Конспект по развитию речи «В фиолетовый лес в поисках солнышка»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Кафеева Ольга Владимировна

Конспект непосредственно образовательной деятельности, направленный на решение задач речевого развития. 

Тип: комплексное занятие.

В процессе НОД решаются цели и задачи, направленные на активизацию словаря детей, на развитие умения   выражать словами свои ощущения от прикосновений, расширение представлений детей о характерных признаках зимы, весны; формирование навыков элементарной исследовательской деятельности с помощью тактильных карточек.

Средствами решения поставленных задач, наряду с традиционными, являются создание игровой ситуации, использование пособия В. Воскобовича «Фиолетовый лес»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №49»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи

Во второй младшей группе

Тема: «В фиолетовый лес в поисках солнышка»

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Автор (разработчик):

Кафеева Ольга Владимировна

Сатка, 2021

Аннотация к конспекту

Конспект непосредственно образовательной деятельности, направленный на решение задач речевого развития.  

Тип: комплексное занятие.

В процессе НОД решаются цели и задачи, направленные на активизацию словаря детей, на развитие умения   выражать словами свои ощущения от прикосновений, расширение представлений детей о характерных признаках зимы, весны; формирование навыков элементарной исследовательской деятельности с помощью тактильных карточек.

Средствами решения поставленных задач, наряду с традиционными, являются создание игровой ситуации, использование пособия В. Воскобовича «Фиолетовый лес»

 

Конспект может быть использован воспитателем для организации НОД

Тема: «В фиолетовый лес в поисках солнышка»»

Возраст: младшая группа (3-4)

Тип: комплексное

Форма: фронтальная

Цель: развитие речи детей

Задачи:

Образовательные:

 Познавательное развитие:

- продолжать развивать у детей познавательные интересы по темам: «Время года – весна, зима»; «Дикие животные и их детёныши».

- расширять представления детей о характерных признаках зимы, весны;

- формировать навыки элементарной исследовательской деятельности;

Речевое развитие:

- продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой, интонировать звуки; продолжать учить звукоподражанию.

Развивающие:

Речевое развитие:

- активизировать словарь детей (гладкая, холодная, блестящая, пушистая, мягкая);

- развивать умение  выражать словами свои ощущения от прикосновений;

- развивать умение проговаривать окончания предложений в закличке.

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать умение детей слушать друг друга, не перебивать говорящего, учить   взаимопониманию и правильной беседе.

Познавательное развитие:

-продолжать развивать логическое мышление и устойчивое внимание.

-продолжать развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Речевое развитие:

- воспитывать интонационную выразительность речи.

Социально-коммуникативное развитие:

-воспитывать дружеские качества и умение работать в коллективе;

-воспитывать нравственные качества: сострадание, желание прийти на помощь.

Предварительная работа: работа с тактильными карточками; беседа о временах года- зиме, весне;  слушание аудио записей со звуками природы,  работа с пособием «Фиолетовый лес», отгадывание загадок о временах года.

Словарная работа: гладкая, холодная, блестящая, пушистая, мягкая

Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы, индивидуальная помощь детям.

Методы и приемы:

-наглядные (рассматривание пособия «Фиолетовый лес»);

-словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям, отгадывание загадок.);

-практические (действия с карточками).

- проблемные (ситуация поиска)

- игровые (игра в Снежки)

- поощрение, анализ занятия.

Оборудование и материал: пособие «Фиолетовый лес»; силуэты для фланелеграфа: Дикие животные и их детёныши, весна, зима; аудио записи со звуками зимы, весны; тактильные карточки, фланелеграф.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Часть

Деятельность педагога

Деятельность детей

                                                                                            Вводная часть

-Доброе утро, ребята!

Придумано кем – то просто и мудро .

При встрече здороваться : « Доброе утро!»

Доброе утро – нам шепчут цветки,

Доброе утро – журчат ручейки.

Доброе утро – нам птица поёт,  ( вить – вить )

Доброе утро – скажет нам кот, ( мяу – мяу )

Доброе утро жужжит нам пчела, ( ж – ж – ж )

Доброе утро – как ваши дела ?

