Игры и упражнения по развитию речи детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Жданова Татьяна Александровна

Предложенные упражнения, игры, занятия по развитию всех сторон речи: связной, лексической, грамматической, звуковой культуры речи — во взаимосвязи с развитием связной монологической речи.

Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения словарного запаса ребёнка происходит естественно и очень эффективно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по развитию речи детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в речевом развитии ребёнка: обогащается словарь, совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, связная речь.

Предложенные упражнения, игры, занятия по развитию всех сторон речи: связной, лексической, грамматической, звуковой культуры речи — во взаимосвязи с развитием связной монологической речи.

Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения словарного запаса ребёнка происходит естественно и очень эффективно.

Игры для развития связной речи:

 «Я начну, а ты закончи»

Цель: активизация словаря, употребление прилагательных, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая) - добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой) - веселый, долгожданный

«Дай действия словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает) – наступает, приходит,

радует…

 «Наоборот»

Цель: формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник - грустный; Большой подарок – маленький;

Светлое небо – … Чистое платье – … Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

 «Назови как можно больше предметов»

Цель: упражнять детей в четком произношении слов.

          Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения). Воспитатель следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.

 «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово

лишнее и почему:- тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

 «Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

«Назови одним словом»

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу

- А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»

Овца сказала: «Я буду давать шерсть»

Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

 «Игра в слова»

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания

Ход игры:

1. В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.

2. В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.

 «Отгадай-ка»

Цель: упражнение в составлении описательных рассказов; развитие умения внимательно слушать товарища

Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

Воспитатель: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета: Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?

 «Узнай по описанию»

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать редмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет

речь и показывать его.

Усложнения:

1. Дети объясняют свой выбор

2. Роль водящего выполняет ребенок

 «Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход игры: Воспитатель: Я картинки положила в разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ника, загляни-ка, вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

 «Кто больше действий назовет»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т. д.

 «Прятки»

Цель: формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение

(в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Ход игры: Воспитатель прячет игрушки в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

 «Какое это бывает?»

Цель: учить детей выделять признаки предмета.

Ход игры: Воспитатель (либо ребенок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это мячик. Какой он?»

Упражнения для развития звуковой культуры речи:

«Солнце или дождик?»

Цель: Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Краткое описание: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

 «Угадай, кто кричит»

Цель: Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Краткое описание: Воспитатель достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный воспитателем ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы дети внимательно слушали, активизировать их вопросами.

«Во дворе»

Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур, Пугаю кур!

Ам-ам! Кто - там?

Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!

Му-му-му! Молока кому? (А. Барто) Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?»

«Тук-тук»

 Цель: Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.

Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком - молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.

 «Что появилось?»

 Цель: Добиваться правильного произношения звука «ж» в словах, формировать умение произносить слова четко, достаточно громко, развивать фонематический слух.

Содержание: Педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется звук «ж» (жираф, ежик и т. п.). Ребята называют их. Затем воспитатель накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую, также имеющую в названии звук «ж», например медвежонка или флажок. Открывая, он спрашивает, что новое появилось. Потом воспитатель предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется звук «ж».

«Чай Танечке»

Цель: Автоматизация звука «ч» в предложениях.

Описание упражнения: Дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят четыре куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье». Посадив ребенка на место, педагог спрашивает других детей: «Что делал Сережа?» Дети отвечают. Затем вызывается другой ребенок, и ему педагог предлагает выполнить задание.

 «Будьте внимательными»

Цель: Научить детей правильно произносить звук «щ» в словах.

Содержание: Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:

- Сегодня мы будем искать звук «щ» в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: «щука», «лампа», «веник», «щетка», «поезд», «кубики», «щенок», «щи», «хлеб», «дрова», «щепки», др.)

 «Красный - белый»

 Цель: Нахождение звука в слове, воспринятого на слух.

Оборудование: По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание упражнения: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

Задан звук «а», лук - белый кружок, мак - красный кружок.

Задан звук «к», капуста - красный кружок, мяч - белый кружок.

 «Для чего нужен предмет?»

Цель: Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах.

Материал: Тексты чистоговорок.

Ход упражнения:

- Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите:

«Са-са-са» - живет в лесу... (оса, лиса)

«Со-со-со» - катил ось... (колесо)

«Су-су-су» - я беру... (косу)

«Сы-сы-сы»- жало у ...(осы)».

