"Становление познавательной активности у дошкольников с речевыми нарушениями при работе с картиной", из опыта работы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Как повысить интерес к занятиям? Этот вопрос задаёт себе каждый педагог. Отсутствие мотивации к учению, снижение познавательного интереса – основная проблема, с которой сталкиваются воспитатели, работающие на речевой группе. У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наблюдается значительное отставание в формировании навыков связной речи. Особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. Чтобы обеспечить эмоциональную вовлечённость, познавательную активность, мы использовали различные приёмы и способы обучения рассказыванию по картине на каждом этапе работы, соответствующие особенностям и возможностям детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Становление познавательной активности у дошкольников с речевыми нарушениями при работе с картиной.
Как повысить интерес к занятиям? Этот вопрос задаёт себе каждый педагог. Отсутствие мотивации к учению, снижение познавательного интереса – основная проблема, с которой сталкиваются воспитатели, работающие на речевой группе. У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наблюдается значительное отставание в формировании навыков связной речи. Особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. Чтобы обеспечить эмоциональную вовлечённость, познавательную активность, мы использовали различные приёмы и способы обучения рассказыванию по картине на каждом этапе работы, соответствующие особенностям и возможностям детей.
I этап: Определение состава картины.
Цель: выявление объектов на картине.
Игра с «Подзорной трубой» и «Кто в кружочке живёт?».
В игре «Кто в кружочке живёт?» воспитатель закрывает кружочками персонаж или объект картины, а ребёнок называет предмет и схематично его рисует.
В игре «Найди место своему фрагменту», дети получают элементы картины, вырезанные в виде различных геометрических форм. Сосредоточенность на задании способствует стимуляции любознательности ребёнка, проявлению внимания к картине. Интерес также поддерживают сказочные герои с необычными именами «Нюх-нюх», «тактик», «Ушастик», «Глазка», «Вкусник», которые учат восприятию картины с точки зрения различных органов чувств. На последующих этапах эти персонажи преобразуют в графические символы.
II этап: Алгоритм поиска загадочного объекта.
Цель: составление образных характеристик объектов.
Наиболее увлекательно и эффективно на этом этапе проходит игра «Да-нет», когда взрослый передаёт ребенку средства и способы познавательной деятельности. При правильной формулировке вопроса происходит быстрый поиск загаданного объекта (Это «живой» предмет? Он мягкий? С ним можно играть? И т.д.), формируется умение классифицировать объекты по заданным признакам. Дети обучаются определённому алгоритму, по которому задаются вопросы. Одним из условий окончания этой игры является описание ребёнком отгаданного объекта.
III этап: Установление взаимосвязи между объектами картины.
Цель: учить ориентироваться в пространстве, объяснять взаимодействие. Эмоциональные «всплески», экспрессивно-мимическое проявление интереса к картине проходит в игре «Живые картинки». Каждый ребёнок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами своё местонахождение относительно других объектов, а затем моделирует его в пространстве (на ковре, на «импровизированной полянке» и т.д.). Рассматривание картины слева-направо, сверху-вниз, нахождение объектов по центру, по углам позволяет детям по-новому увидеть объекты и их взаимосвязь на картине.
IV этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств.
Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
На этом этапе дети готовы к работе с графическими символами и понимают о чём говорить «войдя» в картину. Символ «глаз» означает выделение таких признаков на картине, как цвет, форма, величина, место нахождения.
Символ «нос» - восприятие запаха; «ухо» - представление о различных звуках и т.д. Игровые упражнения «Я слышу только звуки», «Я пробую всё на вкус» побуждают детей к фантазированию путём построения предполагаемых диалогов между «живыми» и «неживыми» объектами по сюжету картины.
V этап: Составление рассказа от лица разных героев.
Цель: учить вживаться в образ и составлять рассказ от лица героя.
В один из образов «превращается» взрослый, чтобы направить ребёнка на решение задачи, в последующем каждый выбирает себе пару. Подражая и соревнуясь друг с другом, у детей с речевыми проблемами проявляется речевая активность, целенаправленность деятельности.
Таким образом, поэтапное включение детей в работу над картиной позволило повысить познавательный интерес, практическую активность в этом виде деятельности, сформировать необходимые речевые навыки и умения, коммуникативные функции общения, преодоление чувства страха самостоятельного высказывания.
Литература:
- Воробьёва В.К. «Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи», журнал Дефектология № 4, 1989г.
- Глухов В.П. «Формирование связной речи», М.2002 г.
- Сидорук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине, М.2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"
Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение перено...
Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»
Актуальность избранной мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...
Сообщение из опыта работы "Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников"
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопле...
Статья на тему: "Формирование и развитие познавательной активности детей в процессе речевых и театрализованных игр". Из опыта работы воспитателя МБДОУ "ЦРР - детский сад № 6 ЭМР Саратовской области Постульгиной Натальи Владимировны
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Об этом рассуждали философы на протяжени...
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)
Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....
Развитие активной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности (из опыта работы) Воспитатель: Демешкина М.В.
К началу обучения в школе ребенок должен овладеть родным языком, словарным запасом родного языка. То есть овладеть грамматическим строем. А именно уметь полно, связанно, последовательно и понятн...
«Развитие активной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности (из опыта работы)»
ull;Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием ...