Выступление на районной конференции по теме: "Значение дошкольного образования в процессе непрерывного образования личности"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Значение дошкольного образования в процессе непрерывного образования личности
«Детство – этап подготовки к будущей жизни ребенка», который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагога.
Иными словами, заниматься образованием ребенка дошкольного возраста – все равно, что закладывать фундамент огромного здания. Именно на этой основе будут строиться и развиваться в дальнейшем характер, навыки, способности. Безусловно, стоит позаботиться о том, чтобы этот фундамент был прочным и надежным.
Нашему МБДОУ «Детский сад «Аленушка» 24 года. В саду 6 групп: 2 группы (41 ребенок) до 3х лет;
4 группы (100 детей) от 3х до 7ми лет. Для детей здесь оборудованы уютные групповые, спальные, приемные комнаты, отвечающие нормам Санитарно – эпидемиологических требований к пребыванию детей в ДОУ. При оформлении всех помещений особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды, которая обеспечивает благоприятное эмоционально – психологическое состояние ребенка.
При посещении групп чувствуется с какой любовью люди работают над оформлением интерьера, как подобрана игровая мебель, оформлены игровые уголки. Основная заслуга в этом наших педагогов. При финансовой помощи районной администрации и родителей постепенно улучшается материально – техническая база групп ( да и ДОУ в целом), оснащение необходимым наглядным, раздаточным, игровым материалом. Игровые площадки каждой группы тоже оборудованы и оформлены по определенному замыслу в соответствии с возрастом детей. Иначе говоря, создаются все необходимые условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду и полноценного развития его как личности.
В ДОУ трудятся 15 педагогов: 9 из них имеют высшее педагогическое образование, 6 – средне-специальное педагогическое, двое из которых (Дятлова О.В. и Васина Е.Н.) учатся заочно в МордГПИ им. М.Е.Евсевьева на факультете дошкольного образования. Важной задачей развития образования в настоящее время является усиление научно – методической работы с кадрами. Она решается несколькими способами: прежде всего в тесном сотрудничестве ДОУ с МГБУ дополнительного образования»Мордовский институт образования» г.Саранск, где в этом году 7 педагогов уже прошли курсы повышения квалификации и 7 пройдут до конца декабря, также в течение года проходят районные семинары для педагогов по различным вопросам дошкольного образования под руководством информационно – методического центра, большое значение имеют и проводимые для педагогов детского сада заседания педагогического Совета, консультации, практикумы, и конечно же, немаловажно самообразование каждого педработника.
Два педагога имеют высшую категорию, 6 – первую, 6 человек являются молодыми специалистами (стаж до 3х лет). В виду того, что процент молодых педагогов высок, мы организовали в ДОУ «Школу молодого педагога» и закрепили за каждым из молодых специалистов педагога – стажиста.
Работает наш коллектив по образовательной программе МБДОУ «Детский сад «Аленушка» (на 2011 – 2016гг), разработанной на основании программы дошкольного образованя «Истоки» под ред. Г.И.Алиевой и регионального модуля «Мы в Мордовии живем». В педагогическом процессе также творчески используются различные парциальные программы и технологии.
Дети дошкольного возраста – самые настоящие «почемучки».Их интересует абсолютно все. В настоящее время более отчетливо стала просматриваться основная идея реформы образования – кардинальные перемены в жизни ребенка, а не только смена педагогических методов и технологий. Так. Более 50% наших воспитанников с увлечением занимаются в 5 кружках: « В мире звуков», «Природа в красках», «Юный эколог», «Умелые ручки», «В кругу друзей» и в секции по художественной гимнастике. Успешно используются педагогами в непосредственно-образовательной деятельности (НОД) информационно-коммуникативные технологии.
В связи с внедрением в систему образования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в саду составлен план по внедрению ФГОС в ДОУ, разработана «Дорожная карта ДОУ».
В настоящее время наблюдается повышение статуса семейного воспитания, что ведет к персональной ответственности родителей за правильное воспитание и развитие своего ребенка. Семья становится главным социальным институтом в воспитании ребенка, а детский сад оказывает ей действенную помощь в осуществлении процесса воспитания. Для родителей и педагогов единым объектом внимания является ребенок, который в современных условиях приобретает статус субъекта в системе взаимодействия «родитель – педагог – ребенок» и становится центром воспитательно –образовательного процесса. Следовательно, должны быть использованы различные формы взаимодействия между детским садом и семьей. В нашем ДОУ уже не первый год успешно работает консультпункт для родителей , чьи дети не посещают детский сад. И в этом году с 1 октября в первый вторник и четвертую пятницу месяца с 16 до 17 часов мы рады помочь родителям по различным вопросам воспитания и образования дошколят.
Свою работу мы освещаем на сайте ДОУ, где регулярно размещаем всю необходимую информацию о жизни в детском саду. Также на данный момент 8 педагогов готовы поделиться опытом работы на своих мини-сайтах в социальных сетях работников образования.
Все мы понимаем, что каждый малыш должен иметь возможность посещать детский сад. В текущем году мы приняли 34 ребенка (21 ребенка в комплектующуюся группу), но очередность на зачисление в детский сад еще есть (от 1 до 3х – 41ч., от 3 до 7 – 17ч.). Надеемся, что в скором времени с увеличением мест за счет ремонта мы сможем принять большее количество детей, а сейчас пытаемся изыскивать другие возможности. Как известно, сейчас в практику все больше входит такая форма организации детей, как детский сад на дому. Так как много деток в очереди с с. Белозерье мы работаем по данному вопросу с многодетной семьей (Кадеева Хамдия Рафиковна), проживающей в этом селе, надеемся что-то получится.
В целом дошкольное образование должно осуществляться во имя главной цели – развитие и формирование личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Как руководителю, мне приятно отметить, что в нашем детском саду трудится сплоченный полный новых идей и желания воплотить их в жизнь, коллектив. Конечно же, у нас есть проблемы, касающиеся улучшения материально-технической базы (нужны компьютеры, спортивное оборудование, оборудование для пищеблока ).
Но приложив все наши знания и опыт, пользуясь поддержкой и помощью со стороны Главы администрации района, руководства отдела образования, мы будем решать все необходимые вопросы и будем воспитывать , обучать наших маленьких жителей района, помня такие строки:
И каждый час и каждую минуту
О чьих – то судьбах вечная забота
Кусочек сердца отдавать кому – то
Такая, брат, у нас с тобой работа!
Уважаемые коллеги, позвольте в преддверии 1 сентября поздравить вас с началом нового учебного года и пожелать всем мира, здоровья, успехов в труде!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для выступления на районной конференции, тема: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД"
Доклад для выступления на районной конференции, тема: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД"....
Значение дошкольного образования в процессе непрерывного образования личности.
Выступление затрагивает основные разделы работы детского сада "Золотой петушок"....
Выступление на педагогической конференции "Санитарно-гигиенические требования к использованию компьютеров в дошкольном образовании"
Выступление на педагогической конференции "Санитарно-гигиенические требования к использованию компьютеров в дошкольном образовании"...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Выступление о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста...
Выступление на педагогическом часе на тему: «Значение средств современных информационных технологий в образовании»
В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, которая получила название информационное общество.Огромный объём информации, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к органи...
Всероссийская конференция «Цифровые технологии в дошкольном образовании", выступление по теме: "Взаимодействие детского сада с социумом средствами ИКТ", июнь 2021 г.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.(слайд 3) Соци...