Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по теме " Домашние животные"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме "Домашние животные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_zhivotnye.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических категорий
Тема «Домашние животные и их детеныши»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о домашних животных
( знать, где живут, чем питаются, какую пользу приносят, знать названия детенышей), учить образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные, сложные прилагательные, правильно подбирать слова – антонимы, упражнять в правильном употреблении предлога «в» с существительными, в подборе глаголов к существительному, развивать словарь по данной теме, память и внимание.
Ход занятия.
- Орг.момент.
Послушайте внимательно и отгадайте загадки:
- груз везет,
сено жует,
хвостом помахивает,
гривой потряхивает (лошадь)
- по горам , по долам,
ходит шуба и кафтан (овца)
- сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова)
-спереди – пяточек, сзади – крючок,
посередине – спинка, а на ней щетинка (свинья)
- бегут по дорожке борода да рожки (коза)
- у порога плачет,
коготочки прячет,
тихо в комнату войдет,
замурлычет, запоет (кошка)
- возле дома дом стоит,
кто же там всю ночь не спит?
на прохожих лает,
к дому не пуска (собака).
Картинки с отгадками выставляются на доске.
- Беседа по теме.
Лошадь, овца, корова, свинья, коза, кошка, собака - как всех их можно назвать одним словом? (Домашние животные).
- почему этих животных называют домашними? (Потому, что они живут возле дома человека и человек за ними ухаживает).
- могут ли эти животные жить без человека? (Не могут).
- почему? (Потому, что они не могут сами себе добывать пищу).
- а чем питаются домашние животные? (Дидактическая игра «Кто чем питается»).
Игра проводится с опорой на картинки.
Кошка питается … (молоком),
корова питается … (травой, сеном),
собака питается… (мясом),
овца питается …(травой, сеном),
лошадь питается … (травой, сеном),
свинья питается … (желудями).
Дидактическая игра «Какую пользу приносят домашние животные человеку». С опорой на картинки.
А теперь вспомните, где живут домашние животные? Как называется их жилище? (с опорой на картинки).
Где живет собака? собака живет в конуре.
где живет лошадь? лошадь живет в конюшне.
где живет корова? корова живет в коровнике.
где живет свинья? свинья живет в свинарнике.
где живет кошка? кошка живет в доме.
где живет коза? коза живет в сарае.
где живет овца? овца живет в сарае.
Дидактическая игра «Сосчитай до десяти»: лошадь, коза, баран, кот, кошка, собака)
- Дидактическая игра «У кого кто?»
Дети, сейчас мы с вами вспомним. как называются детеныши домашних животных.
Посмотрите, на доске расположены детеныши домашних животных, а у меня на столе лежат картинки с изображением взрослых домашних животных. Помогите детенышам найти своих мам.
Ответы детей:
- у коровы теленок.
А если их много? (логопед показывает другую картинку - на ней много детенышей)
- у коровы телята, у коровы много (кого?) телят.
- у свиньи поросенок, у свиньи поросята, у свиньи много поросят.
- у собаки щенок, у собаки щенята, у собаки много щенят.
- у кошки котенок, у кошки котята, у кошки много котят.
- у овцы ягненок, у овцы ягнята, у овцы много ягнят.
- у козы козленок, у козы козлята, у козы много козлят.
- Физкультминутка.
Подвижная игра «Найди пару».
детям раздают эмблемы с изображением домашних животных и их детенышей. под музыку дети бегают, резвятся. когда музыка заканчивается «животные» находят своих «детенышей».
- Дидактическая игра «Назови ласково»
Сейчас мы с вами поиграем в игру, в которой я буду говорить вам про взрослого животного, а вы мне про его детеныша.
- у кошки усы, а у котенка …(усики),
- у собаки хвост, а у щенка … (хвостик),
- лошади копыто, а у жеребенка … (копытце),
- у коровы уши, а у теленка … (ушки).
- козы рога, а у козленка … (рожки).
- Дидактическая игра «Скажи наоборот».
корова большая – а теленок …(маленький),
свинья толстая, а поросята …(худые),
у козы рога острые, а у козленка …(тупые),
у лошади ноги сильные, а у жеребенка - …(слабые),
собака умная, а щенок … (глупый),
у овцы шерсть длинная, а у ягненка …(короткая).
- Образование сложных прилагательных.
Мы сказали, что у коровы длинный хвост, значит корова, какая? длиннохвостая.
А у свиньи короткий хвост свинья, какая? короткохвостая.
У козы острые рога коза, какая? остророгая.
У собаки длинные уши собака, какая? длинноухая.
У свиньи большой нос. свинья какая? большеносая.
- Дидактическая игра «Чей, чья, чьи».
Дети, я нашла у себя странные картинки. на них изображены животные, но какие я не могу понять, потому что художник нарисовал только голову и хвост, а все остальное забыл. помогите мне определить, что же это за животные?
- это чья голова? собачья,
- это чей хвост? собачий,
- это чьи уши? собачьи.
(тоже дети говорят о корове, лошади, кошке)
- Итог.
-Ребята, о ком мы сегодня беседовали? Что вам больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »
Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших в беду....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение и расширение представления дет...
Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по теме "Дикие животные"
Цель занятия обобщение представлений о диких животных и их детёнышах....
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»
Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе
Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в составлении предложений; активизировать словарь по данной ...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе Тема: «Осеннее путешествие»
Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь. Расширять и уточнять знани...