Сказка «Жили-были звуки»

Цель: напомнить детям строение артикуляционного аппарата; ввести понятие гласных и согласных звуков и их цветовое обозначение; совершенствовать фонетико - фонематическое восприятие; развивать моторику артикуляционного аппарата.

Материал: фишки красного и синего цветов, условные домики красного и синего цветов, предметные картинки на гласные и твёрдые согласные звуки, мяч, карандаши красного и синего цветов.

Ход занятия: Чтение дидактической сказки «Жили-были звуки».

«Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик, у них вот какой хороший (открыть рот). Есть потолок (потрогать языком верхнее нёбо). Пол - нижнее нёбо, дверь - губы. Есть даже костяные решётки для прочности (зубки сомкнуть и разомкнуть). Всё было бы хорошо, да поселился в домике Змей Горыныч (пошевелить кончиком языка). И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускает свободно, вот так (чёткая артикуляция педагога): «а», «о», «у», «ы», «э», «и». Эти звуки проходят свободно и носят красные платьица. Называются они гласными звуками. А на пути других звуков Змей Горыныч строит разные преграды: то дверь закроет «м-м-м», то к потолку прижмёт «т-т-т», то заставит звуки шипеть «ш», фыркать «ф», свистеть «с», хрипеть «х». То бьёт Змей Горыныч хвостом «р». Эти звуки не свободно проходят через рот, носят синие платьица и называются согласными звуками» (По Л.П. Царёвой). Педагог совместно с детьми произносит эти звуки, чётко артикулируя их.

«Громко – тихо»

Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-Ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-Ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

Упражнение «Идите с нами играть»

 

Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

Ход: На расстоянии 2-3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

 «Не разбуди куклу»

Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.

Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

 «Одуванчик»

Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза. Важно следить за правильностью выдоха.

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

«Зайка»

Цель: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.

Взрослый читает стихотворный текст:

Зайке холодно сидеть

Надо лапоньки погреть (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).

Лапку заинька обжег.

На нее подуй дружок (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).

Затем предлагается ребенку также подуть.

«Кто кого?»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.

Описание упражнения: Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки «а, о, у, и, э». Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям, определить, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

 «Гудок»

 Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Описание упражнения: Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук «у» сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

 «Придумай фразу»

Цель: Развитие фразовой речи, речевого дыхания. Правильное построение предложений.

Оборудование: Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».

Описание упражнения: Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает детя11 дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово. Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение и добавляет на улице. Следующий, повторяет предложение «Таня играет на улице» и добавляет в песочнице. Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению: и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (3-4 слова) произносятся на одном выдохе, а длинные с паузой через 3-4 слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

«Скажи предложение»

Цель: учить передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что недовольны, их это огорчает и т.д. То же задание выполняется, с другими предложениями солнце светит, снег идет, подснежник расцвел.

 «Узнай по интонации»

Цель: воспитание выразительности речи и мимики.

Описание упражнения: Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: Ай-ай-ай!

Ой-ой-ой!

Ах-ах-ах!

Ох-ох-ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий, можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

 «Медведь и елка»

Цель: воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Описание игры: Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, лисой. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Лиса. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Лиса. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Лиса. Где поставишь ты ее?

Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Лиса. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, медведь может повстречаться и с другим зверем.

“Покупатель – продавец”

Цель: улучшение дифференциации звуков р-л и с-ш.

Ход: Взрослый говорит детям, что сегодня он будет продавцом в большом магазине, а малыши – покупателями. При этом воспитанники получают вместо денег карточки со звуками. Тогда взрослый говорит, что за эти звуки в магазине можно купить все товары, в названиях которых присутствует тот или иной звук.

«Подскажи Петрушке звук»

Цель: Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука последнего или первого.Упражнять детей в умении слышать в словах разные звуки.

Ход: Петрушка говорит слова, но в некоторых словах будет специально не договаривать последний звук. Его должны назвать дети. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук.

Вариант 1 Звук подсказывают все дети хором.

Вариант 2 Отдельно по рядам.

Вариант 3 Индивидуально, на кого укажет воспитатель.

Петрушка :

На солнышке грелся черноухий котено… к

На него смотрел белолапый щено… к

Охотники развели в лесу косте.. р

Ученик держал в руке каранда…. ш

Малыш попросил маму купить красный ша… р

В зоопарке жили:

Сло.. н

Бегемо.. т

Крокоди.. л и т. д.

«Какое слово задумано?»

Цель: Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает звука последнего или первого. Развивать у детей внимательно слушать взрослого. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход игры:

Вариант1. Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это …омашка». Дети поправляют, воспитатель соглашается: «Я же так и говорю - ..омашка». дети произносят слово с усиленным звуком р: «рррромашка. «Почему у меня получается не так?» - «Вы не говорите звук р, пропускаете его», - объясняют дети. Воспитатель показывает остальные картинки без первого звука (..люч, ..нига, ..тол, ..веток, ..каф). Это упражнение можно провести без показа картинки. Дети отгадывают, какое это слово: рак, лак, бак, мак.

Вариант 2. «Какой звук потерялся?» «Подготовлен …амолет, он отправится в ..олет»

«Наша Таня ..ромко плачет, ….ронила в речку мячик», в каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите его. Дети восстанавливают пропущенные звуки. при проведени упражнения можно использовать двустишия, загадки несложные стихотворные тексты.

«Слова длинные и короткие»

Цель: Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова. Развивать у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности; показать им, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго; в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше.

Вариант 1. «Кто найдет короткое слово?»

 Короткие слова: он, ау, сыр, чай, мак, рак, жук, дом, сом, кит, кот.

Вариант 2. «Слово можно прошагать».

 Воспитатель говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Слово – суп – один шаг (короткое слово); дорога – три шага (длинное слово) и т. д.

Игры на развитие лексики:

Слова «наоборот»

Цель: учить подбирать противоположные по смыслу слова: существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Расширить словарь антонимов.

Сущ.: мальчик – девочка, пол – потолок, север – юг и т. п.

Прил.: веселый – грустный, молодой – старый, честный – лживый.

Наречия: холодно - жарко, часто – редко, легко – сложно.

Глаг.: рождаться – умирать, светлеть – темнеть, мерзнуть – согреваться.

Необходима опора на наглядность - картинки.

"Переверни слова"

Цель: учить подбирать слова с противоположным значением для описания предмета и удерживать их в памяти для отгадывания предмета.

В начале игры участники договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".
· Обитает в воде (значит, на суше);
· Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);
· Хвост очень длинный (значит, короткий);
· Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);
· Очень любит солёное (значит, сладкое).
Кто это? (Медведь).

«Кто (что) может это делать?»

Цель: уточнить значения глаголов.

Что греет? – Солнце, печь, лампа, грелка, свечка, спичка.

Кто (что) летает? – Птицы, насекомые, самолеты, вертолетывоздушные шары, воздушные змеи.

Что (кто) растет? – Трава, цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты, ягоды, люди, звери.

Кто (что)  плавает? – рыбы, киты, дельфины, моржи, морские котики, корабли, лодки, плоты.

«Где что можно делать»

Цель: активизировать  глаголы, употребляющиеся в определенной ситуации.

— Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе), ловить рыбу.)

«Кто какой?»

Цель: учить описывать предмет (явление), расширять словарь прилагательных.

Ветер, какой?

(сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, утренний, осенний)

Морковка, какая?

(оранжевая, вытянутая, крупная, полезная, вкусная, витаминная, сочная, сладкая, свежая)

Небо, какое?

(чистое, высокое, низкое, свинцовое, пасмурное, тяжелое, голубое, бирюзовое, белое, дождевое, весеннее, осеннее, солнечное, ночное, мирное)

Сапоги, какие?

(осенние, резиновые, кожаные, зимние, меховые, новые, старые, модные, старинные, дорогие, дешевые, женские, мужские, взрослые, детские, удобные, теплые, красивые, прочные, качественные, блестящие, замшевые, высокие, короткие)

«Рифмы»

Цель: активизировать словарь.

Мы в рифмы играли - слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем -

Какое  возьмём мы с собой.

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),

Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),

Взяла я корзину, купил ты…(картину).

Я вижу: на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -…(барабан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним летит…(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,

Детей веселит в цирке …(циркач),

Весной прилетают с юга грачи,

Детишек всех лечат наши…(врачи).

« Добрый слон»

Цель: активизировать словарь.

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…(корзина, машина и т. д.),

Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

«Подарки»

 Цель: активизировать словарь.

У мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей пушку,

А лошадка – …( хлопушку, погремушку, вертушку и т. д.).

Белый мишка – шоколад,

А ежонок -…( мармелад, лимонад и т. д.)

«Мы играем – рифмы подбираем»

Цель: активизировать словарь.

Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Мартышка предложила: мишка,…

( далее дети выбирают картинки).

Вторила кукушка: катушка,…

Промурлыкала и кошка: ладошка,…

Прокукарекал петушок: мешок,… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

«Назови одним словом»

Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.

— Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, 
брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе?
— Сели куклы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)
— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

«Отгадай профессии»

Цель: учить названия профессий.

К этой игре надо подобрать картинки (фотографии) с изображением людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).
Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает.
— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
— А кто хлеб выпекает? (Пекарь.)
— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
— Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)
— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)
— К нам приходит с письмом
Прямо в дом. Кто же он? (Почтальон.)
— Служит дорогой отчизне
Старший брат.
Охраняет наши жизни.
Он... (солдат).

«Какие бывают иголки»

Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражнять в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:

— Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.

— Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
— Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась)».
— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

 «Шишка»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.

— Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?
— Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка»...). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».)
— Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)

Белка-шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла... (шишка).

«Ручка—ножка»

Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».

— Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.)
— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?
— Нарисуй предметы, у которых есть ручка.
— Закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку можно...
— А какие предметы мы называем словом «ножка»?
— Нарисуй предметы, у которых есть ножка.

«Как сказать по-другому?»

Цель: учить заменять многозначные слова в словосочетаниях синонимами.

— Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).

Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи и словообразование:

«Ласковые слова»

Цель: научить образовывать сущ. с уменьшительно – ласкательным значением с помощью суффиксов.

Гриб – грибочек, день – денек, денечек, кукла – куколка, часы – часики, мяч – мячик, скакалка – скакалочка и т. п.

«Лепим слова»

Цель: учить образовывать сложные слова.

«У зайца длинные уши. Значит, он какой?». Взрослый показывает движения руками и объясняет ребенку. «Кладем на одну ладонь слово «длинные», а на другую ладонь – слово «уши». Начинаем лепить слово: «Длинноухий»». Взрослый соединяет ладошки, как буд - то лепит пирожок, несколько раз повторяя новое слово. Дети повторяют за ним. (У зайца косые глаза – косоглазый. У зайца быстрые ноги – быстроногий. У зайца короткий хвост – короткохвостый. У совы выпученные глаза – пучеглазая. У бегемота тонкая кожа – тонкокожий. У ласточки белая грудка – белогрудая. У соловья звонкий голос – звонкоголосый. У дятла острый клюв – остроклювый. У лягушки большой рот – большеротая. У орла длинные крылья – длиннокрылый. )

«Посчитай – ка»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными.

Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев. Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов. Одна кукла, две куклы, три куклы, четыре куклы, пять кукол.

«Скажи правильно»

Цель: упражнять в согласовании личных местоимений с глаголами в роде и числе.

Я собираю грибы. Мы собираем грибы.

Ты собираешь грибы. Вы собираете грибы.

Он собирает грибы. Она собирает грибы. Они собирают грибы.

Слова: чистить, любить, варить, покупать, мариновать, мыть, жарить, солить, сушить.

«Скажи по – другому»

Цель: учить образовывать относительные  прил. от существительных.

Лист березы – березовый. Лист клена – кленовый. Лист осины – осиновый. Лист липы – липовый. Лист рябины – рябиновый.

Суп с грибами – грибной суп. Икра из грибов – грибная икра. Рагу с грибами – грибное рагу.

Варенье из яблок – яблочное варенье. Сок из яблок – яблочный сок. Начинка для пирога с яблоками – яблочная начинка.

Поле, на котором выращивают рожь – ржаное поле. Колосок ржи – ржаной колосок. Мука из пшеницы – пшеничная мука. Хлеб из ржи – ржаной хлеб. Тесто из ржаной муки – ржаное тесто.

Сапоги из резины – резиновые. Шапка из шерсти – шерстяная. Перчатки из кожи – кожаные. Платье из бархата – бархатное. Куртка из замши – замшевая.

Шкаф из дерева – деревянный. Кровать из железа – железная. Диван из кожи – кожаный. Стул из пластмассы – пластмассовый. Полка из стекла – стеклянная.

«Маловато будет!»

Цель: тренировать в образовании сущ. мн. числа.

Для этой игры можно взять любую мягкую игрушку (например, собачку). Ребёнку предлагают поиграть с этой собачкой и говорят о том, что ей всего мало: ей предлагаешь яблоко, а она требует яблоки, ей даёшь грушу, а она кричит – груши и т. д. Таким же образом взрослый называет слово в единственном числе и предлагает ребёнку назвать это слово во множественном числе:

Яблоко – яблоки Персик – персики

Груша – груши Абрикос – абрикосы

Апельсин – апельсины Банан – бананы

Мандарин – мандарины Ананас – ананасы

«Удачливый грибник»

Цель: учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

Взрослый называет гриб в единственном числе, а ребёнку предлагает стать «Удачливым грибником» и найти много грибов.

Образец: Взрослый: «Я нашёл подберёзовик». Ребёнок: «Я нашёл много подберёзовиков».

Маслёнок – много маслят

Лисичка – много лисичек

Моховик – много моховиков

Подосиновик – много  подосиновиков

Боровик – много боровиков

Сыроежка – много сыроежек

Опёнок – много опят.

«Волшебный платочек»

Цель: учить образовывать существительные  род. падежа  единственного и множественного числа.

Для игры Вам понадобится платочек и различные игрушки ребёнка. Взрослый сначала называет игрушку, затем накрывает её (или их) платком. Например: «Вот машина (накрывает платком), нет машины». Далее предлагает ребёнку стать волшебником и прятать игрушки. Взрослому необходимо следить за правильностью речевого высказывания ребёнка.

«Жадная Принцесса»

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями;

Ход: Взрослый берёт куклу и говорит, что это «Жадная Принцесса» и все до чего она коснётся – это её, особенно, она, любит наряды. Например: Взрослый касается куклой до кофты: «Моя кофта», до платья: «Моё платье». Взрослый передаёт куклу ребёнку и предлагает ему поиграть с ней.

«Чье все это?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи.

Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи.

Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи.

Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Драматизация сказок и стихов.

Цель: развивать интонационную выразительность речи, умение передать характер и настроение героя. Расширять словарь. Учить употреблять в речи грамматически, лексически и семантически правильные предложные конструкции.

«Новый конец любимой сказки» («Козлята и зайчик»)

Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки, развивать фантазию и связную речь.

Сначала надо вспомнить сказку «Козлятки и волк». Сказка закончилась, но взрослый предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит:... («Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик»). Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Поели малыши и стали... (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл... (на барабане). А козлята... (весело прыгали)».

«Составь  предложение, поменяв слова местами» (Деформированное предложение).

Цель: учить правильно строить предложение из 3- 4 слов, воспринимая его части на слух.

Ход:

Высокие(2), хороши(1), ели(3).

Шапки(3), на(1), снега(4), ветках(2).

Сугробы(3), кругом(1),  пушистые(2).

Зайки(2), у(1), капуста(3).

В(1), уснула(3), дупле(2), белка(4).
Красивый(2), какой(1), зимой(4), лес(3)!

Мороженое(3), Иван(1), любит(2).

Дома(2), у(1), крыша(4), есть(3).

Саду(2), розы(4), в(1), растут(3).

Часто(2), снег(4), зимой(1), идет(3).

Хищник(3), волк(1), это(2).

На(1), пенка(4), молоке(2), бывает(3).

«Что напутал Буратино?»

Цель: активизировать  речь, учить говорить полными предложениями при описании предмета.

Ход: В гости к детям приходит Буратино и рассказывает им о предметах.

«У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит: «Мяу!»».

Дети исправляют неточности. «Нет, у утенка красный клюв, широкие лапы, и он кричит: «Кря - кря!»».

«У зайца маленькие ушки, и он зеленый». «У кошки колючая шубка».

«Кто лучше похвалит?»

Цель: учить сравнивать предметы, развивать интонационную выразительность речи.

«У меня - мишка». (Говорит взрослый.)

«А у меня – зайка». (Ребенок.)

«У моего мишки - коричневая шубка!»

«А у моего зайки – белая шубка!»

«У моего мишки маленькие, круглые ушки».

«А у моего зайки – большие, длинные ушки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения в коррекции речи детей среднего дошкольного возраста

Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей среднего дошкольного возраста, проводится по следующим направлениям: звукопроизношение и развитие фонематического слуха,...

«Сборник игр и упражнений для развития речи детей среднего дошкольного возраста».

Основная задача данных игр: способствовать  развитию речи дошкольников.В среднем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в речевом развитии ребёнка: обогащается словарь, совершенств...

Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста

В данном буклете содержатся игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Эти игры родители могут использовать в совместной деятельности детей и взрослых....

Консультация Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Основной задачей дошкольного образовательного учреждения является воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом, сделать все для то...

Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....

«Сборник игр и упражнений для развития речи детей среднего дошкольного возраста».

Игры и упражнения по развитию речи ребенка  среднего дошкольного  возраста.  1.     «Укачаем куклу»   Цель:  Учить детей умение споко...