«Сборник игр и упражнений для развития речи детей среднего дошкольного возраста».
картотека по логопедии (средняя группа)

Попова Валентина Юрьевна

Игры и упражнения по развитию речи ребенка  среднего дошкольного  возраста.

 

 

1.     «Укачаем куклу»

 

  Цель:  Учить детей умение спокойно открывать рот  и удерживать его в таком положении несколько секунд. Развивать умение произносить длительно звук «а».

 

Методические указания: Во время игры следить, чтобы дети произносили звук «а» без напряжения и крика.

 

2.      «Лошадки»

 

 Цель: Учить вырабатывать четкое произношение звука «н» в звукосочетаниях –но, -на; учить детей пользоваться громким, тихим голосом.

 

Методические указания: Следить, чтобы в звукосочетаниях -но, -на дети произносили звук «н» более длительно, чем звуки «а» и «о». Звукосочетание –но произносить громко, а –на тихо.

 

3.     «Почистим зубы»

 

Цель: Учить каждого ребенка умению поднимать кончик языка за верхние зубы.

 

Методические указания: Выполнять упражнения при открытом рте. Следить, кончик языка скользил по внутренней стороне верхних резцов вправо и влево, а нижняя челюсть и губы были неподвижны. Губы в улыбке, зубы видны.

 

4.      «Хороводная»

 

Цель: Учить детей плавно произносить слова и выразительности речи. Развивать у детей  правильное произнесение звука «н» во фразовой речи.

 

Методические указания: Следить, чтобы дети произносили текст стихотворения громко, четко, а гласные звуки – более протяжно, это способствует выработке плавной речи.

 

5.     «Ныряльщики»

 

Цель:  Учить в выработке дифференцированного дыхания. Развивать у детей умение повторять упражнения за педагогом.

 

Методические указания: Каждый ребенок повторяет упражнение не более двух раз.

 

6.     «Ах, какое вкусное варенье»

 

Цель: Учить детей поднимать широкий передний край языка кверху.

 

Методические указания: Показывая, как надо слизать варенье, воспитатель делает движения широким языком по верхней губе вверх и вниз (а не из стороны в сторону). Верхнюю губу не следует втягивать вглубь рта. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были не подвижны, работает только язык.

 

7.     «Поезд»

 

 Цель: Учить детей четко произносить звук «т». Упражнять в  умении определять положение языка при произнесении звука «т».

 

Методические рекомендации: Следить, чтобы дети четко произносили звукосочетание «тук». Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука «т» кончик языка стучит в верхние зубы, но не высовывается между зубами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сборник игр и упражнений для развития речи детей среднего дошкольного возраста».

 Основная задача данных игр: способствовать  развитию речи дошкольников.

В среднем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в речевом развитии ребёнка: обогащается словарь, совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, связная речь.

Предлагаемые игры в «Сборнике игр и упражнений для развития речи детей среднего дошкольного возраста» рекомендовано использовать в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми.

Игры и упражнения по развитию речи ребенка  среднего дошкольного  возраста.

1.     «Укачаем куклу»

  Цель:  Учить детей умение спокойно открывать рот  и удерживать его в таком положении несколько секунд. Развивать умение произносить длительно звук «а».

Методические указания: Во время игры следить, чтобы дети произносили звук «а» без напряжения и крика.

2.      «Лошадки»

 Цель: Учить вырабатывать четкое произношение звука «н» в звукосочетаниях –но, -на; учить детей пользоваться громким, тихим голосом.

Методические указания: Следить, чтобы в звукосочетаниях -но, -на дети произносили звук «н» более длительно, чем звуки «а» и «о». Звукосочетание –но произносить громко, а –на тихо.

3.     «Почистим зубы»

Цель: Учить каждого ребенка умению поднимать кончик языка за верхние зубы.

Методические указания: Выполнять упражнения при открытом рте. Следить, кончик языка скользил по внутренней стороне верхних резцов вправо и влево, а нижняя челюсть и губы были неподвижны. Губы в улыбке, зубы видны.

4.      «Хороводная»

Цель: Учить детей плавно произносить слова и выразительности речи. Развивать у детей  правильное произнесение звука «н» во фразовой речи.

Методические указания: Следить, чтобы дети произносили текст стихотворения громко, четко, а гласные звуки – более протяжно, это способствует выработке плавной речи.

5.     «Ныряльщики»

Цель:  Учить в выработке дифференцированного дыхания. Развивать у детей умение повторять упражнения за педагогом.

Методические указания: Каждый ребенок повторяет упражнение не более двух раз.

6.     «Ах, какое вкусное варенье»

Цель: Учить детей поднимать широкий передний край языка кверху.

Методические указания: Показывая, как надо слизать варенье, воспитатель делает движения широким языком по верхней губе вверх и вниз (а не из стороны в сторону). Верхнюю губу не следует втягивать вглубь рта. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были не подвижны, работает только язык.

7.     «Поезд»

 Цель: Учить детей четко произносить звук «т». Упражнять в  умении определять положение языка при произнесении звука «т».

Методические рекомендации: Следить, чтобы дети четко произносили звукосочетание «тук». Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука «т» кончик языка стучит в верхние зубы, но не высовывается между зубами.

8.     «Лошадки»

Цель: Учить детей  поднимать язык за верхние зубы и присасывать передний край языка к небу. Упражнять детей выполнять словесные указания воспитателя. Воспитывать внимание.

Методические указания: Следить, чтобы дети щелкали кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо, не подворачивая его.

9.     «Забьем гвоздь молотком»

Цель: Учить  каждого ребенка четко произносить изолированно звук «д», учить различать на слух звуки «т» и «д».

Методические указания: Следить, чтобы при произнесении»д», кончик языка не высовывался между зубами. Звук «д» носит характер четкого удара, он не должен быть хлюпающим и не должен произноситься вместе с гласными, надо говорить «д-д-д», а не «дэ-ды-да». Звук «д» произносим звонко (но не кричим).

10. «Угадай, как надо делать»

Цель: Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Упражнять детей в плавном произношении и в любом темпе.

Методические указания: Воспитатель должен произносить фразу плавно, слитно, повторяя ее два три раза подряд в любом темпе, чтобы детям легко было выполнить движения.

11. «Кто как кричит?»

Цель: Учить  четко, правильно произносить звука «к» в звукоподражаниях.Упражнять детей в умении отвечать на вопросы взрослого.

Методические указания: Следить, чтобы в звукоподражаниях дети произносили звук «к» четко и отвечали на вопросы полным ответом.

12. «Вьюга»

Цель: Учить детей на одном выдохе менять силу голоса. Упражнять в умении менять голос от тихого к громкому и от громкого к тихому.

Методические указания: Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук «у» тихо, затем громко и снова тихо, поэтому воспитатель быстро сменяет один сигнал другим.

13. «Гуси»

Цель: Учить детей правильно, звонко произносить звук «г». Упражнять в звукоподражаниях.

Методические рекомендации: Следить, чтобы дети не выкрикивали звукосочетания (га-га, гоп-гоп), а произносили их четко, громко, чтобы у всех звук «г» был звонким.

14. «Погреем руки»

Цель: Добиваться четкого, правильного, длительного произношения изолированного звука «Х».

Методические рекомендации: Следить, чтобы дети во время выполнения упражнения не очень широко открывали рот и непрерывно дышали на руки, т.е. звук «х» произносился длительно, на одном выдохе.

15. «Лото»

Цель: Учить произносить фразу из трех-четырех слов, на одном выдохе.

Упражнять детей в четком произношении звука «ы» во фразовой речи.

Методические рекомендации: Следить, чтобы называя картинки, дети голосом выделяли звук «ы», произносили фразы слитно, на одном выдохе.

16. «Кто лучше надует шарик?»

Цель: Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Упражнять  детей в умении набирать воздух через нос.

Методические рекомендации: Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

Описание игры: Воспитатель показывает детям, как надо надувать шарик: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие шарика. Тот кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувным шариком.

17. «Эхо»

Цель:Учить детей активизировать мышцы губ и нижней челюсти. Развивать силу голоса.

Описание игры: Одна группа говорит: «Мы в лес пойдем, грибов найдем

                                                                    Ребят мы громко позовем: «Ау! Ау! Ау!»

                                                                    Никто не отзывается, лишь эхо откликается.

                           Вторая группа после этого говорит тихо: «Ау! Ау! Ау!» потом дети меняются ролями.

 

18. «Угадай, что свистит»

Цель: Учить детей  правильно произносить звук «Сь». Развивать умение  различать на слух звуки «С» и «Сь».

Методические рекомендации: Когда воспитатель произносит звук Сь, ему надо больше улыбаться, т.е. оттягивать углы рта, тогда звук будет более мягким.

Описание игры: Воспитатель показывает картинку, на которой изображен насос, и просит детей сказать , как свистит воздух, когда выходит из насоса. («С-с….»)  «Правильно, выходящий воздух из насоса свистит «сердито»: с-с-…. Как он свистит? («Сердито»: с-с»)

       А теперь послушайте, как свистит тоненькая струйка воды, когда льется из крана (показывает картинку). Она свистит нежно, мягко: «сь-сь-сь…» Все вместе посвистим, как тоненькая струйка воды.

19. «Насос»

 Цель: Учить добиваться правильного изолированного, длительного произношения звука «с». Рзвивать умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука «с».

Методические указания: Чтобы дети правильно произносили звук «с» необходимо следить за положением губ, языка, наличие воздушной струи, идущей по середине языка. Обратить внимание детей на то, что «сердитый» свист воздуха выходящего из насоса, напоминает звук «с». когда мы произносим «с», то губы в улыбку, зубы видны и тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, можно ощутить холодную струйку воздуха.

20. «Назови картинку»

Цель: Учить детей в чётко называть картинки. Упражнять детей в правильном произношении звука «з» в словах.

Методические рекомендации: Воспитатель следит, чтобы дети называли картинки четко, звонко, произнося звук «з» (первую картинку называет сам).

Описание игры: Дети сидят за столами. На столе у воспитателя стопка картинок (рисунками вниз). Такие же картинки он раздает детям. Педагог вызывает ребенка, который снимает из его стопки верхнюю картинку и, показывая всем говорит: «Я взял зайку». Тот, у кого есть пара к этой картинке, встает, показывает свою картинку и говорит: «И у меня зайка». Дети кладут обе картинки на стол. Игра продолжается до тех пор, пока к каждой картинке не будет найдена пара.

21. «Угадай, какой комар звенит»

Цель:Учить детей длительно произносить звук «з». Упражнять  умения правильно произносить звук «Зь» и различать на слух звуки «З» и «Зь».

Методические рекомендации: Воспитатель должен произносить звуки «З» и «Зь» длительно, фиксируя внимание детей на том, что песенка большого комара сердитая, твердая, а маленького комарика – ласковая, мягкая.

Описание игры: Воспитатель вспоминает с детьми, ка сердито звенел большой комар: з-з-з. Потом показывает картинку с маленьким комариком и говорит, что он звенит ласково, мягко: зь-зь-зь. Дети повторяют звукоподражание. Затем педагог раздает всем по две картинки. На одной изображен большой комар, на другой – маленький. Воспитатель попеременно подражает то сердитому звону большого комара, то мягкому – маленького. Дети должны показывать соответствующие картинки.

22. «Назови картинку»

Цель: Учить детей разбирать картинки со звуком «з». Упражнять детей в правильном произношении звука «зь» в словах.

Методические рекомендации: Добиваться, чтобы при назывании картинок дети произносили звук «Зь» более четко, чем  остальные звуки. Обратить их внимание на то, что во всех словах – названиях картинок мы произносим звук Зь мягко, ласково.

Описание игры: Воспитатель часть картинок кладет на свой стол рисунками вниз, остальные раздает детям. Вызванный ребенок берет картинку, громко, четко ее называет. Тот, у кого имеется парная картинка, должен выйти к столу педагога и назвать ее. Затем оба ребенка отдают свои картинки воспитателю. Так разбираются все картинки.

23. «Тихо, тихо»

Цель: Учить детей  правильному положению губ, языка при произношении звука «ц». Упражнять детей правильно произносить изолированно звук «Ц».

Методические рекомендации: Чтобы дети хорошо произносили звук ц, необходимо следить за правильным положением их губ, языка, наличием воздушной струи. Если у ребенка звук ц не получается, надо предложить ему многократно слитно произносить звуки тц, все убыстряя темп, пока не послышится звук ц.

Описание игры: Дети сидят на стульях полукругом. Каждый держит на руках куклу или мишку. Воспитатель говорит: «Дети, наши ребятки расшалились. Скажем им, чтобы они сидели тихо – тихо: «ц-ц-ц…». Дети грозят куклам  пальцем и говорят: «ц-ц-ц….» . заметив, кто из детей произносит звук «ц» неправильно или тихо, воспитатель говорит: «Кукла шалит, успокой свою куклу».

24. «Какое слово потерялось»

Цель: Учить детей совершенствовать произношение слов и словосочетаний.  Развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Описание игры: Воспитатель предлагает подсказать слова. Которые потерялись. Например: «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку ..(гладко)». И т. д.

25. «Здравствуйте, я – Петрушка!»

Цель: Учить детей произносить слова и словосочетания.  Развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Описание игры: Петрушка: «Здравствуйте, ребята! Я – Петрушка. Пришел играть в слова. Играем так. Я молчу, вы молчите, и волшебная палочка молчит. Но как только палочка дотронется до какого-нибудь предмета, сразу же зазвучит его название. Произносите слова ясно и громко, чтобы хорошо были слышны все звуки. Палочка «оживляет» разные предметы, дети  отчетливо произносят их названия.

26. «Загадочный круг»

Цель: Учить вслушиваться в звучание слов, четко и внятно произносить слова, чтобы хорошо были слышны составляющие их звуки. Развивать умение  самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова.

Описание игры: 1. Произнесите название изображенных предметов. 2. Вслушайтесь, как звучат слова. 3. Найдите два слова – названия, сходные по звучанию. 4. Отыщите два названия, разные по звучанию. 5. Подберите к слову рак слова, сходные по звучанию.

 

 

27. «Назови и отгадай»

 Цель: Учить детей звуковому анализу слов.  Развивать у детей слуховое восприятие и фонематический слух, упражняя их в правильном произношении звуков.

Методические приемы:

Описание игры: Воспитатель выставляет парные картинки. Что на них изображено? Затем предлагает назвать только те предметы или тех животных, в названии которых есть звук (заданный).

28. «Что в мешочке?»

 Цель:  Учить детей определять заданный звук. Развивать у детей слуховое восприятие и фонематический слух, упражняя их в правильном произношении звуков, подготовка к звуковому анализу слов.

Описание игры: Воспитатель говорит, что у него есть мешочек, в котором лежит много интересных вещей. Вызванный ребенок берет игрушку и определяет имеется ли в названии заданный звук.

29. «У кого кто?»

 Цель: Учить детей правильно называть детёнышей животных.   Развивать у детей слуховое восприятие и фонематический слух, упражняя их в правильном произношении звуков, подготовка к звуковому анализу слов.

Описание игры: Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого животного и просит детей сказать, кто это? А как называют детенышей? (звук ж – медвежата, ежата, верблюжата, жеребята, ужата).

Звук ч – волчата, крольчата, бельчата, зайчата, галчата.

«Один – много» - Учить называть детенышей животных во множественном и единственном числе.

30. «Отгадай, что взял Петрушка?»

 Цель: Учить детей отбирать картинки на заданный звук. Развивать у детей слуховое восприятие и фонематический слух, упражняя их в правильном произношении звуков.

Описание игры: Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в названиях которых есть звук щ (любой заданный звук), просит детей назвать их и запомнить. Появляется Петрушка, здоровается. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны предметы, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы дети видели, что он возьмет. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает один предмет. Дети угадывают, какого предмета не стало. Зачем он нужен.

31. «Кому что нужно?»

 Цель: Учить  детей соотносить картинки к рассказу. Развивать умение произносить  звук х в словах и предложениях.

Описание игры: Педагог ставит на доске картинки и говорит: «Сейчас вы услышите маленькие рассказы. К какому рассказу должна подходить одна из этих картинок. Вы угадаете какая и назовете ее. Стали дети украшать елку. Повесили много игрушек. Осталось повесить что? (Хлопушку). Пришел доктор к больному ребенку. Что он надел? (Халат). И т. д.

32. «Кто что делает?»

 Цель:Учить детей называть действие одним словом. Развивать умение  дать понятие о слове, которое обозначает действие.

Описание игры: Воспитатель приглашает одного из детей и дает ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети;) что делает Саша? Дети должны ответить одним словом.

 Действия детей (рисует, прыгает, играет, читает, варит, шьет. Бежит, смеется)

33. «Какой, какая, какое?»

 Цель: Учить детей различать признаки предметов. Развивать понятие о словах, обозначающих признаки предмета.

Описание игры: Воспитатель показывает детям предметы и картинки.

Например: лимон какой? ( желтый, кислый, душистый, овальный, большой, маленький, спелый)

Кукла какая? – красивая, новая, нарядная, маленькая. Пластмассовая, большая, и т. д.

Яблоко какое? – красное, желтое, зеленое, сладкое, сочное, круглое и т. д.

34. «Что нужно кукле?»

 Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в именительном, винительном и творительном падежах. Упражнять детей в умении с помощью педагога употреблять существительные в именительном, винительном и творительном падежах.

Описание игры: Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает детям. Берет куклу и говорит: «Наша кукла рано встала и хотела бы умыться, но чем?» Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается.

Методические рекомендации: Требовать от детей использования существительных в нужном падеже.

 

35. «Кто чем питается?»

 Цель: Учить детей правильно отвечать на вопросы взрослого. Развивать  в речи детей правильное употребление  существительных в творительном падеже.

Описание игры: Детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Педагог показывает картинку с изображением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают.

36. «Кто чем защищается?»

 Цель: Закреплять в речи детей правильное употребление  существительных в творительном падеже.

Описание игры: (см. №9 )

 

37. «Опиши овощ, фрукт»

 Цель: Учить детей описывать в речи прилагательные согласованными с существительными. Развивать умение использовать в активном словаре детей существительные по теме «овощи и фрукты». Описывать их используя в речи прилагательные, правильно согласованными с существительными в роде, числе, падеже.

Описание игры: Педагог, показывая картинки, спрашивает: «Что это?» - «Это помидор». «Какого цвета помидор?» (форма,  вкус, где растет?)

 

38. «Игра в слова»

 Цель: Учить детей вслушиваться в звучание слов, развивать фонематический слух. Развивать у детей умение  самостоятельно называть слова и четко произносить звуки. Упражнять детей самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове.

Описание игры:  Вариант 1 Слова звучат потому, что в них есть звуки. звуки разные, вслушайтесь в слова: зонт, шарфик, жук, рак и т. д. Дети повторяют, чтобы были слышны разные звуки.

Вариант 2  Дети называют сходные и разные по звучанию слова (рак-лак, сук-сок, коса-коза, трава-дрова, том-дом)

Вариант 3  Определить место звука в слове (в начале, в конце слова).

39. «Найду тебя по имени»

 Цель: Учить детей вслушиваться в звучание слов, развивать фонематический слух; упражнять их в самостоятельном назывании слов. Развивать умение четко произносить звуки, учить самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове.

Описание игры: Дети громко, отчетливо называют свое имя и откликаются те ребята, чье имя похоже (рифмуется с названным): Юра – Шура, Майя – Тая – Рая и т. д.

40. «Подскажи Петрушке звук»

 Цель:  Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука последнего или первого.Упражнять детей в умении слышать в словах разные звуки.

Описание игры: Петрушка говорит слова, но в некоторых словах будет специально не договаривать последний звук. Его должны назвать дети. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук.

Вариант 1  Звук подсказывают все дети хором.

Вариант 2  Отдельно по рядам.

Вариант 3  Индивидуально, на кого укажет воспитатель.

Петрушка :                                                                                          Дети:

На солнышке грелся черноухий котено…                                            к

На него смотрел белолапый щено…                                                      к

Охотники развели в лесу косте..                                                             р

Ученик держал в руке каранда….                                                           ш

Малыш попросил маму купить красный ша…                                      р

В зоопарке жили:

Сло..                                                                                                           н

Бегемо..                                                                                                      т

Крокоди..                                                                                                   л   и т. д.

 

41. «Какое слово задумано?»

 Цель: Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает звука последнего или первого.  Развивать у детей внимательно слушать взрослого. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Описание игры:

Вариант1  Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это …омашка». Дети поправляют, воспитатель соглашается: «Я же так и говорю - ..омашка». дети произносят слово с усиленным звуком р: «рррромашка. «Почему у меня получается не так?» - «Вы не говорите звук р, пропускаете его», - объясняют дети. Воспитатель показывает остальные картинки без первого звука (..люч, ..нига, ..тол, ..веток, ..каф). Это упражнение можно провести без показа картинки. Дети отгадывают, какое это слово: рак, лак, бак, мак.

Вариант 2.  «Какой звук потерялся?» «Подготовлен …амолет, он отправится в ..олет»

«Наша Таня ..ромко плачет, ….ронила в речку мячик», в каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите его. Дети восстанавливают пропущенные звуки. при проведени упражнения можно использовать двустишия, загадки несложные стихотворные тексты.

 

 

 

 

42. «Слова длинные и короткие»

 Цель: Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова. Развивать у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности; показать им, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго; в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше.

Вариант 1  «Кто найдет короткое слово?» Короткие слова: он, ау, сыр, чай, мак, рак, жук, дом, сом, кит, кот.

Вариант 2  «Слово можно прошагать» Воспитатель говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Слово – суп – один шаг (короткое слово); дорога – три шага (длинное слово) и т. д.

 

 

43.  «Кто как передвигается?»

 Цель: Учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени. Развивать у детей умение изображать животных, птиц, насекомых в движениях.

Описание игры: Педагог показывает изображение животных, птиц, насекомых и спрашивает как они передвигаются.

 

44. «Один – много»

 Цель: Учить детей различать понятия «один-много»; учить преобразовывать существительные в единственном и множественном числе. Развивать у детей умение называть предметы во множественном числе.

Описание игры: Воспитатель показывает картинки (по лексической теме). «Я назову  один предмет, а вы много (наоборот)».

 

45. «Что для чего?»

 Цель: Учить детей в  словообразовании  существительных.  Развивать умение называть где хранятся предметы.

Описание игры: Воспитатель предлагает назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло); где хранятся эти предметы? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице) и т. д.

 

46. «Назови ласково»

 Цель:  Учить детей называть слова ласково. Развивать у детей умении в  словообразовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

Описание игры: В гости приходит кукла. Как ее можно назвать ее ласково, если она маленькая? (куколка) Используемые слова: (стол, шкаф, стул, ваза, салфетка, тарелка, ложка, вилка, огурец, помидор и т.д.).

 

47. « Чей хвост, чья голова?»  

 Цель: Учить детей в  умении пользоваться простым распространенным  предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже; притяжательного наклонения.

Развивать умение называть части тела животных.

Описание игры: Педагог показывает детям картинки, и просит назвать, чей хвост или чья голова.

 

48. «  Мой, моя, мое»

 Цель: Учить детей различать род притяжательных местоимений. Развивать умение сочетать местоимение с существительными.

Описание игры: Воспитатель показывает детям предметы и картинки, и спрашивает «Про что можно сказать мой?» (мой – мяч, стол, конструктор, пенал, велосипед и т.д.)

Аналогично с местоимениями «мое», «моя».

 

49. « Чье это жилище?»

 Цель: Учить детей пользоваться притяжательными прилагательными. Развивать у детей умение называть жилища животных.

Описание игры: На доске картинки. Слева – изображающие жилище животных, с право – изображение животных (не у своих жилищ).

Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища. Перед выполнением этого задания, дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.

50. «Путаница»

 Цель: Учить детей употреблять существительные в родительном падеже. Развивать умение внимательно слушать воспитателя.

Описание игры:

 Вариант 1  Дети разбирают конверты с деталями одежды и собирают детали в единое целое.

Вариант 2  «Назови правильно листья и назови дерево»Дети определяют, с какого дерева у них оказался листочек, назвать лист и назвать дерево.

51. «Из чего сделано?»

Цель:   Учить детей употреблять существительное в родительном падеже. Развивать у детей умение в описании предмета. Воспитывать у детей внимание.

Описание игры: Воспитатель демонстрирует детям предмет, дает этот предмет в руки и спрашивает: «Из чего сделан этот предмет?» Значит он какой?                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения в коррекции речи детей среднего дошкольного возраста

Решение задач, связанных с обучением родному языку и развитием речи детей среднего дошкольного возраста, проводится по следующим направлениям: звукопроизношение и развитие фонематического слуха,...

«Сборник игр и упражнений для развития речи детей среднего дошкольного возраста».

Основная задача данных игр: способствовать  развитию речи дошкольников.В среднем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в речевом развитии ребёнка: обогащается словарь, совершенств...

Сборник дидактических игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста

Сборник дидактических игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста...

Игры и упражнения по развитию речи детей среднего дошкольного возраста

Предложенные упражнения, игры, занятия по развитию всех сторон речи: связной, лексической, грамматической, звуковой культуры речи — во взаимосвязи с развитием связной монолог...

Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....

Опыт работы «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через игровые упражнения с песком».

Опыт работы«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через игровые упражнения с песком».Большой вклад в развитие «песочной игры» внесли отечественные педагоги Санкт-Пе...

План работы по самообразованию на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах использования пальчиковых игр в развитии речи детей среднего дошкольного возраста....