Мастер-класс для родителей по развитию связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста «Играем, сказки сочиняем»
классный час по развитию речи (старшая группа)
Ознакомить родителей с некоторыми речевыми играми, привлечь к активному участию и совместному созданию речевых игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_s_roditelyami_skazka.docx | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей по развитию связной повествовательной речи
детей старшего дошкольного возраста «Играем, сказки сочиняем»
Пояснительная записка:
Мир, в котором мы живём, постоянно меняется, а в последнее десятилетие изменения всё больше ускоряются. Вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), при напряженном ритме жизни, высокой занятости родителей: бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос - ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление - связность, словарный запас, грамматические ошибки.
Дошкольный возраст - этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Работы, проводимой в образовательном учреждении для полноценного развития связной повествовательной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться в семье. Принимая во внимание актуальность данного вопроса, предлагаю мастер-класс по теме: «Играем, сказки сочиняем».
Цель: Повышение родительской компетентности в вопросе развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- раскрыть значимость развивающих игр в развитии речи старших дошкольников;
- ознакомить родителей с некоторыми речевыми играми, привлечь к активному участию и совместному созданию речевых игр.
Организационный этап:
- На интерактивной доске девиз мастер класса «Играя с детьми обучаемся сами», философ Л.А. Сенека.
2 . Фотопрезентация «Игралочка».
- Подготовлено 4 -комплекта серии картинок.
Ход мероприятия: Вступительное слово воспитателя.
- Здравствуйте уважаемые родители, которые хотят как можно больше узнать о развитии речи детей через использование сказки.
Основная часть
Логопед: Наша встреча посвящена теме: «Развитие связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста». В нашем современном мире, при катастрофической нехватке времени для живого общения с детьми, многие дети вечерами и в том числе в выходные дни проводят время за монитором компьютера или заняты просмотром телепередач. Ни для кого не секрет, что развитие речи является важнейшим условием успешности в обучении в школе ребенка. И вопрос о проблеме развития связной повествовательной речи всегда является одним из самых актуальных. Как показывает практика овладеть свободным высказыванием очень сложно. Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию связной речи. Развитие связной речи дошкольников в игре - это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Дети с удовольствием включатся в вашу игру, а вы только станете ближе, роднее в глазах ребенка. Проанализировав результаты анкетирования, я выявила, что большинство родителей практически не играют с детьми в словесные игры. Сегодня, я вам предлагаю поиграть в игры способствующие развитию связной речи, которые вы сможете легко и доступно использовать в домашних условиях.
- Словесная игра «Волшебная цепочка».
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов существительных и прилагательных - объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка».
Вы задаёте вопрос: Кошка, бывает какая?
Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, платье, телевизор...
Каким еще может быть платье?
Родитель: Шелковым, новым, прямым...
Что еще может быть прямым?
Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.
- Словесная игра «Распространи предложение»
Цель: развитие у детей умения строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Эта игра заключается в том, что детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы.
Например, начинаете предложение так:
«Дети идут ... (Куда? Зачем?)»
Родитель: Дети идут в школу.
Или более усложненный вариант, например: «Дети идут в школу, чтобы ...»
Родитель: Дети идут в школу, чтобы учиться.
- Словесная игра «Где начало рассказа?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников предлагается составить рассказ, опираясь на серию картинок. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет одно предложение, а затем вместе он соединяются в связный рассказ. Родителям предлагаются серии картинок для составления рассказа.
- Словесная игра «Скажи точнее».
Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах. Игра заключается в том, что детям нужно подбирать нужные слова и составлять предложения, а затем составить сказку.
Например, послушай, что я расскажу.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер?
Ответ родителей: (Сильный, резкий, порывистый, холодный...)
Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище?
Ответ родителей: (Могучий, злой, суровый, ледяной.)
Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?»
Ответ родителей: (Легкий, нежный, приятный, ласковый...)
Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло?
Ответ родителей: (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.)
Что делал ветер?
Ответ родителей: (Дул, мчался, гудел, ворчал.)
Подул ветер-ветрище. Что он делал?
Ответ родителей: (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.)
Что после этого случилось?
Ответ родителей: (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.)
И вот подул ветерок. Что он делал?
Ответ родителей: (Дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки).
Что произошло в природе?
Ответ родителей: (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
Придумайте сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)
Заканчивая сегодняшнее мероприятие, я хочу ещё раз вам напомнить, что необходимо делать с детьми дома по развитию связной повествовательной речи:
В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной.
Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
Во-вторых, находите время и как можно чаще общайтесь с ребенком. Если Вы заметили, что у ребенка возникли проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу, невропатологу) и очень прошу вас, отнеситесь к этому ответственно, вам обязательно помогут.
В-третьих, постарайтесь найти время, чтобы поиграйте с ребенком в словесные игры.
В-четвертых, если во время занятий с детьми у вас возникнут какие- либо вопросы, обращайтесь, мы будем рады вам помочь. Старайтесь всегда заинтересовать ребёнка, учитывая его интересы, возрастные особенности.
Уважаемые родители, предлагаю вам заполнить анкеты с рефлексивными вопросами (Приложение 1)
Список источников.
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников [Текст] / Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева. - Ярославль, 2006.
- Гризик Т.И., Ерофеева Т.И. Говорим правильно. Рассказываем и сочиняем,- М.: Просвещение, 2013.
- Давидчук А.Н. Обучение и игра: Методическое пособие, - М.: МозаикаСинтез, 200 63.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / О.С Ушакова, А. Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др.; Под ред О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение , 2008.
Приложение 1
Мини - анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на следующие вопросы:
Играете ли вы вместе со своим ребенком?
Какие игры для развития речи есть у вас дома?
Играете ли Вы с ребенком в речевые игры?
Назовите, пожалуйста, речевые игры, в которые играете дома с ребенком
Приложение № 2
Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
Игра «Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова.
Первый игрок произносит: «Клоун».
Второй: «Радость».
Третий: «Смех» и т. д.
Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
Игра «Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
Например «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки».
Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами.
«Ты увидел дом? Он низкий или высокий?».
Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.
Что мы видели вчера?
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса.
Игра «А что было дальше?»
В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи.
Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:
-Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.
- Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.
- Вдруг слышит - за кустами что-то шуршит и топает!
- Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)
Игра «Автобиография»
Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.
Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка).
Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался». (Пятачок).
Игра «Придумай рассказ»
Ребенку взрослый предлагает закончить фразу:
- Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
- Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).
- Кашу варят густую, а суп... (жидкий). Лес густой, а иногда... (редкий).
- Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)? -Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
- Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).
Игра «Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Игра «Рассказы по картинкам»
Например, из детского журнала набор картинок. Сначала смешайте эти картинки и предложите ребенку восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Приложение №3 Анкета-рефлексия
Как вы считаете, необходимо ли продолжать раскрытие темы «Развитие связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста»?
□ Да □ Нет
Удобное ли время выбрано для организации данного мероприятия?
- Да □ Нет
- Предложите свой вариант
Что для вас оказалось интересным? □Необычная форма проведения □Возможность узнать новое □ предложите свой вариант
Выберите краткую характеристику мероприятия:
- Интересно, познавательно
- Пригодится в будущем
- Скучно, не хочется участвовать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Метод моделирования сказок как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»
К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими ЗПР, относится формирование у них связной речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ЗПР...
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин
Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин
Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...
Консультация для родителей "Как развивать связную повествовательную речь детей старшего дошкольного возраста".
Консультация для родителей "Как развивать связную повествовательную речь детей старшего дошкольного возраста". Данный материал поможет родителям как правильно организовать развития связной повес...
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники.
Данная работа представлена как обощенный опыт по использованию мнемотехники в речевом развитии старших дошкольников....
Мастер-класс "Использование дидактических игр для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс "Использование дидактических игр для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...
Статья "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья посвящена описанию некоторых педагогических условий эффективного развитие связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста....