Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Зима. Зимующие птицы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рублева Ольга Валентиновна

Конспект по развитию речи "Зима, зимующие птицы" будет интересен детям старшего дошкольноговозраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima.zimuyushchie_ptitsy.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Зима. Зимующие птицы».

  • Образовательная область: «Речевое развитие»
  • Цель: развитие ассоциативного мышления детей, побуждать их

высказывать свои мысли, предположения, внимательно слушать своих

собеседников.

  • Задачи:

Обучающие:

  • активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о зимующих птицах;
  • обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Развивающие:

  • развивать связную речь;
  • побуждать детей к словообразованию;
  • подбирать однокоренные слова;
  • развивать мышление;
  • расширять и обогащать активный словарь детей.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное и заботливое отношение к зимующим птицам;
  • воспитывать навык сотрудничества со сверстниками и взрослым, дружеские взаимоотношения между детьми, способность договариваться.

Материалы и оборудование: презентация «Зима»; иллюстрации с изображением зимующих птиц; атрибут «Волшебная палочка», мяч, конверт; карточки со словами; четыре кормушки из бумаги; цветная бумага, ножницы.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе на прогулке, чтение стихов о зиме, зимующих птицах, изготовление кормушки.

Ход:

Мотивация на совместную деятельность.

«Сыплет, сыплет снег охапками

На поля зима.

До бровей накрыла шапками

Во дворе дома.

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в стекло,

А сейчас – гляди, как весело

И белым-бело!»

(С. Маршак)

- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?

- Как вы заметили наступление зимы?

Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию.

Игра «Волшебная палочка»

- Ребята, скажите, что вы представляете, услышав слово «зима»?

- Назовите слова, которые относятся к зиме (например, снег, лед, лес, горка, санки, холод, вьюга, метель, печь, горячий чай, сказка, снежинки, Дед Мороз, Снегурочка, Новый год, праздник и т.д.).

Совместное обсуждение решения задачи, проблемы

(Педагог включает презентацию, звучит голос Снежинки, которая приглашает детей в гости к Зиме).

- Ребята, хотите отправиться в гости к Зиме и помочь выполнить её задания?

- Нам нужно разделиться на три группы. Предлагаю каждому выбрать снежинку (снежинки белого, серебристого и голубого цвета).

Деление на малые группы: по названиям зимних месяцев (у каждого месяца свой цвет).

- Составьте слово, прочитайте что получилось?

- Назовите зимние месяца.

Освоение умения, способа деятельности.

Игра «Доскажи словечко» (дети добавляют слова, связанные со словом «снег»):

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки).

На поселок, на лужок

Все снижается… (снежок).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее… (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… (снегурка).

На снегу-то, посмотри? –

С красной грудкой… (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… (снег).

- Какие слова вы добавляли?

- На какое слово они все похожи?

- Каждой группе предлагаю выбрать по одному слову (зима, мороз, лед).

Дети должны подобрать однокоренные слова к словам: зима, мороз, лед

(например, зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и т.д.;

мороз – морозный, морозить, замораживать, мороженное, морозильник,

заморозки и т.д.; лед – льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и т.д.).

- А теперь предлагаю поменяться словами. Составьте предложения с этими словами.

 - Из чего состоит предложение?

- Сколько слов в вашем предложении?

Физкультурная минутка «Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»).

- Посмотрите, Зима для нас оставила конверт (в нем иллюстрация с зимующей птицей - синица, разрезные буквы).

Игра «Угадай кто это?

- Хотите узнать, что здесь находится? Задайте мне разные вопросы (например, живое, неживое, прыгает, летает и т.п.). Я буду отвечать «да» или «нет».

Воспитатель достает из конверта иллюстрацию с зимующей птицей – синицей.

- К каким птицам относится синица?

- А почему они так называются?

- Назовите, каких зимующих птиц вы знаете?

- Чем птицы отличаются от животных?

Игра в кругу: «Летает – не летает»

- Ребята, подумайте и скажите, что для зимующих птиц страшнее всего зимой?

- Чем мы можем помочь птицам?

- Ребята, посмотрите, какую красивую кормушку сделали мы с вами. Для чего она нужна?

Творческое задание (самостоятельное выполнение)

Конструирование из бумаги (оригами) «Птицы на кормушке».

- Я предлагаю каждому из вас сделать птичку.

Рефлексия, анализ. Подведение итогов деятельности. Рассмотреть работы.

- О каких птицах мы беседовали?

- В какие игры играли?

- Что конструировали из бумаги?

- Что понравилось? Что новое узнали? Что для вас было самым трудным?

Воспитатель достает из конверта разрезные буквы, предлагает составить слово и прочитать (слово «Молодцы!»).

- На память о нашем путешествии я дарю вам набор ребусов, с помощью которых вы можете загадывать загадки своим родителям и друзьям.

Воспитатель предлагает детям в свободное время разгадать ребусы на тему «Зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Зимующие птицы» Пересказ рассказа «Синичка».

Цели занятия: расширять словарь по теме; учить образовывать сложные слова;учить правильно строить предложения; согласовывать слова в предложении;учить отвечать полными ответами; учить пересказыв...

Конспект НОД по развитию речи для детей Тема: «Зимующие птицы. Пересказ»

Цели: 1. Учить пересказывать рассказы по картинно-графическому плану. 2. Учить подбирать родственные слова. 3. Развивать внимание, память, мышление. Оборудование: картинно-графический план рассказ...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе: "Зимующие птицы. Звук и буква Б"

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе (образовательные области: здоровье, физическая культура, безопасность, социализация, познание) Тема: Зимующие пти...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Педагогический замысел :Образовательная область: Речевое развитиеЗадачи:совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительног...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Закрепить знания детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида....