Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по теме " Домашние животные"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме "Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических категорий

Тема «Домашние животные и их детеныши»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о домашних животных

( знать, где живут, чем питаются, какую пользу приносят, знать названия детенышей), учить образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные, сложные прилагательные, правильно подбирать слова – антонимы, упражнять в правильном употреблении предлога «в» с существительными, в подборе глаголов к существительному, развивать словарь по данной теме, память и внимание.

Ход занятия.

  1. Орг.момент.

Послушайте внимательно и отгадайте загадки:

- груз везет,

сено жует,

хвостом помахивает,

гривой потряхивает (лошадь)

- по горам , по долам,

ходит шуба и кафтан (овца)

- сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова)

-спереди – пяточек, сзади – крючок,

посередине – спинка, а на ней щетинка (свинья)

- бегут по дорожке борода да рожки (коза)

- у порога плачет,

коготочки прячет,

тихо в комнату войдет,

замурлычет, запоет (кошка)

- возле дома дом стоит,

кто же там всю ночь не спит?

на прохожих лает,

к дому не пуска (собака).

Картинки с отгадками выставляются на доске.

  1. Беседа по теме.

Лошадь, овца, корова, свинья, коза, кошка, собака - как всех их можно назвать одним словом? (Домашние животные).

- почему этих животных называют домашними? (Потому, что они живут возле дома человека и человек за ними ухаживает).

- могут ли эти животные жить без человека? (Не могут).

- почему? (Потому, что они не могут сами себе добывать пищу).

- а чем питаются домашние животные? (Дидактическая игра «Кто чем питается»).

Игра проводится с опорой на картинки.

Кошка питается … (молоком),

корова питается … (травой, сеном),

собака питается… (мясом),

овца питается …(травой, сеном),

лошадь питается … (травой, сеном),

свинья питается … (желудями).

Дидактическая игра «Какую пользу приносят домашние животные человеку». С опорой на картинки.

А теперь вспомните, где живут домашние животные? Как называется их жилище? (с опорой на картинки).

Где живет собака? собака живет в конуре.

где живет лошадь? лошадь живет в конюшне.

где живет корова? корова живет в коровнике.

где живет свинья? свинья живет в свинарнике.

где живет кошка? кошка живет в доме.

где живет коза? коза живет в сарае.

где живет овца? овца живет в сарае.

Дидактическая игра «Сосчитай до десяти»: лошадь, коза, баран, кот, кошка, собака)

  1. Дидактическая игра «У кого кто?»

Дети, сейчас мы с вами вспомним. как называются детеныши домашних животных.

Посмотрите, на доске расположены детеныши домашних животных, а у меня на столе лежат картинки с изображением взрослых домашних животных. Помогите детенышам найти своих мам.

Ответы детей:

- у коровы теленок.

А если их много? (логопед показывает другую картинку - на ней много детенышей)

- у коровы телята, у коровы много (кого?) телят.

- у свиньи поросенок, у свиньи поросята, у свиньи много поросят.

- у собаки щенок, у собаки щенята, у собаки много щенят.

- у кошки котенок, у кошки котята, у кошки много котят.

- у овцы ягненок, у овцы ягнята, у овцы много ягнят.

- у козы козленок, у козы козлята, у козы много козлят.

  1. Физкультминутка.

Подвижная игра «Найди пару».

детям раздают эмблемы с изображением домашних животных и их детенышей. под музыку дети бегают, резвятся. когда музыка заканчивается «животные» находят своих «детенышей».

  1. Дидактическая игра «Назови ласково»

Сейчас мы с вами поиграем в игру, в которой я буду говорить вам про взрослого животного, а вы мне про его детеныша.

- у кошки усы, а у котенка …(усики),

- у собаки хвост, а у щенка … (хвостик),

- лошади копыто, а у жеребенка … (копытце),

- у коровы уши, а у теленка … (ушки).

- козы рога, а у козленка … (рожки).

  1. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

корова большая – а теленок …(маленький),

свинья толстая, а поросята …(худые),

у козы рога острые, а у козленка …(тупые),

у лошади ноги сильные, а у жеребенка - …(слабые),

собака умная, а щенок … (глупый),

у овцы шерсть длинная, а у ягненка …(короткая).

  1. Образование сложных прилагательных.

Мы сказали, что у коровы длинный хвост, значит корова, какая? длиннохвостая.

А у свиньи короткий хвост свинья, какая? короткохвостая.

У козы острые рога коза, какая? остророгая.

У собаки длинные уши собака, какая? длинноухая.

У свиньи большой нос. свинья какая? большеносая.

  1. Дидактическая игра «Чей, чья, чьи».

Дети, я нашла у себя странные картинки. на них изображены животные, но какие я не могу понять, потому что художник нарисовал только голову и хвост, а все остальное забыл. помогите мне определить, что же это за животные?

- это чья голова? собачья,

- это чей хвост? собачий,

- это чьи уши? собачьи.

(тоже дети говорят о корове, лошади, кошке)

  1. Итог.

-Ребята, о ком мы сегодня беседовали? Что вам больше всего понравилось?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение  и расширение представления дет...

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе

Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточ­нить признаки зимы; упражнять в составле­нии предложений; активизировать словарь по данной ...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе Тема: «Осеннее путешествие»

Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь. Расширять и уточнять знани...