Доброе утро – лягушка сказала, ( ква – ква )

Доброе утро – нам мышь пропищала, ( пи – пи )

Даже ползучий пятнистый питон :

«Доброе утро!» – вымолвил он. ( ш – ш – ш)

Доброе утро – шумят тополя. ( ля – ля – ля )

Доброе утро родная Земля !

Доброе утро солнцу и птицам ,

Доброе утро улыбчивым лицам !

-Давайте ребятки посмотрим какое у нас доброе утро за окном.

-Посмотрите, кто-то принёс нам письмо? Как вы думаете, кто?

-Давайте его прочитаем.

«Дорогие друзья! Меня зовут малыш Гео. У нас случилась беда, в фиолетовом лесу пропало солнышко и поэтому весна к нам не может добраться. Стало в лесу холодно и страшно. Помогите нам его вернуть. Приезжайте к нам в Фиолетовый лес.  Мы вас очень ждём».

- Ребята, мы поможем малышу Гео и лесным жителям отыскать солнышко?

-На чём же мы отправимся?

-На поезде. Я буду машинистом, а вы пассажиры, присаживайтесь на места.

-Чух, чух, чух.

Звучит мелодия «Звуки весны»

Беседа

- Ребятки, пока мы с вами едем, давайте вспомним какое у нас сейчас время года?

- Что происходит весной в природе?

- Молодцы ребятки. Посмотрите мы уже добрались до фиолетового леса.

Проходят к фланелеграфу с фиолетовым лесом.

- Посмотрите нас встречает малыш Гео. Давайте спросим, что же случилось у них?

Воспитатель берёт фигурку и от её лица говорит.

 - Здравствуйте дети, у нас беда, пропало солнышко и в лесу стало холодно, страшно и весна не может добраться до нас. Помогите нам отыскать солнышко. У нас даже животные перепутали своих детёнышей и им тоже нужна помощь.

- Давайте ребятки поможем сначала животным, а потом пойдём искать солнышко.

На столе лежат фигурки животных для фланелеграфа.

- Ребята, а каких лесных животных вы знаете?

Воспитатель выставляет фигурки на фланелеграф.

- А теперь найдите детёныша каждому животному на столе и прикрепите его к своей маме и обязательно назовите его.

- Скажите, а как называют животных которые живут в лесу?

- Молодцы ребятки, животным мы помогли, но нам с вами нужно найти солнышко. Где же его искать?

- Вы слышите животные нам подсказывают, что его нужно искать за высокой горой.

- Малыш Гео, а ты пойдёшь с нами искать солнышко?

Воспитатель от имени Гео:

- Да, с вами я готов отправиться за солнышком, только там у   горы властвует зима, там холодно.

-Не беда, наши дети не боятся зимы, правда ребятки?

Малыш Гео продвигается по фланелеграфу, На фланелеграф выставляется фигурка зимы. Звучит мелодия «Звуки зимы»

- Ребятки, вы слышите, что это?

- Ребята, расскажите какая бывает зима.

- Белая, морозная, холодная, студёная, снежная, весёлая.

- Ребятки посмотрите, а вот и сама Зимушка. Давайте попросим её пропустить нас к высокой горе.

Воспитатель от имени зимы.

- Я пропущу вас, но вы должны выполнить мои задания. Вы готовы?

Загадывает загадки.

С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые … (Снежинки)

Что за чудо-покрывало? Ночью все вдруг белым стало. Не      видать дорог и рек — Их укрыл пушистый…(Снег)

Дел у меня немало-я белым одеялом Всю землю укрываю, в лёд реки убираю, Белю поля, дома, а зовут меня. (Зима)
Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лёд)

Все лето стояли, Зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы. (Санки)

Воспитатель от имени зимы

- Молодцы, первое задание выполнили, а теперь второе. Что обозначают карточки, которые я вам приготовила?

Воспитатель раздаёт тактильные карточки с мягким, белым синтепоном

-Ребята, какие карточки у вас в руках, опишите их.

-Белые, мягкие, пушистые.

-А на что они похожи, и их дала нам зима?

Воспитатель раздаёт тактильные карточки с фольгой.

-А теперь какие карточки у вас в руках, опишите их.

- Блестящие, холодные, гладкие.

- На что они похожи?

Воспитатель от имени зимы.

-Какие вы молодцы.

- А теперь поиграйте со мной в снежки.

Воспитатель раздаёт белые салфетки, показывает, как их смять.

Физ. минутка.

Воспитатель от имени зимы.

- Вы справились с моими заданиями теперь я готова пропустить вас. До свидания.

 Фигурка зимы убирается.

- А теперь ребятки давайте попробуем позвать солнышко.

-Солнышко, появись,

Красное нарядись.

Произносят сначала все вместе, а потом по желанию.

  На фланелеграф выставляется фигурка солнышка, а затем весны.

- Ребятки посмотрите какие мы с вами молодцы, солнышко отыскали, и весна пришла в фиолетовый лес.

Воспитатель от имени Гео:

- Спасибо вам ребята за помощь, все жители фиолетового леса благодарят вас, а белочка даже приготовила угощение для вас – это орешки. Угощайтесь пожалуйста и приходите ещё к нам в гости.

Воспитатель раздаёт угощения детям.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

-Что вам понравилось больше всего?

- А теперь нам нужно отправляться обратно.

Дети держаться друг за друга паровозиком и выходят из группы.

-Чух, чух, чух.

- Доброе утро!

Дети дружно повторяют звукоподражание с воспитателем и выполняют соответствующие действия 

Дети подходят к окну.

Наблюдают.

- Почтовый голубь.

-Давайте

-Да, поможем

Ответы детей

Дети держаться друг за друга.

-Чух, чух, чух.

-Весна.

Ответы детей (светит солнце ярче, тает снег, бегут ручьи, появляются сосульки, прилетают птицы)

Дети спрашивают.

Дети называют животных.

Дети находят детёнышей, называют их и прикрепляют к мамам.

-Дикие

Ответы детей

Дети шагают на месте.

Ответы детей: ветер, метель, вьюга.

Ответы детей.

Дети обращаются к зиме, просят пропустить их к горе.

-Да.

Дети отгадывают загадки.

Дети работают с тактильными карточками, ощупывают их, описывают.

На снег.

Дети работают с тактильными карточками, ощупывают их, описывают.

На лед.

Дети делают снежки из салфеток и кидают их друг в друга.

-До свидания, зимушка.

Проговаривают закличку.

-Спасибо.

Ответы детей.

Ответы детей : помогать мальчику в поисках солнца, находить детёнышей животных, отгадывать загадки, работать с тактильными карточками.

Список литературы:

  1. Внедрение игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича: региональный опыт : сборник методических материалов : в 3-х ч. / под ред. Л. В. Серых, О. А. Деминой, С. А. Пульной. – Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. – Ч. 1. – 288 с.
  2. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Москва Мозайка-Синтез, 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе "В поисках сокровища"

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».Виды детской деятельности: игровая,...

Конспект занятия (развитие речи) в средней группе: «В поисках сказок»

Упражнять в умении пересказывать рассказ с помощью опорных схем, учить узнавать сказки по моделям.Развивать речь дошкольников, мышление, творческое воображение, воспитывать интерес к словесному творче...

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе «В поисках Солнышка»

Цель: развитие мелкой и общей моторики посредством пальчиковых игр.Задачи: создать у детей радостное настроение, помочь понять содержание потешек, вызвать желание слушать потешки, подговаривать слова....

Информация о взаимопосещении ООД по развитию речи посредством пальчиковых игр «В поисках Солнышка»

16 октября 2018 г. на базе МБДОУ детский сад №3 с.Верхнеяркеево прошло взаимопосещение по развитию речи с использованием пальчиковых игр «В поисках Солнышка». Провела воспитатель младшей г...

Конспект занятия (развитие речи) в средней группе: «В поисках сказок»

Программное содержание: Связная речь: формировать умение с помощью взрослого составлять сюжет рассказа, развивать монологическую речь, упражнять в использовании разных типов распространенных пред...

Конспект занятия (развитие речи) в средней группе: «В поисках сказок»

Конспект занятия (развитие речи) в средней группе: «В поисках сказок»...

Конспект занятия (развитие речи) в средней группе «В поисках сказок»

Конспект занятия (развитие речи) в средней группе: «В поисках сказок»...