«Значение дополнительного образования в процессе подготовки ребёнка к школьному обучению»
методическая разработка по развитию речи

Белякова Алла Ивановна

Вопрос подготовки детей к школе, был и остается актуальным в современном мире. В детских садах и раньше ему уделялось огромное значение, поскольку в дошкольных учреждениях есть все условия для его решения, но на практике вопросы подготовки детей к школе рассматривались довольно узко и сводились только к усвоению знаний обязательного базового компонента - элементарных математических представлений и обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение дополнительного образования в процессе подготовки

ребёнка к школьному обучению»

Вопрос подготовки детей к школе, был и остается актуальным в современном мире. В детских садах и раньше ему уделялось огромное значение, поскольку в дошкольных учреждениях есть все условия для его решения, но на практике вопросы подготовки детей к школе рассматривались довольно узко и сводились только к усвоению знаний обязательного базового компонента - элементарных математических представлений и обучению грамоте. В современном мире школы очень  различаются между собой и по программам, и по методам обучения, поэтому вопрос о готовности и подготовке ребенка к школе стоит особенно остро. Дошкольное образование является первым звеном общей системы образования, главной целью которого является всесторонне развитие дошкольников. Подготовка детей к школе в настоящее время осуществляется не только в детских садах, сейчас существует много дошкольных учреждений, ведущих подготовку детей к школе (детские подготовительные курсы, центры развития, студии и т.д.). Буйлова Л.Н. и Клёнов Н.В. определяют дополнительное образование как «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона». Согласно статье 75, Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на «…формирование и развитие творческих способностей детей… удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,… а также выявление и поддержку детей проявивших выдающиеся способности». 

В условиях модернизации современной системы образования возникает потребность в обновлении содержания дошкольного образования. Цель современного дошкольного образования: формирование компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих развитию различных направлений в учреждениях дополнительного образования.  Инновационная деятельность - процесс, позволяющий перейти на более качественную ступень в образовании при использовании новых методов, программ, технологий, приёмов и форм. Общая цель внедрения инноваций – достижение высоких результатов в области дошкольного образования, воспитания и развития личности, именно поэтому в настоящее время вся система образования включена в инновационный процесс.

Существует множество интегрированных образовательных программ, специализирующихся на подготовке детей к школе.  Целью обучения данных программ становится развитие разносторонней творческой личности, создание у ребенка целостного представления об окружающем мире. Интеграция же в обучении как цель, по мнению Ю.М. Колягина, должна дать ученику те  знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Так, направлениями деятельности предшкольной подготовки, помимо обучения основным предметам, таким как основы письма и математики, становятся: ознакомление с основами безопасности жизни, использование здоровьесберегающих технологий, экологическое образование дошкольников, интеграция учебного процесса, игровые технологии, методы проектов, а так же огромное внимание уделяется совместной работе с родителями. Полученные знания дают возможность эффективнее и качественнее подготовить воспитанника к школе и эффективнее достичь целей школьной программы, воспитанники обучаются не по принципу «меня учат», а по принципу «мы учимся вместе». Для активизации семейного воспитания вводятся новые формы работы с родителями (мастер-классы, дни открытых дверей, уроки доброты, организация совместной трудовой деятельности, фотовыставки и т.д.). По мнению выдающихся психологов Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина «развитие ребёнка происходит только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением. Первым и наиболее значимым окружением ребёнка является его семья. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребёнку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребёнка, в том числе и формирование его адаптационных возможностей». Поэтому именно работа с семьёй является важнейшим звеном в образовательной системе в целом и дошкольного и дополнительного образования в частности. Очень часто при работе с родителями применяются общепринятые мероприятия, такие как собрания, анкетирование, беседы с родителями, посещение семьи с целью познакомится с ребёнком и его близкими для привычной для ребёнка обстановке, консультации, так и инновационные, родительские клубы, гостиные, творческие мастерские и т.д. В ходе любого творческого процесса мероприятий происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, смотры-конкурсы, совместные концерты художественной самодеятельности, происходит доверительное общение, родители выступают не как зрители, а как активные участники процесса. Всё это способствует заинтересованности родителей в дошкольном образовании детей, проявлению интереса к содержанию занятий, побуждению родителей к анализу тех или иных способов воспитания, повышения их заинтересованности в обсуждении вопросов и решении тех или иных педагогических ситуаций или задач.

Проектные методы обучения являются ещё одной инновацией при работе с дошкольниками. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка, поскольку основное предназначение метода проектов это предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. При проектной деятельности активно вовлекаются не только учащиеся, но и их родители.

Особое место в ряду остальных занимают музыкальные занятия. Именно музыкальные занятия способствуют гармоничному развитию личности воспитанника. Инновационные технологии на занятиях по вокалу позволяют сделать занятия интереснее, насыщеннее, позволяют детям активно участвовать в образовательном процессе. Основой инновационных технологий на занятиях по вокалу является коллективная деятельность, которая объединяет в себе пение, ритмические игры, пальчиковую гимнастику, танец, декламацию и другие речевые упражнения, театрализацию. Для развития музыкальных способностей используются: коммуникативные танцы-игры, координационно-подвижные и пальчиковые музыкальные и речевые игры, игры со звуками, элементарное музицирование и др. Использование таких инновационных технологий позволяет добиться следующих результатов: создание на занятии атмосферы радостного общения, приподнятого настроения, дети активны, легче усваивают материал и развивают музыкальные способности, получают естественное и непринужденное общение с музыкой, отсутствует утомительное заучивание материала.

Особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, огромное значение имеет организация занятий. Педагоги строят занятия, учитывая возрастные особенности детей, время для каждого задания, чередуя различные виды деятельности и работ. С целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников, педагоги используют следующие приемы: положительный эмоциональный настрой; пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи); дыхательная гимнастика (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей); физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики); смена видов деятельности (разнообразие заданий: слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости); игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у дошкольников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать); оптимальный темп ведения занятия; подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы); нестандартное размещение рабочих мест в группе; чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей; нетрадиционная система опроса; музыкальное сопровождение.

Таким образом, внедрение инноваций – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дополнительного образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению перейти на новую, более качественную ступень развития. Инновации в программе подготовки дошкольников к школе позволяют выполнить цели программы в более полном объёме. В то же время внедрение инноваций требует профессиональной компетентности, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Поэтому весь педагогический коллектив должен находиться в постоянном поиске новых форм работы с воспитанниками и их родителями.  

Литература:

  1. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития М., 2002
  2. Буйлова Л.Н., Клёнов Н.В. Дополнительное образование в современной школе М.: Сентябрь, 2005. 192 с.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» М.: Эксмо, 2013. 144 с. Шаповаленко И.В. Возрастная психология М.: Гардарики, 2005. 349 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетентности дошкольника в процессе подготовки к школьному обучению

Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхожден...

Значение дошкольного образования в процессе непрерывного образования личности.

Выступление затрагивает основные разделы работы детского сада "Золотой петушок"....

Формирование компетентности дошкольника в процессе подготовки к школьному обучению

Концепция предшкольного образования (образование детей старшего дошкольного возраста) в комплексной программе «Детский сад 2100» базируется на основных положениях Образовательной системы «Школа 2100.Н...

Анкета направлена выявление трудностей, возникающих у родителей при организации процесса подготовки к школьному обучению.

Анкета направлена выявление трудностей, возникающих у родителей при организации процесса подготовки к школьному обучению....

Формирование компетентности дошкольника в процессе подготовки к школьному обучению

Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой &nd...