Примерная подборка конспектов по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи

Велижанина Наталья Михайловна

Конспекты по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernyy_perechen_konspektov_po_razvitiyu_rechi.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД (ЛГК)

Тема: «Игрушки».

Цель: - учить понимать значение обобщающего слова «игрушки», активизировать словарь по теме (названия игрушек, их части).

- учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах; уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать существительные с притяжательными местоимениями: «мой», «моя», «моё», «мои». Использовать предлоги: «в», «на».

- развивать восприятие, логическое мышление.

- воспитывать бережное отношение к игрушкам, щедрость.

Методические приёмы: дидактические игры, упражнения, беседа, сюрпризный момент.

Оборудование: игрушки группы, резиновые игрушки в мешочке, мяч, игрушка «петушок».

Развитие психических процессов: дидактические игры «Узнай на ощупь», «Четвёртый -лишний», «День - ночь».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Назовите одним словом: матрёшка, машинка, пирамидка, кукла, мяч, кубик.

- Посмотрите на полки с игрушками и назовите игрушки, которые находятся в нашей  группе.

- Где стоят игрушки?

2. Дидактическая игра «Узнай на ощупь».

Беседа по вопросам:

- Где были игрушки? ( Игрушки были в мешке.)

- А где располагаются игрушки в группе? (Игрушки в группе стоят на полках).

- Назовите все игрушки, которые достали из «волшебного» мешочка. (В мешке были пирамидка, кубик, машинка, заяц, кукла.).

- Какую игрушку достали первой? (Первой достали пирам идку).

- Какую игрушку достали последней? (Последней достали куклу).

3. Дидактическая игра «День - ночь» (Что изменилось? Чего не стало?).

4. Сюрпризный момент: появляется игрушка – перчатка Петушок.

Дидактическое упражнение «Исправь, если не правильно».

- Петушок: «Игрушки стоят в полке». (Дети: Игрушки стоят на полке.)

- Петушок: «Игрушки лежат на мешке». (Дети: Игрушки лежат в мешке.)

- Петушок: «Игрушки стоят в столе». (Дети: Игрушки стоят на столе.)

5. Физкультурная минутка:

6. Дидактическая игра «Чья игрушка?» («мой мяч», «моя кукла», «мои кубики», «моя машинка», «мои игрушки», «моё ведёрко» и т.д.).

7. Дидактическое упражнение «Скажи по образцу».

Образец: не мяч, а мячи.

Далее: не кукла, а …(Ребёнок: куклы);  не машина, а …(Ребёнок: машины);  не кубики, а … (Ребёнок: кубики);  не игрушка, а …(Ребёнок: игрушки) и т.д.

8. Дидактическое упражнение «Чего много в магазине игрушек».

- Чего много в магазине игрушек? (Дети: много мячей, много машин, много самолётов, много кубиков, много кукол, много паровозов и т.д. – по выбору детей).

9. Дидактическая игра «Назови ласково» (куколка, мячик, машинка, паровозик, мишутка и т. д.)

Итог: - О чём говорили на занятии?

- Где хранятся игрушки?

- Как надо относиться к игрушкам, как обращаться с ними?

- Как лучше играть: одному с игрушками или с друзьями?

- Можно ли жадничать?

- Как поделить любимую игрушку с другом?

НОД (РСР)

Тема: «Игрушки».

Цель: - учить детей составлять рассказ по демонстрации действий.

- учить правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Правильно употреблять слова-действия («катать», «ловить»,  «кидать», «качать», «ставить» и т.п.). Точно подбирать антонимы.

-закрепить употребление конструкций творительного падежа (кто с кем; кто с чем); закрепить точное употребление предлогов (В, НА).

- развивать память, внимание.

- воспитывать заботливое отношение к игрушкам.

Методические приёмы: дидактические игры, упражнения, беседа, демонстрация действий, составление рассказа по демонстрации действий, рассказы детей.

Оборудование: мягкая игрушка Мишутка, коляска, кукольная кроватка, кукольная посуда, мяч.

Развитие психических процессов: развивать словесно-логическое мышление (дидактические игры «Доскажи словечко», «Скажи наоборот»).

Ход занятия:

1. Организационный момент. Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч, называя любимую игрушку по образцу: «Я люблю играть с куклой», «Я люблю играть с кубиками», «Я люблю играть с конструктором», «Я люблю играть с зайкой» и т.д.

2. Беседа:

- Сегодня мы познакомимся с интересной историей. Но сначала – разминка.

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»: я буду называть слова – признаки, а вам надо назвать походящую игрушку.

Круглый - …. (ребёнок: мяч);  новая - … (ребёнок: кукла; машинка; пирамидка; игрушка и т.п.); разноцветные - …(ребёнок: мячи, кубики); воздушный - …(ребёнок: шар); большая - …(ребёнок: кукла, коляска, машина, игрушка); мягкий - …(ребёнок: мишка, зайка, клоун)

3. Рассказ учителя – логопеда с демонстрацией действий (заранее подготовленный ребёнок подготовительной группы):

Аня любит играть с мишуткой. Мишка мягкий и пушистый. Она кладёт его в коляску и катает. Пришло время обедать. Аня посадила Мишутку на стул. Аня кормит Мишутку кашей, даёт пить чай. Потом Аня берёт Мишутку на руки и баюкает его: «А-а-а, а-а-а». Мишка уснул. Аня кладёт его в кроватку, укрывает одеялом: - «Спи Мишутка, баю-бай».

4. Физминутка.

5. Беседа по вопросам:

- С кем любит играть девочка Аня?

- Как Аня играет с Мишуткой? (дети перечисляют действия: катает в коляске, кормит, баюкает, укладывает спать)

6. Повторение рассказа детьми с демонстрацией действий (2-3 ребёнка).

7. Индивидуальные рассказы детей по памяти (2-3 ребёнка)

8. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (новая кукла - …,  грязный мяч - …, большая машина - …, длинная змейка - … и т. д.)

Итог: - С каким рассказом познакомились?

- Понравился ли вам рассказ?

- Давайте вспомним, как мы с игрушками играем:

- Как можно играть с мячом? (Дети: катать, бросать, ловить, пинать).

- Какие игрушки можно катать? (Дети: машинку, паровоз, коляску, тележку).

- Кого можно баюкать? (Дети: куклу, мишку, пупса, зайку).

- Из чего можно строить? (Дети: из кубиков, из конструктора, из мозаики).

НОД (ЛГК)

Тема: «Осень».

Цель: - учить понимать значение обобщающего слова «осень», активизировать словарь по теме. Понимание слов: -предметный словарь («листопад», «отлёт», «похолодание»); признаки («золотая», «сухой», «засохший», «мокрый», «пасмурный»); действия («льёт», «моросит», «срывает», «улетают»)

- учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах; уменьшительно-ласкательную форму существительных.

- учить подбирать признаки к предмету, действия к предмету.

- развивать восприятие, образное мышление.

- воспитывать любовь к природе, к сезонным изменениям.

Методические приёмы: игровая ситуация, дидактическая игра «Назови ласково», дидактическое упражнение «Один - много», «Много чего», беседа, наблюдение через окно.

Оборудование: пейзажные картинки (осень), мяч, сухие листья, собранные на прогулке.

Развитие психических процессов: развивать словесно-логическое мышление (дидактические игры «Доскажи словечко»).

Ход занятия:

1. Беседа:

- Какое сейчас время года?

- Докажите, что сейчас осень. (Дети подходят к окну и называют признаки осени).

- Ребята, осень началась недавно, это ранняя осень, её называют «золотая». Все листья пожелтели и стали словно золотые (из золота). Сегодня на занятии мы будем говорить о ранней осени и отправимся в осенний лес.

2. Загадывание загадок:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?   (Осень)

Краснеют и желтеют,

С деревьев опадают,

В воздухе кружатся,

И на землю ложатся.    (Листья, листопад)

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать!

Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда –

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой …    (тучи)

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь елок и сосен,

Потому что я …   (осень)

Поглядите, поглядите –

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю хочет с небом сшить?

Не ответишь – подождем,

Отгадаешь под …   (дождем).

3. Рассмотрите картинки и выберите только те, на которых изображена осень. (рассматривание картинок, узнавание среди них картинки осени. (с объяснением).

Дидактическая игра: «Разложи по порядку»

4. Дидактическая игра «Назови ласково» (в кругу с мячом):

лист - листик                 трава – травка, травушка,          лужа – лужица,

ветка – веточка,            туча – тучка,                                дождь – дождик,

птица – птичка,             ягода – ягодка,                            гриб – грибочек,

ветер – ветерок,             солнце – солнышко,                   дерево – деревце.

5. Дидактическое упражнение «Один - много»

лист – листья                трава – травы                        лужа – лужи

ветка – ветки                туча – тучи                            дождь – дожди

птица – птицы              дерево – деревья                   гриб – грибы

6. Физминутка.

7. Чего много в осеннем лесу?

(Дети: много листьев, луж, птиц, туч, грибов, деревьев)

8. Дидактические игра «Доскажи словечко».

Подбираем слова - признаки

- Листья осенью какие? (Дети: сухие, жёлтые, пёстрые, яркие, разноцветные).

- Трава осенью какая? (Дети: сухая, жёлтая, пожухлая).

- Ветер осенью какой? (Дети: холодный, осенний).

- Тучи какие? (Дети: низкие, чёрные).

- Дождь осенью какой? (Дети: мелкий, холодный, затяжной).

- Солнце осенью какой? (Дети: холодный, осенний).

Подбираем слова – действия:

- Листья что делают? (Дети: сохнут, желтеют, краснеют, опадают, шуршат).

- Дождь что делает? (Дети: льёт, моросит, идёт).

- Ветер что делает? (Дети: дует, срывает).

- Тучи что делают? (Дети: плывут).

Итог: - Где мы были?

- Что мы видели в осеннем лесу?

- Назовите признаки осени.

- Почему раннюю осень называют «золотой»?

НОД (РСР)

Тема: «Осень».

Цель: 1. Развивать умение выделять название предметов, действий, признаков.

2. Упражнять в изменении формы глаголов

3. Учить овладевать навыком составления предложений по моделям: сущ. + гл. + зависимое сущ. в косв. пад.

4. Учить составлять простой рассказ.

5. Развитие логики.

Ход занятия:

1. Орг. момент: Припоминание примет осени.

Рассматривание картинок, узнавание среди них картинки осени.

Дидактическая игра: «Разложи по порядку»

2. Сообщение темы: - «Мы сегодня с вами составим рассказ об осени»

- Какое сейчас время года?

- Какая сейчас осень?

– Какая сейчас погода?

- Как светит солнце?

- Какое небо осенью? - Что делают облака?

- Какая трава? Чем покрыта земля?

- Что осенью делают деревья?

- Какие листья осенью?

- Почему люди одеты в плащи и куртки?

- Что делает дождик?

- Какой ветер?

- Какой дождик?

Вывод: наступила осень, сегодня пасмурный, дождливый день, нет солнышка, небо покрыто тучами, деревья покрылись желтыми листьями, трава пожелтела.

3. Дидактическая игра: «Отгадай что это?»

Наступает- осень, светит-…, плывут- …, идет -…, желтеют -…., засыпают -…, улетают -…, готовят запасы -…, блестит -…, моросит -…, дует - …, тают -…, грохочет -…, капает -…, краснеют -…, прячутся -…, раскачивает деревья -…, греет -…, шуршат -…;

Белые, пушистые, плывущие -…,

Мокрый, холодный, моросящий -…,

Желтые, багровые, разноцветные -…,

Темная, дождевая, плывущая -…,

Яркое, бледное, греющее, припекающее…,

4. Физминутка

5. Работа по схеме «Золотая осень»

а) Образец рассказа (с использованием схемы)

Наступила ранняя осень. Солнце ярко светит, но не греет. Листья поменяли цвет. Они стали жёлтыми, коричневыми, оранжевыми. Поэтому все деревья стоят ярко-жёлтые, словно золотые. Трава тоже сохнет и желтеет. Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Звери меняют свой летний мех на тёплый и густой. Взрослые и дети надевают тёплые куртки, резиновые сапоги, вязанные шапки и перчатки. Люди собирают урожай в огороде и в саду.

б) самостоятельные рассказы детей с опорой на план – схему (2-3ребёнка).

6. Изменение формы глаголов.

- «Давайте мы с вами будем волшебниками»

Лист лети- летит,  ветер дуй – дует,  дождик мороси – моросит,  солнышко свети – светит,

облако плыви – плывет,  дождик лей – льет, солнышко блести – блестит, деревья качайтесь – качаются, трава желтей – желтеет, зеленей – зеленеет,

7. Итог:

- Что нового узнали?

- Что было самым трудным?

- Почему же раннюю осень называют «золотой»?

- Как называется явление в природе, когда опадает листва?

НОД (ЛГК)

Тема: «Овощи».

Цель: - сформировать у детей понимание значения обобщающего слова «овощи», умение самостоятельно называть овощи.

- учить точно употреблять приставочные глаголы (срывают, срезают, выкапывают, выдёргивают.)

- учить правильно строить простое предложение по модели: «Кто? Что делает?»

- закрепить умение подбирать признаки к существительному (правильно согласовывать в числе, роде и падеже)

- закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; согласовывать существительные с притяжательными

местоимениями: «мой», «моя», «моё», «мои».

- развивать восприятие, логическое мышление.

- воспитывать наблюдательность, понимание важности овощей в питании людей.

Методические приёмы: дидактические игры, упражнения, беседа.

Оборудование: муляжи овощей, предметные картинки по теме, сюжетные картинки о сборе овощей, мяч, геометрические фигуры, «волшебный мешочек».

Развитие психических процессов: дидактическая игра «Узнай на ощупь», дидактическая игра «Назови, что запомнил»  (развивать память).

Ход занятия:

1. Беседа по вопросам:

- Какое сейчас время года?

- Вспомните и назовите признаки осени.

- Осенью люди собирают урожай. Где собирают люди урожай? Что собирают?

- Верно, осенью люди собирают овощи в огороде. Какие овощи знаете вы?

2. Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (узнать овощ  на ощупь).

- Вспомните и назовите овощи, которые достали из мешочка.

3. Дидактическая игра «Чьи овощи?»- в кругу с мячом

(«мой огурец», «моя репка», «мои овощи», «моя свёкла», «мой помидор», «мой лук» и т.д.).

4. Дидактическое упражнение «Идём в огород».

Рассматривание овощей и подбор признаков: по цвету, по форме (использование геометрических форм для соотнесения).

Морковь (какая?) -  …. (Дети: оранжевая, треугольной формы);

Огурец (какой?) - ….    (Дети: зелёный, овальной формы);

Редиска (какая?) - …..   (Дети: красная, круглой формы)

Баклажан (какой?) - …..(Дети: синий, овальной формы)

Капуста (какая?) - …..   (Дети: зелёная, круглой формы)

Помидор (какой?) - …..(Дети: красный, круглой формы)

5. Физминутка.

6. Дидактическая игра «Назови ласково» (огурчик, репка, помидорчик ) – в кругу с мячом

7. Дидактическое упражнение «Собираем урожай»: составляем предложения, сопровождаем их показом действий.

- Я выдернул морковку.

- Рома выдернул морковку.

- Я срезала капусту.

- Ева срезала капусту.

- Я сорвал огурец.

- Егор сорвал огурец и т.д.

Далее по с \ картинкам (Девочка срывает помидор. Папа копает картошку и т.п.)

Итог: - О чём говорили на занятии?

- Назовите овощи?

- Вспомните, кто какие овощи «собрал» (повторить предложения по памяти)

- Почему овощи обязательно надо употреблять в пищу?

НОД (ЛГК)

Тема: «Овощи - фрукты».

Цель: - закрепить понимание обобщающих слов: «овощи», «фрукты», дифференциация понятий.

- учить подбирать признаки к предметам, правильно согласовывать прилагательные с существительными.

- учить составлять предложения по демонстрируемому действию.

- учить подбирать слова- антонимы.

- закрепить умение точно употреблять приставочные глаголы, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

- развивать внимание, восприятие, реакцию.

- воспитывать наблюдательность, интерес к окружающим предметам.

Методические приёмы: беседа, дидактические игры: «Овощи - фрукты», «Скажи наоборот» «Четвёртый - лишний»; дидактические упражнения «Скажи какой? какая? какое?», «Собираем урожай».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, предметные картинки по теме, блюдо, корзины, мяч.

Развитие психических процессов: дидактическая игра на внимание «Овощи - фрукты», дидактическая игра «Назови, что запомнил» (развивать память), «Скажи наоборот» «Четвёртый - лишний» (словесно-логическое мышление).

Ход занятия:

1. Беседа.

Дети рассматривают содержание двух корзин и беседуют по вопросам:

- Назовите, что находится в первой корзине?

- Назовите, что находится во второй корзине?

Логопед накрывает первую корзину салфеткой.

- Назовите по памяти, что находится в первой корзине?

(Дети называют по памяти: огурец, помидор, репа, капуста, свёкла морковь)

- Назовите одним словом: что лежит в первой корзине?

(Дети: в первой корзине лежат овощи).

Логопед накрывает вторую корзину салфеткой.

- Назовите, по памяти, что находится во второй корзине?

(Дети называют по памяти: банан, апельсин, мандарин, яблоко, груша, персик)

- Назовите одним словом: что лежит во второй корзине?

(Дети: во второй корзине лежат фрукты).

- Где растут овощи?

- Где растут фрукты?

2. Дидактическая игра «Овощи - фрукты» (в кругу с мячом)

Называю любой овощ или фрукт и бросаю мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его, отвечает, «овощ» или «фрукт» он «поймал».

3.Дидактическое упражнение «Скажи какой? какая? какое?»

Ребёнок рассматривает предметную картинку и подбирает соответствующие признаки (цвет, форма, вкус).

Например: - Это апельсин. Он оранжевый, круглый, сочный, кисло-сладкий.

- Это лимон. Он желтый, овальный, сочный, кислый.

4. Дидактическое упражнение «Собираем урожай».

Всё содержимое корзин находится на одном большом блюде. Рядом две пустые корзины.

Дети составляют предложения по действию, распределяют «урожай» по корзинам.

Например: - Это капуста. Капуста растёт в огороде на земле. Это овощ. Я срезаю капусту.

(ребёнок имитирует действие, затем кладёт капусту в соответствующую корзину).

- Это яблоко. Яблоко растёт в саду на дереве. Это фрукт. Я срываю яблоко.

(ребёнок имитирует действие, затем кладёт яблоко в соответствующую корзину).

5. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (в кругу с мячом)

чистое яблоко - …                     (грязное яблоко);

большая репка - …                    (маленькая репка);

длинная морковь - …                (короткая морковь);

тяжёлый  ананас - …                 (лёгкий  ананас);

Итог занятия:

- О чём говорили?

- Какие овощи знаете?

- Где растут овощи?

- Какие фрукты знаете?

- Где они растут?

Дидактическая игра «Четвёртый - лишний»:

- ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ЛУК, БАНАН.

НОД (ЛГК)

Тема: «Овощи - фрукты».

Цель: - закрепить дифференциацию понятий: «овощи», «фрукты».

- уточнить значение некоторых глаголов (варить, солить, мариновать, сушить)

- закрепить образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

- продолжать учить составлять предложения по моделям: сущ. + гл. + дополнение.

- развивать внимание, восприятие (зрительное, слуховое, вкусовое).

- воспитывать наблюдательность, усидчивость.

Методические приёмы: беседа, дидактическая игра: «Собираем урожай», пальчиковая гимнастика «Компот», составление предложений по картинкам, по вопросам.

Оборудование: предметные картинки (овощи и фрукты), карточки для игры «Четвёртый - лишний», геометрические фигуры различных цветов, мяч.

Развитие психических процессов: дидактическая игра на внимание «Сад – огород», дидактическая игра «Четвёртый - лишний» (словесно-логическое мышление), дидактическое упражнение: «Разложи по цвету, форме, величине»,.

Ход занятия:

1. Орг.момент.

Дидактическая игра на внимание «Сад – огород» (услышишь название фрукта -  встань, руки подними вверх; услышишь название овоща – присядь, руки вниз).

2. Дидактическая игра «Собираем урожай».

- Это картофель. Картофель - овощ. Он растет на огороде в земле.

- Это помидор . Он – овощ. Он растет на огороде на грядке.

- Это груша. Груша – фрукт. Она растёт в саду на дереве.

Вывод: - Фрукты растут в саду на деревьях, овощи растут в огороде на грядках.

3. Дидактическая игра «Четвертый лишний»:

(по карточкам)

Яблоко, груша, слива, помидор

Картофель, свекла, огурец, банан

Помидор, яблоко, груша, абрикос

Кабачок, лимон, огурец, капуста,

Виноград, слива, баклажан, апельсин

4. Физминутка.

Уточнение глаголов: варить, солить, мариновать, сушить.

5. Составление предложений по картинкам, по вопросам:

- Что Катя собрала в саду?

Катя собрала яблоки,  …

- Что Катя принесла из огорода.

Катя принесла картофель. …

Что купили мама с Катей в магазине?

Мама с Катей купили груши, …

- Кому мама купила фрукты?

6. Дидактическое упражнение: «Разложи по цвету, форме, величине».

Итог:

- Дидактическое упражнение «Узнай на вкус».

(Дети с закрытыми глазами определяют и называют фрукт или овощ, который им положил в рот педагог. Затем, ребёнок открывает глаза и дополняет свой ответ – говорит овощ или фрукт он попробовал).

- Пойдёт играть тот ребёнок, который назовёт ласково любой овощ; любой фрукт.

НОД  (РСР)

Тема: «Овощи - фрукты».

Цель: - закрепить понимание обобщающих слов: «овощи», «фрукты».

- учить подбирать признаки к предметам, правильно согласовывать прилагательные с существительными.

- совершенствовать умение образовывать существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах.

- согласование существительного с числительным (один, одна, два, две).

- закрепить умение составлять описание овоща (фрукта) с опорой на схему.

- учить пересказывать сказку «Репка» с элементами драматизации.

- развивать память, внимание, восприятие.

- воспитывать наблюдательность, терпимость к ошибкам в ответах других детей.

Методические приёмы: беседа, дидактические игры: «Соедини попарно подходящие друг другу предметы», «Это всё - …», «В магазине много…», дидактическое упражнение «Посчитай -ка», описание овоща (фрукта) с опорой на схему, пересказ сказки «Репка» с элементами драматизации

Оборудование: предметные картинки-карточки с изображением одного или двух одинаковых овощей или фруктов; иллюстрации к сказке «Репка», настольный театр по сказке «Репка», мяч.

Развитие психических процессов: дидактическая игра: «Соедини попарно подходящие друг другу предметы»  (развивать логическое мышление), развивать память (пересказ сказки, соблюдая последовательность), дидактические упражнения на внимание «Что изменилось?», «Скажи, кого не стало?»

.

Ход занятия:

1. Орг.момент.

-Мы продолжаем работать по теме «Овощи - фрукты».

-Дидактическая игра «Это всё - …» ( дети по образцу образовывают существительные множественного числа в именительном падеже).

репа - …..                     (это всё - репы);

яблоко - …..                 (это всё - яблоки);

огурец - …..                 (это всё - огурцы);

2. «Расскажи о любимом овоще или фрукте» (название предметов и признаков)

Я люблю красный, круглый, сочный, сладкий помидор.

Я люблю желтое, круглое, маленькое, вкусное, сладкое, сочное яблоко.

3.Физминутка.

4. Дидактическое упражнение «Посчитай -ка»

(согласование существительного с числительным (один, одна, два, две):

Ребёнок берёт любые две карточки, считает и отвечает:

Например: - У меня одно яблоко и две репки.

- У меня два огурца и одна груша.

- У меня две свёклы и два помидора.

- У меня один ананас и один помидор.

- У меня один апельсин и два яблока.

5. Рассматривание иллюстрации к сказке «Репка».

Беседа по вопросам:

- Назовите сказку?

- Начните рассказывать сказку. (Ребёнок: Посадил дед репку. Выросла репка большая - пребольшая).

- Что было дальше? (Ребёнок: Пошёл дед в огород за репкой. Дед тянет- потянет репку, вытащить не может. Позвал дед бабку. Пришла бабка. Ухватилась бабка за дедку, дедка ухватился за репку, тянут- потянут, вытащить не могут.)

- Что было дальше? (и так далее, до конца сказки).

- Назовите всех персонажей сказки «Репка».

6. Рассказывание сказки несколькими детьми.

- Давайте поиграем в сказку «Репка». Перед вами – кукольный театр по этой сказке. Только все герои сказки перепутались. Расставьте их по порядку и расскажите эту сказку.

(Дети расставляют героев сказки  и рассказывают её – 2-3 ребёнка.)

7. Соедини попарно подходящие друг другу предметы (овощи-овощи; фрукты - фрукты).

Итог:

- Какую сказку рассказывали?

- Мышка оказалась самая сильная?

- Вспомните и скажите, за кем стояла Мышка?

- Скажите, за кем стояла внучка? (и так далее).

- Дидактическое упражнение на внимание «Что изменилось?», «Скажи, кого не стало?»

НОД (ЛГК)

Тема: «Я и моё тело».

Цель: - активизировать словарь по теме: название частей тела и их значение.

- учить точно употреблять глаголы (мыть, умывать, поднимать, моргать,

расчёсывать, чистить и т.д.)

- закрепить умение образовывать  уменьшительно-ласкательную форму

существительных.

- продолжать учить подбирать слова- антонимы.

- учить согласовывать существительные с числительными.

- развивать внимание, пространственную ориентировку.

- воспитывать наблюдательность, усидчивость.

Методические приёмы: беседа, дидактическая игра: «Путаница», дидактическое упражнение: «Чего один, чего два»,  пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому», составление предложений по картинкам, по вопросам.

Оборудование: плакат «Тело человека», кукла – персонаж Незнайка.

Развитие психических процессов: дидактическая игра на внимание «Повтори, не ошибись», дидактическая игра «Назови одним словом», «Скажи наоборот» (словесно-логическое мышление).

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Дидактическая игра «Назови одним словом»:

- понедельник, вторник, среда, четверг     (дни недели);

- огурец, репка, капуста, кабачок               (овощи);

- рука, голова, нос, нога                               (части тела);

- Какие ещё части тела можете назвать? (Варианты ответов детей).

2.Беседа

Подбор действий к предмету «что чем делают (духи, картина, магнитофон, каша)

Чем можно смотреть? слушать? говорить? дышать? топать? рисовать? моргать? нюхать? хлопать? пить? кусать? улыбаться? ходить?

Глаза нам нужны для того, чтобы…

Уши нужны для того, чтобы…

Язык нужен для того, чтобы…

3. Скажи наоборот ( по картинкам)

лицо умное  – … ,                               глаза добрые - …,

человек молодой –… ,                       улыбка весёлая - ….,

лоб высокий – …,                               ребёнок жадный - …. ,

4. Дидактическая игра «Путаница». Пришёл в гости Незнайка. Он всё перепутал. Исправьте его ошибки:

Руками прыгают, а ногами трогают. Глазами трогают, а носом смотрят. Ушами едят, а ртом слушают. Ногами хлопают, а руками топают. Ногтями берут, а руками царапают.

5. Физминутка.

6. Дидактическое упражнение: «Чего один, чего два»

Составление предложений по картинкам, по вопросам.

- Помогите Незнайке, скажите, каких частей тела у нас по 1?

(Дети отвечают, опираясь на плакат: У нас одна голова, один живот, один нос, одна спина, один рот, один язык, одна шея и т.д.)

-А теперь расскажите Незнайке, каких частей тела у нас по 2?

(Дети отвечают, опираясь на плакат: У нас два глаза, две руки, два уха, две ноги, два плеча, две брови, две щеки, два локтя, две пятки и т.д.)

- А теперь расскажите Незнайке, чего у нас много?

(Дети отвечают, опираясь на плакат: У нас много волос, много зубов, много ресниц, много пальцев и т.д.)

Итог

- Упражнение «Делай как я» (формирование пространственной ориентировки, развитие внимания)

- Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».

НОД (РСР)

Тема: «Я и моё тело».

Цель: - активизировать словарь по теме: части тела.

- учить точно подбирать признаки (цвет глаз, форма лица, цвет волос, форма носа и

т.д.)

- закрепить правильное употребление существительных множественного числа в косвенных падежах;

- учить согласовывать существительные с местоимениями.

- учить составлять описательный рассказ своего лица (перед зеркалом) по образцу логопеда.

- развивать внимание, пространственную ориентировку.

- воспитывать наблюдательность, усидчивость.

Методические приёмы: беседа, дидактическая игра: «Зеркало», дидактическое упражнение «Передай и назови», дидактическая игра: «Мой, мои, моя, моё», составление описательного рассказа своего лица (перед зеркалом) по образцу логопеда, индивидуальные рассказы детей.

Оборудование: зеркала (индивидуальные), предметные картинки с изображением лиц людей, схема (план) рассказа.

Развитие психических процессов: дидактическое упражнение: «Сравни лица», психогимнастика.

Ход занятия:

1. Организация детей на работу:

Дидактическое упражнение «Передай и назови». Дети стоят в кругу, передавая друг другу мяч, называют любую часть тела.

- Сядет на место тот, кто ответит полным предложением на вопросы:

Чем мы киваем?

Чем мы моргаем?

Чем мы едим?

2. Беседа:

- Назовите часть тела, которая состоит:

Пальца, ладонь, локоть(рука)

Пальцы, ступня, голень, колено, бедро (нога)

Лоб, глаза, щеки, нос, рот ( лицо)

- Сегодня мы будем составлять рассказ о своём лице, будем описывать его при помощи зеркала.

- Посмотрите в глаза к друг другу: они одинаковые ?(нет)

- Чем они отличаются? (цветом)

- Какого цвета бывают глаза?

- Какие бывают брови, нос, ресницы, губы?

- Какие бывают волосы?

3. Составить описательный рассказ о своём лице нам поможет схема:

- форма лица;

- какие глаза?

- какой нос?

- какие щеки?

- какие губы?

- какие волосы?

(Рассказ - образец учителя - логопеда).

Физминутка.

4. Индивидуальные рассказы детей «Моё лицо» по образцу логопеда и с опорой на схему.

(4-5 детей).

5. Работа по предметным картинкам.

– Определить чьё лицо (бабушки, мамы, девочки, дедушки, мальчика, папы) и настроение (мама радуется, девочка удивляется, дедушка задумался, папа сердится, мальчик грустит и т.п.)

- Дидактическое упражнение: «Сравни лица».

6. Дидактическая игра: «Зеркало»

(Дети повторяют выражение лица, передавая различные эмоции: грусть, радость, обиду, хитрость, сердитость, удивление).

Итог:

- Дидактическая игра: «Мой, мои, моя, моё».

(мои глаза, мой рот, моя голова, моё лица, мои ладони, моя спина и т.д.)

- Чем   занимались?

- Чей рассказ о лице понравился больше всего?

- Какие выражения лица были на картинках?

- Какое выражение лица чаще всего бывает у тебя? (каждый ребёнок показывает).

НОД  (ЛГК)

Тема: «Одежда».

Цель: 1. Учить понимать значение обобщающего слова «одежда».

2. Отрабатывать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных (кофточка, юбочка).

3. Закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

4. Совершенствовать умение образовывать существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах. Правильное употребление неизменяемого слова ПАЛЬТО.

5. Предметы и детали одежды, название тканей.

6. Совершенствовать умение составлять предложения по вопросам.

Методические приёмы: беседа, рассматривание кукольной одежды: знакомство с названием тканей; дидактическая игра: «Мой, мои, моя, моё», дидактическая игра «Назови ласково», дидактическая игра: «Чего не хватает», дидактическое упражнение «Один - много».

Оборудование: предметные картинки по теме одежда, картинки с изображением одежды, у которой отсутствуют различные детали, кукольная одежда, картинка «девочка Маша», мяч.

Развитие психических процессов: дидактическое упражнение «Маша - растеряша» (развитие внимания, зрительной памяти).

Ход занятия:

1. Организация детей на работу:

Дидактическая игра: «Мой, мои, моя, моё» (согласование притяжательных местоимений (мой, моя, моё, мои) с существительными).

платье – моё платье                 шуба – моя шуба

брюки – мои брюки                 носок – мой носок

юбка – моя юбка                       плащ – мой плащ

перчатки – мои перчатки         кофта – моя кофта

пиджак – мой пиджак               пальто – моё пальто

2. Уточнить значение обобщающего слова «одежда».

- Как можно назвать эти предметы, одним словом?

- Для чего нужна одежда?

- Какое сейчас время года? (осень)

- Одежду, которую мы наденем, выходя на прогулку, как можно назвать? (осенняя)

- А летом?   - А весной?   - А зимой?

3 Рассматривание кукольной одежды: знакомство с названием тканей.

- Шуба сшита из меха.  Она какая? -   меховая

- Пальто сшито из драпа. Оно какое? – драповое

- Платье сшито из шелка. Оно какое? – шелковое

- Сарафан сшит из ситца. Он какой? – ситцевый.

4. Перед вами мужчина, женщина и девочка. Их нужно одеть каждого в свою одежду. Поможем им одеться. – Какая одежда нужна мужчинам? (рубашка, брюки)

- Как назвать одежду для мужчин? (мужская)

- Как назвать одежду для женщин?

- Как назвать одежду для детей?

5. Физминутка. 

6. Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом)

кофта -…..                               майка - …

рубашка - ….                          футболка - …

куртка - …                               юбка - …

сарафан - …                            костюм - …

свитер - …                               комбинезон - …

носок - …                                 плащ - …

шорты - …                               колготки - …

варежки - …                            перчатки - …

7.  Дидактическая игра: «Чего не хватает» (Предметы и детали одежды).

Дети сидят на местах, я выставляю поочерёдно картинки с предметами одежды, у которой отсутствуют различные детали.

- Ребята я шила одежду, но не успела закончить. Скажите, чего не хватает:

- Чего нет у рубашки? (Дети: у рубашки нет рукавов).

- Чего нет у платья?  (Дети: у платья нет воротника).

8. Дидактическое упражнение «Один - много»

- Где продается одежда?

- В магазине продается разная одежда.

- У Меня одно платье, а в магазине …(платья). Много чего? (много платьев)

- У меня куртка, а в магазине … (куртки). Много чего? …(много курток)

и так далее. Особо выделяем слово «пальто»:

- У меня одно пальто, а в магазине …(пальто). Много чего? …(много пальто) – учить детей употреблять слово пальто в различных падежах, не изменяя  его.

Итог занятия:

Дидактическое упражнение «Маша - растеряша»:

- Ребята, одна девочка не умеет складывать свою одежду, разбрасывает её где попало. Поэтому очень часто у этой девочки одежда теряется. Давайте поможем найти одежду.

(Выставляю на доске 4 картинки (платье, кофта, носки, юбка) и  прошу детей назвать эти картинки. Затем, по моей команде: «Ночь»- дети закрывают глаза, я убираю одну из картинок. По команде «День» - дети открывают глаза и называют, чего не стало).

Играем несколько раз, усложняя: не только убираю какую- либо картинку, но и меняю картинки местами, увеличиваю их количество (из 5-ти, из 6-ти).

НОД  (ЛГК)

Тема: «Одежда».

Цель: 1. Закрепить понимание значения обобщающего слова «одежда», самостоятельное называние предметов и деталей одежды.

2. Учить согласовывать существительные с числительным (одна кофта – две кофты).

3. Совершенствовать умение употреблять существительные единственного и множественного числа существительных в косвенных падежах.

4. Активизировать глагольный словарь (действия связанные с одеждой: ухаживать, чистить, гладить и т.д.). Образование приставочных глаголов (завязывать, развязывать, застёгивать, расстёгивать, одевать, надевать).

Уточнить и дифференцировать значения глаголов «шить», «вязать», «Вышивать», «одевать», «надевать».

5. Совершенствовать умение составлять предложения по демонстрации действий и вопросам.

Методические приёмы: беседа по вопросам, составление предложений по демонстрации действия и по вопросам, дидактическое упражнение «Посчитай-ка».

Оборудование: предметные картинки по теме одежда, картинки с изображением действий, связанных с одеждой, кофта, мяч.

Развитие психических процессов: дидактическая игра «Найди товарища»

(Развитие внимания, зрительной памяти).

Ход занятия:

1. Организация детей на работу:

- Сядет на место тот ребёнок, который назовёт один предмет одежды.

2. Беседа по вопросам (учить детей отвечать полным предложением).

- Для чего человеку нужна одежда?

- Где люди берут одежду? (Дети: люди покупают одежду в магазине)

- Ещё люди могут сшить одежду сами, могут обратиться в ателье, где им сошьют одежду.

-  Что нужно делать с одеждой, чтобы она нам долго служила? ( ухаживать)

- Как нужно ухаживать за одеждой?

(Чистить, стирать, гладить, сушить, отряхивать…)

- Как используем шнурки? (Дети: шнурки завязываем и развязываем).

3. Физминутка. «Помощники»

4. Составление предложений по вопросам (по картинкам кто шьет, кто вяжет, вышивает)

Действия, связанные с одеждой. (Выставляю картинки.)

- Найдите, кто шьет, кто вяжет…

- Что делает швея? (Дети: швея шьёт рубашку.)

- Что делает бабушка? (Дети: бабушка вяжет шарф.)

- Что делает Катя? (Дети: Катя вышивает узор на платье.)

5. Дидактическое упражнение «Посчитай-ка» (в кругу с мячом).

- Ребята, помогите продавцу посчитать в магазине одежду.

- Считаем рубашки: Одна …, три …, пять ….

- Считаем носки: Один …, три …, пять ….

- Считаем юбки: Одна …, три …, пять ….

и так далее.

6. Составление предложений по демонстрации действия и по вопросам.

- Что в руках у Зои?

- Попросите что бы Зоя надела кофту. (Зоя надень кофту.)

- Что делает Зоя? (Зоя надевает кофту.)

- Что сделала Зоя? (Зоя надела кофту.)

- Попросите, что бы Зоя застегнула кофту. (Зоя застегни кофту.)

- Что сделала Зоя?

- Попросите, чтобы Зоя сняла кофту. (Зоя сними кофту.)

- Кого одела Катя?

Обратить внимание на слова одеть, надеть.

Итог

- О чём сегодня говорили?

- В какие игры играли на занятии?

- Что понравилось?

- В чём испытывали трудности?

Дидактическая игра «Найди товарища»

Я объявляю с помощью рупора:

- Внимание, внимание! Потерялась девочка. Она была одета в синее платье, голубую жилетку, белые гольфы. (Дети должны догадаться по описанию одежды и назвать ребёнка.)

Усложнение: не называть пол ребёнка, а предлагать искать ребёнка, который был одет так…(описание одежды).

5. Рассматривание сюжетной картинки «Чайник» и беседа по вопросам:

- Чем занимался мальчик?

- Придумайте имя мальчику.

- Где играл Петя с мячом?

- Что случилось?

- Почему Петя разбил чайник?

- Как вы думаете, что будет дальше?

6. Пересказ рассказа «Чайник» с опорой на сюжетную картинку.

(3-4 ребёнка)

7. Дидактическая игра «Помоги Незнайке»:

Предложения Незнайки:

Салфетница лежит на столе.

Нож стоит на столе.

Чашка лежит на столе.

Итог:

- Скажите, о чём мы говорили на занятии?

- Скажите, какая это посуда:

если она из стекла?

если она из фарфора?

если она из дерева?

если она из глины?

если она из металла?

если она из бумаги?

если она из серебра?

- Какой посуды не бывает? Почему?

Дидактическое упражнение: «Составь целое из частей».

НОД (Обучение грамоте)

Тема: «ЗВУК«М»

Цель: 1. Выделение последнего звука «М» в обратных слогах и словах.

2. Упражнения в согласовании числительных с сущ. (один – одна, два  - две)

Схемы. Карточки с цифрами.

Ход занятия:

1. Оргмомент: Узнавание по беззвуковой артикуляции звуков «А – У – И – О – Э ».

а) они поются –  гласные;

б) положение губ различное. Отгадывание звуков по  символам.

2. Выделение звука «М» из слов: ком, гном, дом, гром, гастроном.

3. Произнесение, характеристика, схематическое обозначение звука «М». (согласный, твердый, губной)

4. Преобразование, звуковой анализ, составление схемы слогов:

Игра: «Живые звуки»:

АМ – УМ – ИМ

5. Выделение звука: «М» на слух:

а) из ряда согласных: н, м, п, т, м, к, н.

б) из слогов: ан, ам, ум, ин, ом, им, ун, ым, им.

в) из слов: крем, сом, барабан, гром, картон, ноты, гном.

6. Выделение звука «М» в произношении по предметным картинкам на панно:

а) проговаривание всех картинок,

б) выделение лишних картинок (убираются)

в) утрированное проговаривание оставшихся картинок. (на звук «М» в конце слова)

7. Игры на развитие внимания и памяти: «Чего не стало», «Что изменилось», «Угадай указанную картинку».

Физкультминутка: «Чайник»

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,        (дети стоят, одна рука на поясе, другая согнута

как носик чайника, животик – надут)

Я вам на показ выставляю живот.

Я  чай кипячу, клокочу и кричу:                        (топают)

- Эй, люди, я с вами почайпить хочу!                (делают призывные движения правой рукой)

Пальчиковая гимнастика: «Каша»

Каша в поле росла,                                               (Дети подняли руки, шевелят пальчиками)

К нам в тарелку пришла.                                     («идут» пальчиками по столу)

Всех друзей угостим,                                           (В правой ладошке «мешают» указательным

По тарелке дадим.                                                  пальцем левой руки)

Птичке – невеличке,                                             (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,

Всем дадим по ложке!                                          (Разжимают кулачки)

8. Игра на развитие слухового внимания и памяти: «Запомни, повтори»

ам, ом, ум, им,

ом, ум, им, ам,

ум, им, ам, ом,

им, ам, ом, ум,

дом, дым, ком, гном,

дым, ком, гном, дом,

ком, гном, дом, дым,

гном, дом, дым, ком.

9.   Упражнения в согласовании числительных с сущ. (один – одна, два  - две)

1 гном, 2 гнома, 5 гномов

10. Итог. Д/И: «Закончи слово»: ды. , до. , гно., сом., да., ва., филь. .

Тема: «ЗВУК«Н»

Цель: 1. Выделение последнего звука «Н» в обратных слогах и словах.

2. Звуковой анализ и схемы обратных слогов

3. «Матрешкина сказка» - пересказ по демонстрации.

4. Образование сущ. р.п.

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Назовите гласные звуки.

Назовите звук, который мы выучили на прошлом занятии.

В каком замке живет этот звук?

Почему он живет в синем замке?

Чем мы обозначили этот звук?

2. Выделение звука «Н» из слов: сарафан, телефон, стакан, диван, слон, апельсин, мандарин.

3. Произнесение, характеристика, схематическое обозначение звука «Н». (согласный, твердый)

4. Преобразование, звуковой анализ, составление схемы слогов:

Игра: «Живые звуки»:

АН – УН – ИН

5. Выделение звука: «Н» на слух:

а) из ряда согласных: н, м, н, п, н, н т, н, м, н, к, н.

б) из слогов: ан, ам, ун, ин, ом, ин, ун, ым, ин.

в) из слов: слон, стон, гром, графин, диван.

6. Выделение звука «Н» в произношении по предметным картинкам на панно:

а) проговаривание всех картинок,

б) выделение лишних картинок (убираются)

в) утрированное проговаривание оставшихся картинок. (на звук «Н» в конце слова)

7. Игры на развитие внимания и памяти: «Чего не стало», «Что изменилось», «Угадай указанную картинку».

Физкультминутка: «Чайник»

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,        (дети стоят, одна рука на поясе, другая согнута

как носик чайника, животик – надут)

Я вам на показ выставляю живот.

Я  чай кипячу, клокочу и кричу:                        (топают)

- Эй, люди, я с вами почайпить хочу!                (делают призывные движения правой

рукой)

Пальчиковая гимнастика: «Каша»

8. Игра на развитие слухового внимания и памяти: «Запомни, повтори»

ан, он, ун, ин,

ин, ан, он, ун,

9. Образование сущ. р.п. :много апелисинов, бананов…

10. Итог. Д/И: «Закончи слово»: графи., апельси., мандари., сло., дива., ваго., бана. .

Тема: «ЗВУК «П»

Цель: 1. Четкое произношение звука «П».

2. Выделение последнего глухого согласного.

3. Звуковой анализ, составление схем обратных слогов.

4. Составление и преобразование простых нераспространенных предложение с глаголами: покупать, поливать, петь, пить в 3л. настоящего времени.

Ход занятия:

1. Отгадывание звуков А, У, И, Э, О по артикуляционной позе.

2. Произнесение этих звуков – громкое, тихое, длинное, короткое.

3. Характеристика этих звуков.

4. Отгадывание изучаемого звука «П» после выделения из слов: сноп, стоп, хлоп, потоп, суп, тулуп.

5. Произнесение звука «П» логопедом, детьми хором и каждым ребенком индивидуально, наблюдение за звучание и артикуляцией, характеристика: согласный, глухой, губной, твердый.

6. Воспроизведение слоговых рядов.

ап – оп – уп – ып                                па – по – пу – пы

оп – уп – ып – ап                                по – пу – пы – па

уп – ып – ап – оп                                пу – пы – па – по

ып – ап – оп – уп                                пы – па – по – пу

7. Игра «Живые звуки», звуковой анализ.

АП             УП              ИП               ЭП

8. Выделение звука: «П» на слух:

а) из ряда согласных: п, м, п, п, н, п т, п, м, п, к, п.

б) из слогов: ап, ам, уп, ип, ом, ип, уп, ым, ип.

в) из слов: слон, стоп, гром, сироп, Поля, Павел, кот, полка, крот, Полинка.

9. Игры на развитие внимания и памяти:

а) проговаривание слов по картинкам;

б) Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ – топ – топ.

Мы хлопаем руками:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Пальчиковая гимнастика « В гости»

в) игры «Что прибавилось?», «Что с чем поменялось местами?»

10. Составление предложений по предметным картинкам и опорным глаголам – покупать, поливать, пугать, петь, пить.

а) подбор имен: Таня, Толя, Катя, Поля, Саня, Коля, Павлик, Полина;

б) образец логопеда: Павлик пил сок.

в) составление предложений детьми.

11. Игра «Найди пару» - составление и преобразование предложений по парным картинкам.

Образец: Павлик пьет. Павлик и Полина пьют.

12. Прямой и обратный счет: 1 – 10 попугай, тапка

13. Итог, оценка.

Тема: «ЗВУК «Т»

Цель: 1. Четкое произношение звука «Т».

2. Выделение последнего глухого согласного.

3. Звуковой анализ, составление схем обратных слогов.

4. Составление предложение по предметным картинкам с числительными один, два, закрепись согласование с сущ. в роде.

Ход занятия:

1. Отгадывание звуков А, У, И, Э, О по артикуляционной позе. Припоминание изученных согласных.

2. Отгадывание изучаемого звука «Т» после выделения из слов: хвост, торт, транспорт, парашют.

3. Произнесение звука «Т» логопедом, детьми хором и каждым ребенком индивидуально, наблюдение за звучание и артикуляцией, характеристика: согласный, глухой, твердый.

4. Воспроизведение слоговых рядов.

ат – от – ут – ыт                                та – то – ту – ты

от – ут – ыт – ат                                то – ту – ты – та

ут – ыт – ат – от                                ту – ты – та – то

ыт – ат – от – ут                                ты – та – то – ту

5. Игра «Живые звуки», звуковой анализ.

АТ             ОТ              ИТ               ЭТ

6. Выделение звука: «Т» на слух:

а) из ряда согласных: п, т, м, т, т, н, п т, п, т, п, к, т.

б) из слогов: ат, ам, ут, ит, ом, ип, ут, ым, ит

7. Проговаривание картинок со звуком: «Т», определение место звука «Т» в словах.

8.Игра «Телеграф» (деление на части)

Игры «Что прибавилось?», «Что с чем поменялось местами?»

9. Физминутка.

б) Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ – топ – топ.

Мы хлопаем руками:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Пальчиковая гимнастика « В гости»

10. Составление предложений по предметным картинкам с использованием картинок с цифрами.: 1,2. (согласование числит., с сущ. один, одна, два, две.)

а) подбор имен: Таня, Катя, Поля,  Полина - ТАНЯ

Толя, Саня, Коля, Павлик - ТОЛЯ

б) образец логопеда: У Тани одна туфля.

У Толи две туфли.

в) составление предложений детьми.

11. Итог, оценка. И.: «Закончи слово звуком «Т».

ко., Ки., бан., бин., бале., биле., буке., паке., хобо., лиф., хвос., мос., кус. .

Тема: «Звуки «П – Т».

Цель: 1. Закрепление произнесения и различение звуков «П-Т».

2. Выделение последнего согласного в словах.

3. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, слова ТОП.

4. Существительные с предлогом У.

Ход занятия:

1. Припоминание картинок на звуки «П – Т». Использование сюрпр. момент: мышонок ТОП.

2. Повторение звуков «П – Т», произнесение, сопоставление, характеристика.

3. Воспроизведение слоговых рядов.

ап – ат          ап – ап – ат                     ап – ат – ат                      ат – ат – ап

ат – ап          ат – ат – ап                      ат – ап – ап                     ап – ат – ап

па – та          па – па – та                       па – та – та                    па – та – па

та – па          та – та – па                        та – па – па                   та – па – та

4. Игра: «Эхо» - выделение последнего согласного в словах.

бант              топот             Айболит

стоп              хобот             сироп

тулуп            балет              бинт

бегемот         галоп             хоккеист

5. Игра: «Живые звуки» звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование и составление схем на доске и на столах.

ап -> ат

оп -> от

уп -> ут        ТОП

Физминутка:  «Снеговик»:

Давай дружок, смелей дружок,                    (Катим воображаемый снежок)

Кати по снегу свой снежок.

Он превратился в толстый ком,                     («рисуем» ком)

И станет ком снеговиком.                               («рисуем» снеговика из 3 кругов)

Его улыбка так светла!                                    (показываем руками улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.                           (показываем)

Но солнце припечет слегка –                           (медленно приседаем)

Увы! – и нет снеговика.                                    (пожимаем плечами, разводим руками)

Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому…»

6. Различение  звуков «П –Т» на слух (на Т – хлопок, на П – выталкивающие движения ладонями вперед)

бинт, тулуп, хвост, выступ, аист, артист, стоп, пианист, хоккеист

7. Различение звуков «П – Т» в произношении по предметным картинкам на панно.

а) проговаривание слов по картинкам;

б) отбор картинок на звук «П»

в) отбор картинок на звук «Т»

или вызываю детей, и они называют картинку и определяют какой звук в слове и на каком месте стоит.

8. Составление предложений по предметным картинкам с предлогом «У».

а) Придумывание имени девочки со звуком «П».

б) Придумывание имени мальчика со звуком «Т».

в) Составление предложений:

У Полины суп.

У Толика кит.

9. Итог занятия, оценка.

Вспомните название посуды , где есть звук «Ц».
Сахарница, блюдце, хлебница, селёдочница, конфетница, сухарница, супница.

7.Игра «Запомни, повтори».

Лицо-цепь-яйцо- кольцо       Спица-синица-певица-птица-курица.

8.Преобразование предложений:

У Сони хлебница.-Это Сонина хлебница.       У Сани салфетница.-

У Васи в саду листвиница.-        У Люси синяя пуговица.-

У Аси фаянсовая супница.-

III.   ИТОГ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДБОРКА ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Данный методический материал предназначен для использования воспитателями детских садов для обогащения словарного запаса детей....

Презентация для закрепления материала по лексической теме "Фрукты. Овощи" Подборка игр на развитие речи, логического мышления, памяти, внимания.

Презентация ОО Познани ОО Речевое развитие. Подборка игрового материала для развития мышления, речи, внимания и закрепления материала по теме "Фрукты. Овощи"...

Презентация для закрепления материала по лексической теме "Фрукты. Овощи" Подборка игр на развитие речи, логического мышления, памяти, внимания.

Презентация ОО Познание ОО Речевое развитие. Материал (подборка игр) для развития речи, мышления и для закрепления материала по лексической теме "Фрукты. Овощи"...

Подборка картин по развитию речи 2 младшая группа

Подборка картин по развитию речи 2 младшая группа...

Подборка конспектов по развитию речи для офтальмологических и логопедических групп.

Конспекты составлены с учётом индивидуальных особенностей детей, посещающих офтальмологические и логопедические группы ДОУ....

Подборка игр по развитию речи, для детей старшего дошкольного возраста

подборка игр по развитию речи, для детей старшего дошкольного возраста....

Большая подборка игр на развитие речи

Большая подборка игр на развитие речи....