Формирование компетентности дошкольника в процессе подготовки к школьному обучению
консультация по логопедии (старшая группа)
Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию).
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование компетентности дошкольника в процессе подготовки к школьному обучению»
Концепция предшкольного образования (образование детей старшего дошкольного возраста) в комплексной программе «Детский сад 2100» базируется на основных положениях Образовательной системы «Школа 2100.
Направлена на развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста и а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».
Концепция отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, которое, как указано в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», может быть «рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы».
«Школа 2100» – это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы.
Наша главная цель – не ЗУНы, а выращивание функционально грамотной личности, то есть мы не «формируем» ребенка по заданной кем то модели, как гончар «формирует» глиняный горшок на гончарном круге, а выращиваем в каждом творческие способности, готовность к самореализации
Что такое предшкольное образование?
Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью нашей концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:
1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно"речевое развитие и пр.);
2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).
Результатом предшкольного образования должна стать готовность
ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Это знание не является целью предшкольного образования; картина мира есть (в самом широком смысле) ориентировочная основа для адекватной деятельности человека в мире.
Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.
Недопустимо построение занятий со старшими дошкольниками по типу школьных уроков (сидение за партами в течение всего занятия, преобладание чисто механических (тренировочных) упражнений и т.п.).
В последнее время четко видна тенденция к натаскиванию дошкольников на учебный материал, что сопровождается нередко объемными, обязательными для детей и родителей домашними заданиями. На наш взгляд, домашняя работа родителей с детьми возможна, но в разумных пределах и только в следующих случаях:
а) в целях выравнивания (если ребенок пропустил занятия и т.д.);
б) в целях дифференциации (например, задания для ребенка с ярко выраженными способностями, интересами).
Родители, а часто и педагоги хотят обучить ребенка, но это не верно. Необходимо правильно расставлять акценты. Ориентировать – что важно!! Контактность, внимание,
Школа – это не только учеба! Школа – это жизнь!!!
1. Самая главная задача, это желание идти в школу к сожалению эти показатели самые низкие в Санкт-Петербурге, воспитание интереса к предстоящему обучению, желание стать школьником, а наши с вами дети не хотят идти в школу т.к. имеют ранний опыт обучения.
Наша первостепенная задача не получить результат, а научить ребенка получить результат
Не надо все время говорить, как воспитывать ребенка, а научиться взаимодействовать, выработать единство требований, т.е. «дуть в одну дуду»
Активность, внимательность, любознательность, настойчивость, ум, беспокойность, заторможенность, конфликтность, невнимательность, непринужденность, нетерпеливость, обидчивость, пассивность, робость
- Воспитание желания стать школьником
- Способность к самооценке и самоконтролю
- Развитие произвольного поведения
Как уже говорилось выше результаты научных исследований свидетельствуют о тревожной тенденции снижения количества детей, которые ждут поступления в первый класс с радостью. Увеличивается количество детей, не проявляющих желания переходить из детского сада в школу. Это является, как правило, следствием неправильного подхода к воспитанию и обучению в период дошкольного детства. Чрезмерная «заорганизованность» педагогического процесса, перегруженность занятиями приводят к снижению мотивации к школьному обучению, отвращают дошкольников от школы. Часто к ребенку попадает негативная информация о школе, поэтому ближайшее будущее воспринимается им с тревогой. Нередки такие высказывания детей: Не хочу в школу, потому что
- Там двойки ставят
- Там вечно ругаются, когда пропустишь хоть один урок
- Там сложные уроки, долго учиться надо
- Надо все время сидеть на уроке, это трудно
Очевидно, что подобные ответы дают дети, имеющие негативный опыт раннего обучения или наблюдающие за учебой старших сестер и братьев.
Нередко родители, а иногда и воспитатели используют образ школы как устрашение, делая резкие замечания: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!», «Ты же двух слов связать не можешь! Как же ты в школу пойдешь?», «Снова ты ничего не знаешь! Как же ты в школе будешь учиться?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!» Родители, понимая что не все в школе у ребенка будет получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: «Давай, старайся, в школе будет еще труднее», «Это еще маленькое задание. В школе будут больше задавать». Подобные напутствия не настраивают детей на перспективу школьного обучения и, более того, вызывают страх и боязнь перед ближайшим будущим. Стараясь быть чрезмерно объективными в оценке успехов своих детей, взрослые не скупятся на критические замечания и, в конце концов, добиваются того, что ребенок отказывается от деятельности вообще, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагируя на ситуацию слезами и «уходом» от деятельности.
