов:

Пирамидка, неваляшка, матрешка, машинка, мишка, кукла, кубики, шар, дом… (определить самое короткое и длинное слово). Получили пятое кольцо 

6 загадка: Эта мягкая игрушка — Длинноухая зверюшка. Ей морковку в лапку дай-ка, Ведь игрушка эта —.

6. Игра «Один - много».

Одна кукла, а много - …(кукол),

Одна коляска, а много - …,

Один мишка, а много - …,

Один велосипед, а много - …,

Одно колесо, а много - … и т.д. Получили шестое кольцо

Эта мягкая игрушка — Длинноухая зверюшка. Ей морковку в лапку дай-ка, Ведь игрушка эта —.

7 загадка: В ней горошинки звенят,

Карапузов веселят.

Это первая игрушка

Под названьем… (Погремушка)

7 задание  «Для чего нужны игрушки?»

-Что вы будете с ней делать с куклой?  

- Будем играть

- Будем кормить

- Будем укладывать спать

- Будем одевать

- Будем раздевать

- Будем  качать

- Что это? (это машинка)

- А что мы с ней будем делать?

- Будем играть

- Будем нагружать

- Будем разгружать

- Будем ремонтировать

- Будем возить Получили седьмое кольцо 

8 загадка: Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешка)

или

 Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь - хочет встать.

Поупрямее барашка

Эта кукла -.(Неваляшка)

-Бегемотик спрашивает знаем ли мы Самарских писателей?

Конечно знаем, мы выучили стихи Самарских писателей о игрушках и сейчас их расскажем

 Получили восьмое кольцо

- Мы все задания выполнили, пирамидку собрали!

Бегемотик дарит нам зашифрованную пирамидку,  мы присядем и раскрасим ее. 

Пьет бензин, как молоко, может ехать далеко.

Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?»

-Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу».

-Что все это значит? Дочка, а не плачет.

Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять».

-Стукнешь о стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу!»

-Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю».

-Эта мягкая игрушка —

Длинноухая зверюшка.

Ей морковку в лапку дай-ка,

 Ведь игрушка эта —.

-В зоопарке, в синей клетке,

Ловко прыгает по сетке,

Корчит рожы, ест бананы

Кто? Конечно…

-По тропинке, через мостик Груз тяжелый тянет..



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме «Игрушки»

в старшей группе для детей с ОНР

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Обогатить словарный запас по лексической теме «Игрушки».

Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.

Совершенствовать грамматический строй речи ( образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами;

образование существительных множественного числа; образование глаголов будущего времени; образование относительных прилагательных).

Упражнять в классификации предметов.

Коррекционно-развивающие:

Развивать связную речь.

Продолжать развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, умение слушать друг друга.

Воспитывать интерес к произведениям Самарских писателей.

Способствовать созданию положительных эмоций.

Оборудование: конверт с заданиями, кружки, обозначающие звуки; игрушки: бегемот, пирамидка, машинка, кукла, мишка, зайчик, погремушка, неваляшка, мячик, кубики, палочки Кюизенера, шарики Су-джоки, раскраска, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Чтобы они с вами познакомились, по очереди громко назовите свое имя и скажете, сколько в нем слогов. Затем возьмите палочку, равную количеству слогов.

Дети называют свои имена и определяют в них количество слогов. (Например: «Меня зовут Миша, в моём имени 2 слога. Я беру розовую палочку»).

Сюрпризный момент: «Что это такое?» (Вносится пирамидка без колец).

- Ребята, а вы знаете, почему у пирамидки нет колец? Сейчас я вам расскажу: жадный Бегемотик (показ соответствующей игрушки) забрал у нас все колечки. Он согласился отдать кольца только при условии, если вы выполните все его задания. За каждое задание – одно колечко.  Согласны? Прежде, чем найти задание нам нужно отгадать загадку и найдем мы его около отгадки.

1 загадка: «Пьет бензин, как молоко, может ехать далеко.

Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).

Находим первое задание около машины.

1 задание: Игра «Четвертый лишний»

Выставляются предметные картинки:

машинка, юла, кубики, капуста  

 мяч,  пирамидка, кукла, яблоко  ……

- Назовите в каждом ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор

(лишняя картинка убирается) 

- Ребята, как можно назвать одним словом эти картинки? (Игрушки).

Получаем первое кольцо.

2 загадка: «Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу». (Медвежонок).

2 задание: «Назови первый звук»

- Определите первый звук в названии игрушек и наклейте соответствующий звук – кружок на фланелеграф. («Самосвал, мишка, кубики, ослик, зайка, пирамидка, робот»).(Гласный звук – кружок красного цвета; согласный твёрдый – кружок синего цвета; согласный мягкий-кружок зеленого цвета)

Получают второе кольцо

Физминутка «Веселые матрешки»

Хлопают в ладошки (Хлопок в ладоши перед собой)

Дружные матрешки. (Повторить хлопки еще раз)

На ногах сапожки, (Правую ногу вперед на пятку, левую ногу)

Топают матрешки. (Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)

Влево, вправо повернись, (Повороты вправо – влево)

Всем знакомым поклонись. (Наклон головы вперед с поворотом туловища)

3 загадка: «Что все это значит? Дочка, а не плачет.

Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять». (Кукла).

3 задание: Упражнение «Скажи ласково».

Кукла – куколка, мишка - …, дом -…, машина - …, самолёт - …, матрёшка - …, заяц - …, птица - …, корабль - … и т. д 

Получили третье кольцо

Пальчиковая гимнастика с су-джоками «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.            (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки                         (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие            (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,             (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,           (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже                                  (массажные движения мизинца)

на ежа похожи.                         (дети катают Су-Джок между ладонями)

4 загадка: «Стукнешь о стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).

4 задание: Игра с мячом. 

- Скажите, из чего могут быть сделаны игрушки?

Самолетик из бумаги (какой?)- бумажный

Кубики из дерева (какие?) – деревянные

Мячик из резины (какой?) – резиновый

Мишка из плюша (какой?) – плюшевый

Кукла из соломы (какая?) – соломенная

Машина  из металла (какая) – металлическая

Пирамидка из пластмассы (какая?) – пластмассовая

Зайчик из меха (какой?)- меховой

Пароходик из железа (какой?)-железный  4 кольцо

Получили четвертое кольцо

5 загадка: «Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю». (Кубики).

5.Игра «Слоговая лесенка»

Слоговой анализ слов:

Пирамидка, неваляшка, матрешка, машинка, мишка, кукла, кубики, шар, дом… (определить самое короткое и длинное слово). Получили пятое кольцо 

6 загадка: Эта мягкая игрушка — Длинноухая зверюшка. Ей морковку в лапку дай-ка, Ведь игрушка эта —.

6. Игра «Один - много».

Одна кукла, а много - …(кукол),

Одна коляска, а много - …,

Один мишка, а много - …,

Один велосипед, а много - …,

Одно колесо, а много - … и т.д. Получили шестое кольцо

Эта мягкая игрушка — Длинноухая зверюшка. Ей морковку в лапку дай-ка, Ведь игрушка эта —.

7 загадка: В ней горошинки звенят,

Карапузов веселят.

Это первая игрушка

Под названьем… (Погремушка)

7 задание  «Для чего нужны игрушки?»

-Что вы будете с ней делать с куклой?  

- Будем играть

- Будем кормить

- Будем укладывать спать

- Будем одевать

- Будем раздевать

- Будем  качать

- Что это? (это машинка)

- А что мы с ней будем делать?

- Будем играть

- Будем нагружать

- Будем разгружать

- Будем ремонтировать

- Будем возить Получили седьмое кольцо 

8 загадка: Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешка)

или

 Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь - хочет встать.

Поупрямее барашка

Эта кукла -.(Неваляшка)

-Бегемотик спрашивает знаем ли мы Самарских писателей?

Конечно знаем, мы выучили стихи Самарских писателей о игрушках и сейчас их расскажем

 Получили восьмое кольцо

- Мы все задания выполнили, пирамидку собрали!

Бегемотик дарит нам зашифрованную пирамидку,  мы присядем и раскрасим ее. 

Пьет бензин, как молоко, может ехать далеко.

Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?»

-Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу».

-Что все это значит? Дочка, а не плачет.

Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять».

-Стукнешь о стенку – а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу!»

-Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю».

-Эта мягкая игрушка —

Длинноухая зверюшка.

Ей морковку в лапку дай-ка,

 Ведь игрушка эта —.

-В зоопарке, в синей клетке,

Ловко прыгает по сетке,

Корчит рожы, ест бананы

Кто? Конечно…

-По тропинке, через мостик Груз тяжелый тянет..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме: "Игрушки"

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы с ТНР  на тему «Игрушки»...

Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "Игрушки"

Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "Игрушки"...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Игрушки"

Конспект НОДпо лексической теме: «Игрушки»             Цель: Закрепление знаний детей по теме «Игрушки»....

Презентация к логопедическому занятию по лексической теме "Игрушки"

Презентация клогопедическомузанятию по теме «Игрушки» в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Игрушки"

Конспект логопедического занятия для детей 6 - 7 лет...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ИГРУШКИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ТНР

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ИГРУШКИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ТНР Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениям...