Логопедическое занятие на лексическую тему недели"Игрушки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие проведено встаршей группе для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.74 КБ |
![]() | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по теме «Игрушки»
в старшей группе для детей с ОНР
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Обогатить словарный запас по лексической теме «Игрушки».
Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.
Совершенствовать грамматический строй речи ( образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами;
образование существительных множественного числа; образование глаголов будущего времени; образование относительных прилагательных).
Упражнять в классификации предметов.
Коррекционно-развивающие:
Развивать связную речь.
Продолжать развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, умение слушать друг друга.
Воспитывать интерес к произведениям Самарских писателей.
Способствовать созданию положительных эмоций.
Оборудование: конверт с заданиями, кружки, обозначающие звуки; игрушки: бегемот, пирамидка, машинка, кукла, мишка, зайчик, погремушка, неваляшка, мячик, кубики, палочки Кюизенера, шарики Су-джоки, раскраска, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Чтобы они с вами познакомились, по очереди громко назовите свое имя и скажете, сколько в нем слогов. Затем возьмите палочку, равную количеству слогов.
Дети называют свои имена и определяют в них количество слогов. (Например: «Меня зовут Миша, в моём имени 2 слога. Я беру розовую палочку»).
Сюрпризный момент: «Что это такое?» (Вносится пирамидка без колец).
- Ребята, а вы знаете, почему у пирамидки нет колец? Сейчас я вам расскажу: жадный Бегемотик (показ соответствующей игрушки) забрал у нас все колечки. Он согласился отдать кольца только при условии, если вы выполните все его задания. За каждое задание – одно колечко. Согласны? Прежде, чем найти задание нам нужно отгадать загадку и найдем мы его около отгадки.
1 загадка: «Пьет бензин, как молоко, может ехать далеко.
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).
Находим первое задание около машины.
1 задание: Игра «Четвертый лишний»
Выставляются предметные картинки:
машинка, юла, кубики, капуста
мяч, пирамидка, кукла, яблоко ……
- Назовите в каждом ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор
(лишняя картинка убирается)
- Ребята, как можно назвать одним словом эти картинки? (Игрушки).
Получаем первое кольцо.
2 загадка: «Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу». (Медвежонок).
2 задание: «Назови первый звук»
- Определите первый звук в названии игрушек и наклейте соответствующий звук – кружок на фланелеграф. («Самосвал, мишка, кубики, ослик, зайка, пирамидка, робот»).(Гласный звук – кружок красного цвета; согласный твёрдый – кружок синего цвета; согласный мягкий-кружок зеленого цвета)
Получают второе кольцо
Физминутка «Веселые матрешки»
Хлопают в ладошки (Хлопок в ладоши перед собой)
Дружные матрешки. (Повторить хлопки еще раз)
На ногах сапожки, (Правую ногу вперед на пятку, левую ногу)
Топают матрешки. (Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)
Влево, вправо повернись, (Повороты вправо – влево)
Всем знакомым поклонись. (Наклон головы вперед с поворотом туловища)
3 загадка: «Что все это значит? Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять». (Кукла).
3 задание: Упражнение «Скажи ласково».
Кукла – куколка, мишка - …, дом -…, машина - …, самолёт - …, матрёшка - …, заяц - …, птица - …, корабль - … и т. д
Получили третье кольцо
Пальчиковая гимнастика с су-джоками «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
4 загадка: «Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).
4 задание: Игра с мячом.
- Скажите, из чего могут быть сделаны игрушки?
Самолетик из бумаги (какой?)- бумажный
Кубики из дерева (какие?) – деревянные
Мячик из резины (какой?) – резиновый
Мишка из плюша (какой?) – плюшевый
Кукла из соломы (какая?) – соломенная
Машина из металла (какая) – металлическая
Пирамидка из пластмассы (какая?) – пластмассовая
Зайчик из меха (какой?)- меховой
Пароходик из железа (какой?)-железный 4 кольцо
Получили четвертое кольцо
5 загадка: «Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю». (Кубики).
5.Игра «Слоговая лесенка»
Слоговой анализ слов:
Пирамидка, неваляшка, матрешка, машинка, мишка, кукла, кубики, шар, дом… (определить самое короткое и длинное слово). Получили пятое кольцо
6 загадка: Эта мягкая игрушка — Длинноухая зверюшка. Ей морковку в лапку дай-ка, Ведь игрушка эта —.
6. Игра «Один - много».
Одна кукла, а много - …(кукол),
Одна коляска, а много - …,
Один мишка, а много - …,
Один велосипед, а много - …,
Одно колесо, а много - … и т.д. Получили шестое кольцо
Эта мягкая игрушка — Длинноухая зверюшка. Ей морковку в лапку дай-ка, Ведь игрушка эта —.
7 загадка: В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят.
Это первая игрушка
Под названьем… (Погремушка)
7 задание «Для чего нужны игрушки?»
-Что вы будете с ней делать с куклой?
- Будем играть
- Будем кормить
- Будем укладывать спать
- Будем одевать
- Будем раздевать
- Будем качать
- Что это? (это машинка)
- А что мы с ней будем делать?
- Будем играть
- Будем нагружать
- Будем разгружать
- Будем ремонтировать
- Будем возить Получили седьмое кольцо
8 загадка: Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки? (Матрешка)
или
Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь - хочет встать.
Поупрямее барашка
Эта кукла -.(Неваляшка)
-Бегемотик спрашивает знаем ли мы Самарских писателей?
Конечно знаем, мы выучили стихи Самарских писателей о игрушках и сейчас их расскажем
Получили восьмое кольцо
- Мы все задания выполнили, пирамидку собрали!
Бегемотик дарит нам зашифрованную пирамидку, мы присядем и раскрасим ее.
Пьет бензин, как молоко, может ехать далеко.
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?»
-Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу».
-Что все это значит? Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять».
-Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!»
-Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю».
-Эта мягкая игрушка —
Длинноухая зверюшка.
Ей морковку в лапку дай-ка,
Ведь игрушка эта —.
-В зоопарке, в синей клетке,
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожы, ест бананы
Кто? Конечно…
-По тропинке, через мостик Груз тяжелый тянет..
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по теме «Игрушки»
в старшей группе для детей с ОНР
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Обогатить словарный запас по лексической теме «Игрушки».
Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.
Совершенствовать грамматический строй речи ( образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами;
образование существительных множественного числа; образование глаголов будущего времени; образование относительных прилагательных).
Упражнять в классификации предметов.
Коррекционно-развивающие:
Развивать связную речь.
Продолжать развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, умение слушать друг друга.
Воспитывать интерес к произведениям Самарских писателей.
Способствовать созданию положительных эмоций.
Оборудование: конверт с заданиями, кружки, обозначающие звуки; игрушки: бегемот, пирамидка, машинка, кукла, мишка, зайчик, погремушка, неваляшка, мячик, кубики, палочки Кюизенера, шарики Су-джоки, раскраска, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Чтобы они с вами познакомились, по очереди громко назовите свое имя и скажете, сколько в нем слогов. Затем возьмите палочку, равную количеству слогов.
Дети называют свои имена и определяют в них количество слогов. (Например: «Меня зовут Миша, в моём имени 2 слога. Я беру розовую палочку»).
Сюрпризный момент: «Что это такое?» (Вносится пирамидка без колец).
- Ребята, а вы знаете, почему у пирамидки нет колец? Сейчас я вам расскажу: жадный Бегемотик (показ соответствующей игрушки) забрал у нас все колечки. Он согласился отдать кольца только при условии, если вы выполните все его задания. За каждое задание – одно колечко. Согласны? Прежде, чем найти задание нам нужно отгадать загадку и найдем мы его около отгадки.
1 загадка: «Пьет бензин, как молоко, может ехать далеко.
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).
Находим первое задание около машины.
1 задание: Игра «Четвертый лишний»
Выставляются предметные картинки:
машинка, юла, кубики, капуста
мяч, пирамидка, кукла, яблоко ……
- Назовите в каждом ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор
(лишняя картинка убирается)
- Ребята, как можно назвать одним словом эти картинки? (Игрушки).
Получаем первое кольцо.
2 загадка: «Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу». (Медвежонок).
2 задание: «Назови первый звук»
- Определите первый звук в названии игрушек и наклейте соответствующий звук – кружок на фланелеграф. («Самосвал, мишка, кубики, ослик, зайка, пирамидка, робот»).(Гласный звук – кружок красного цвета; согласный твёрдый – кружок синего цвета; согласный мягкий-кружок зеленого цвета)
Получают второе кольцо
Физминутка «Веселые матрешки»
Хлопают в ладошки (Хлопок в ладоши перед собой)
Дружные матрешки. (Повторить хлопки еще раз)
На ногах сапожки, (Правую ногу вперед на пятку, левую ногу)
Топают матрешки. (Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)
Влево, вправо повернись, (Повороты вправо – влево)
Всем знакомым поклонись. (Наклон головы вперед с поворотом туловища)
3 загадка: «Что все это значит? Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять». (Кукла).
