«Составление рассказа по картине «Осень» («Таня и голуби»)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности
для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
«Составление рассказа по картине «Осень»
(«Таня и голуби»)
Выполнили:
Маркелова Виктория Михайловна,
воспитатель
Цель – учить детей составлению рассказа по сюжетной картине.
Задачи:
- содействовать формированию умения внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию, составлять повествовательный рассказ по картине;
- развивать мышление, память, речь при описании картины;
- поощрять самостоятельные суждения детей по картине, способствующие развитию связной речи.
Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений про осень, исследование примет осени, рассматривание осенних пейзажей.
Способы организации:
Словесный: мотивация детей к деятельности, исследование картины с помощью игрушки Мишки, похвала, речевой образец воспитателя, постановка вопросов и проблемных ситуаций, беседа по содержанию картины.
Наглядный: демонстрация картины и предметов, изображенных на ней, распознавание, наблюдение за предметами, явлениями и действиями, установление взаимоотношений между ними.
Практический: многократное повторение действий, физкультминутка «В понедельник я купался…», картина «Осень» («Таня и голуби»), магнитная доска, картинки-модели.
Содержание образовательной деятельности:
(Приходит Мишка, приносит в лапах зеленое ведерко).
Воспитатель: Мишка, что ты нам принес?
Мишка: ведерко.
Воспитатель: чье ведро ты принес? Как мы узнаем, чье оно?
Мишка: не знаю, чье оно. На картину посмотрите (приложение 1).
Дети подходят к картине. Отвечают, что ведро принадлежит девочке.
Воспитатель: Мишка, а как девочку зовут?
Мишка: вы плохо смотрели, там мальчик стоит.
Воспитатель ставит проблемную задачу, чтобы привлечь внимание
детей к картине.
Воспитатель: опять Мишка ничего не понял, не увидел. Надо объяснить ему, кто гулял, что делала во время прогулки, где гуляла, в какое время. Для этого необходимо составить план рассматривания картины и составления рассказа по ней:
1. Действующее лицо (кто?).
2. Деятельность человека (что делает?).
3. Место действия (где делает?).
4. Время действия (когда делает?).
Мишка: я вспомнил, что мама звала девочку Таней. А гуляла она в комнате, пол подметала.
Дети вступят в диалог с Мишкой, чтобы доказать абсурдность его высказываний.
Воспитатель: ребята, вы видите на картине многоэтажные дома? Значит, это город. Таня живет в городе.
Мишка: я помню, она взяла корзинку, чтобы собирать грибы и ягоды.
Воспитатель: кто один объяснит Мишке, для чего Таня взяла корзинку?
Ребенок расскажет Мишке, что Таня взяла корзинку, чтобы собрать листья, а не грибы и ягоды. В городе они не растут.
Воспитатель: ребята, а вы заметили, что девочка делала сначала – собирала листья или кормила голубей?
Дети отвечают.
Воспитатель: девочка уже насобирала листья в ведерко и стала кормить голубей из корзинки.
Мишка, ты запомнил, какие деревья росли на участке, где гуляла Таня?
Мишка: я не умею узнавать деревья.
Воспитатель: давайте расскажем Мишке, какие деревья мы видим на картине?
Дерево с белым стволом и желтыми листьями? Береза. Дерево с серым стволом – тополь. Зеленое дерево – ёлочка.
Ребята, как вы думаете, какими листьями хочет девочка дома любоваться?
Дети ответят, что кленовыми.
Воспитатель: Мишка, как ты думаешь, на что девочка садилась, если хотела отдохнуть?
Мишка: как и голуби, на землю садилась.
Дети объяснят Мишке, что садилась на скамейку,
которая недалеко от нее стоит.
Мишка: я понял, что девочка гуляла не дома, а на улице. Она замерзла, потому что на улице была зима.
Воспитатель: кто может объяснить Мишке, когда Таня гуляла?
Воспитатель задает ребенку наводящие вопросы о том, во что она одета, что деревья еще стоят с листьями.
Воспитатель: вот мы и рассмотрели картину и узнали, как хорошо девочка Таня погуляла. Мишка очень просит рассказать о прогулке девочки, чтобы тот потом смог рассказать медвежатам.
Прежде чем составить рассказ по картине, давайте немного разомнемся.
Физкультминутка.
В понедельник я купался (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (рисуем)
В среду долго умывался (умываемся)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем, кружимся на месте)
Очень долго танцевал
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки и засыпают)
Для составления повествовательного рассказа по картине воспитатель вешает на магнитной доске картинки-модели:
Картинка с осенью (КОГДА гуляла Таня).
Картинка сада (ГДЕ гуляла Таня).
Картинка из журнала мод – девочка демонстрирует одежду (КАК ОДЕЛАСЬ, чтобы было тепло гулять).
Пустой лист бумаги (ЧТО ДЕЛАЛА, когда гуляла) (приложение 2).
Образец рассказа ребенка:
«Девочка Таня гуляла осенью в городе, в саду. Деревья стоят желтые, листики опадают. Таня собрала целое ведерко листьев, чтобы поставить дома красивый букет. Она одета в теплый зеленый пиджак, синие штаны, теплые ботинки. Не замерзнет. Прилетели голуби, и девочка стала их кормить крошками из корзинки. Золотая осень, птицам голодно».
Мишка: спасибо, дети, теперь я знаю, как рассказать медвежатам о девочке Тане.
Рефлексия
Ребята, понравилось ли вам наше занятие? Что понравилось больше всего? Вы все большие молодцы, у вас получились замечательные рассказы по картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartina.docx | 959.06 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»
Составление рассказа, развитие речи...
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.
Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...
Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»
Материал представляет собой конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи....
Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...