Иногда наблюдается обратная картина. Взрослые, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «В школе-то как интересно учиться будет», «Отличником у нас будешь», «В школе друзья новые появятся», «Учителя любят таких умненьких детишек, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам. В действительности же ребенок, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе
Взаимодействие воспитателя с семьей в процессе воспитания у старших дошкольников интереса к школе
В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Многочисленные исследования доказывают важность сотрудничества педагогов с родителями дошкольников на современном этапе развития общества.
Анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что многие проблемы в их образовательной деятельности связаны с недостаточной информированностью родителей и отсутствием постоянной обратной связи с семьей. Это затрудняет взаимопонимание между педагогами и родителями, может привести к взаимной неудовлетворенности и, даже, к конфликтам. Все это отрицательно сказывается на процессе обучения и воспитания ребенка, снижает результативность деятельности детского сада.
Часто многие родители, принявшие решение отдать ребенка в школу, не готовы к роли быть родителем школьника. Мамы, папы испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, не видят возможности совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе с ее сложными программами и высокими требованиями к ученикам. Нередко родители первоклассников (особенно мамы) сами очень эмоционально реагируют на детские трудности и неудачи в процессе обучения, не способны оказать психологическую поддержку своим детям.
Наше исследование показало, что для родителей первоклассников характерны, как правило, две полярные педагогические позиции. Часть родителей требует от ребенка проявления максимальной самостоятельности, ответственности и дисциплинированности уже в самом начале школьной жизни, к проявлению которых начинающий школьник еще не готов.
Но большинство заинтересованных, любящих родителей занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку проявить свои возможности и интересы, первые ростки самостоятельности. Такие родители склонны воспринимать успехи и неудачи ребенка как свои собственные. Для многих из них характерны проявления нетерпеливости в процессе помощи ребенку, разочарования от его ошибок и неудач, непонимание трудностей ребенка, связанных с изменением его социальной позиции – принятием роли школьника.
Вместе с тем, достаточно большое число родителей первоклассников не могут понять, почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили ребенка к школе. Их логика рассуждений такова: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретиться в школе, он будет успешно учиться. Таким родителям сложно понять, что умение детей читать и писать не гарантирует успешного обучения в школе, гораздо важнее научить сына или дочь внимательно слушать и правильно выполнять задания, общаться с учителем и одноклассниками, а главное - стремиться к обучению в школе.
Успешность адаптации и обучения ребенка в школе во многом будет зависеть от правильного выбора школы. Материалы, знакомящие родителей с требованиями школы к первоклассникам, знакомство с условиями и содержанием обучения детей в первом классе, описание конкретных школ помогут родителям сделать осознанный выбор школы для своего ребенка.
Необходимо информировать родителей о том, по каким правилам, в какие сроки оформляются документы для определения ребенка в школу, какие документы для этого требуются. Это делается для того, чтобы выросший ребенок и родители уходили из детского сада с представлением о том, что их ожидает в близком будущем, были готовы к этому будущему и тепло вспоминали ушедшие дошкольные годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование компетентности дошкольника в процессе подготовки к школьному обучению
Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхожден...
Развитие психических процессов у дошкольников – как основа подготовки к школьному обучению.
Консультационная работа для педагогв и родителей....
Формирование компетентности дошкольника в процессе подготовки к школьному обучению
Концепция предшкольного образования (образование детей старшего дошкольного возраста) в комплексной программе «Детский сад 2100» базируется на основных положениях Образовательной системы «Школа 2100.Н...
Анкета направлена выявление трудностей, возникающих у родителей при организации процесса подготовки к школьному обучению.
Анкета направлена выявление трудностей, возникающих у родителей при организации процесса подготовки к школьному обучению....
Мастер-класс "Формирование зрительно-пространственного гнозиса у дошкольников как один из факторов успешной подготовки к школьному обучению"
В мастер-классе представлены материалы по формированию зрительно-пространственного гнозиса у дошкольников как один из факторов успешной подготовки детей к школьному обучению....
Формирование пространственных представлений у старших дошкольников в период подготовки к школьному обучению
Для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве и на плоскости, знать основные пространственные понятия. Пространственные представления – это представления ...
«Формирование компетентности дошкольника в процессе подготовки к школьному обучению»
Концепция предшкольного образования (образование детей старшего дошкольного возраста) в комплексной программе «Детский сад 2100» базируется на основных положениях Образовательной системы ...