3 задание: Упражнение «Скажи ласково».
Кукла – куколка, мишка - …, дом -…, машина - …, самолёт - …, матрёшка - …, заяц - …, птица - …, корабль - … и т. д
Получили третье кольцо
Пальчиковая гимнастика с су-джоками «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
4 загадка: «Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).
4 задание: Игра с мячом.
- Скажите, из чего могут быть сделаны игрушки?
Самолетик из бумаги (какой?)- бумажный
Кубики из дерева (какие?) – деревянные
Мячик из резины (какой?) – резиновый
Мишка из плюша (какой?) – плюшевый
Кукла из соломы (какая?) – соломенная
Машина из металла (какая) – металлическая
Пирамидка из пластмассы (какая?) – пластмассовая
Зайчик из меха (какой?)- меховой
Пароходик из железа (какой?)-железный 4 кольцо
Получили четвертое кольцо
5 загадка: «Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю». (Кубики).
5.Игра «Слоговая лесенка»
Слоговой анализ слов:
Пирамидка, неваляшка, матрешка, машинка, мишка, кукла, кубики, шар, дом… (определить самое короткое и длинное слово). Получили пятое кольцо
6 загадка: Эта мягкая игрушка — Длинноухая зверюшка. Ей морковку в лапку дай-ка, Ведь игрушка эта —.
6. Игра «Один - много».
Одна кукла, а много - …(кукол),
Одна коляска, а много - …,
Один мишка, а много - …,
Один велосипед, а много - …,
Одно колесо, а много - … и т.д. Получили шестое кольцо
Эта мягкая игрушка — Длинноухая зверюшка. Ей морковку в лапку дай-ка, Ведь игрушка эта —.
7 загадка: В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят.
Это первая игрушка
Под названьем… (Погремушка)
7 задание «Для чего нужны игрушки?»
-Что вы будете с ней делать с куклой?
- Будем играть
- Будем кормить
- Будем укладывать спать
- Будем одевать
- Будем раздевать
- Будем качать
- Что это? (это машинка)
- А что мы с ней будем делать?
- Будем играть
- Будем нагружать
- Будем разгружать
- Будем ремонтировать
- Будем возить Получили седьмое кольцо
8 загадка: Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки? (Матрешка)
или
Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь - хочет встать.
Поупрямее барашка
Эта кукла -.(Неваляшка)
-Бегемотик спрашивает знаем ли мы Самарских писателей?
Конечно знаем, мы выучили стихи Самарских писателей о игрушках и сейчас их расскажем
Получили восьмое кольцо
- Мы все задания выполнили, пирамидку собрали!
Бегемотик дарит нам зашифрованную пирамидку, мы присядем и раскрасим ее.
Пьет бензин, как молоко, может ехать далеко.
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?»
-Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу».
-Что все это значит? Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять».
-Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!»
-Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю».
-Эта мягкая игрушка —
Длинноухая зверюшка.
Ей морковку в лапку дай-ка,
Ведь игрушка эта —.
-В зоопарке, в синей клетке,
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожы, ест бананы
Кто? Конечно…
-По тропинке, через мостик Груз тяжелый тянет..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-312661-1381408444.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме: "Игрушки"
Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы с ТНР на тему «Игрушки»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-567251-1422977482.jpg)
Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "Игрушки"
Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "Игрушки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-155826-1369839613.jpg)
Конспект логопедического занятия по лексической теме "Игрушки"
Конспект НОДпо лексической теме: «Игрушки» Цель: Закрепление знаний детей по теме «Игрушки»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/28/picture-1407328-1659003134.jpg)
Презентация к логопедическому занятию по лексической теме "Игрушки"
Презентация клогопедическомузанятию по теме «Игрушки» в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/23/picture-1121293-1595480870.jpg)
Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».
Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/10/picture-631682-1431283809.jpg)
Конспект логопедического занятия по лексической теме "Игрушки"
Конспект логопедического занятия для детей 6 - 7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/18/picture-1362490-1684382819.jpg)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ИГРУШКИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ТНР
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ИГРУШКИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ТНР Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениям...