ПОДБОРКА ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
методическая разработка по развитию речи по теме

Данный методический материал предназначен для использования воспитателями детских садов для обогащения словарного запаса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podborka_igr_po_razvitiyu_rechi.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Узнай по голосу»

  Дид. задача: развивать у детей фонематический слух.

  Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящему        завязывают глаза. Дети ходят по кругу и говорят:

«Ты загадку отгадай,  кто назвал тебя – узнай!»

 

Игра «Кому это нужно?»

  Дид. задача: учить детей употреблять в своей речи слова,     обозначающие профессии и необходимые для этой профессии предметы.

 Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Что нужно врачу?». Возвращая мяч, ребенок называет нужные предметы.

Игра «Что мы видим на картине

Дид. задача: развивать умение составлять предложения с опорой на картину, учить дополнять простые нераспространенные предложения.

воспитатель составляет по картине нераспространенное предложение: Маша идет. Дети должны повторить фразу и добавить к ней одно-два слова: Маша идет на прогулку.

Игра «Дополни предложение»

Дид. задача: упражнять детей в составлении простых и сложных  предложений, учить понимать причины связи между явлениями.

Педагог начинает предложение: Папа утром … Дети заканчивают предложение.

Игра «Когда это бывает?»

Дид. задача: упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным предложением, уточнять представления о временах года.

у детей квадратики четырех цветов: белый – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень. Педагог задает детям вопросы, дети поднимают соответствующую карточку:

  • когда опадают листья?
  • когда дети катаются на санках?
  • когда собирают овощи и фрукты?
  • когда купаются в морях, реках, озерах?
  • когда распускаются листья?
  • когда медведь спит?
  • когда появляются сосульки?
  • когда бывает метель?

Игра «Кто знает, пусть продолжит»

Дид. задача: учить классифицировать понятия.

Педагог называет обобщающее слово, а дети – видовые понятия: мебель – стол, шкаф, стул; деревья – береза, липа, осина; цветы – роза, василек, ромашка.

Игра «Угадай слово по начальному слогу»

Дид. задача: учить детей договаривать до целого слова.

Педагог начинает, дети заканчивают: ГУ…(СИ), ГО…(ЛУБИ), ГАЛ…(КИ), ОГ…(НИ).

Игра «Скажи в рифму»

Дид. задача: учить подбирать пары рифмующихся слов; развивать поэтический слух.

Галка - палка- балка, бочка - дочка- кочка, Саша- Паша- Даша, Гена- Лена.

Игра «Скажи по-другому»

Дид. задача: Обогащать речь детей словами с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения.

Лиса - лисонька – лисенок - лисище – лисичка.

Игра «Переставь слова в предложении»

Дид. задача: учить детей выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.

Педагог предлагает составить предложение со словом кормушка, а затем изменить порядок слов. Например:

Дети повесили на дерево кормушку.

Кормушку дети повесили на дерево.

На дерево повесили кормушку дети.

Игра «Различай, были и небылицы»

Дид. задача: развивать внимание к тексту, умение осмысленно употреблять слова, формировать умение доказательно объяснять, что это – быль или небылица.

Детям предлагается послушать предложения, определить, что это такое, доказать:

  • Выпал снег, Алеша вышел загорать.
  • Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.
  • Ежик лазает по деревьям, а медвежонок ползает.
  • Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошел дождь.

Игра «Кто это? Что это?»

Дид. задача: формировать реакцию на слово, умение характеризовать кого-либо или что-либо.

Отвечай быстро: звонкий, быстрый, веселый (мяч), вкусный, сочный, алый (арбуз), бурый, косолапый, неуклюжий (медведь), желтые, красные, осенние (листья).

Игра «О ком или о чем я говорю»

Дид. задача: развивать воображение, помочь детям освоить умение характеризовать кого-либо, что-либо.

Ответы даются быстро, четко:

  • ползает, шипит, извивается, блестит, жалит – (змея)
  • подметает, протирает, моет, вытирает – (мама, няня).
  • ходит, жует, мычит – (корова)
  • бегает, ржет, скачет – (лошадь)
  • летает, клюет, каркает – (ворона)
  • чирикает, клюет, летает – (воробей)
  • кукует, клюет, летает – (кукушка)
  • Клюет, воркует, летает – (голубь)

Игра «Дополни предложение»

Дид. задача: формировать умение быстро схватывать смысл читаемого, строить высказывания. Предложение дополнять одним или несколькими словами.

Лида читает …(книгу).

Мама сшила … (платье).

Папа привез … (рыбу).

Птичка прилетела …(с юга).

Мы открыли …(калитку).

Игра «Кто подберет больше слов?»

Дид. задача: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по  смыслу слова.

Педагог называет глагол,  дети подбирают подходящие по смыслу существительные: шить – платье, сапоги, пальто; завязывать – шнурки, веревку, шарф; поливать – цветы, улицу, грядки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для закрепления материала по лексической теме "Фрукты. Овощи" Подборка игр на развитие речи, логического мышления, памяти, внимания.

Презентация ОО Познани ОО Речевое развитие. Подборка игрового материала для развития мышления, речи, внимания и закрепления материала по теме "Фрукты. Овощи"...

Презентация для закрепления материала по лексической теме "Фрукты. Овощи" Подборка игр на развитие речи, логического мышления, памяти, внимания.

Презентация ОО Познание ОО Речевое развитие. Материал (подборка игр) для развития речи, мышления и для закрепления материала по лексической теме "Фрукты. Овощи"...

Подборка картин по развитию речи 2 младшая группа

Подборка картин по развитию речи 2 младшая группа...

Подборка конспектов по развитию речи для офтальмологических и логопедических групп.

Конспекты составлены с учётом индивидуальных особенностей детей, посещающих офтальмологические и логопедические группы ДОУ....

Подборка игр по развитию речи, для детей старшего дошкольного возраста

подборка игр по развитию речи, для детей старшего дошкольного возраста....

Большая подборка игр на развитие речи

Большая подборка игр на развитие речи....

Подборка игр по развитию речи

Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - ре...