Создание компьютерных дидактических игр для дошкольников по обучению грамоте и коррекции звукопроизношения
проект по развитию речи
Аннотация проекта:
Данный проект разработан для педагогов ДОУ. Он может быть использован в обучении грамоте, автоматизации звуков.
Главным в проекте является подбор занимательной информации на изучаемую букву, где включены анимационные эффекты, ребусы, способствующие переключению внимания детей и более эффективному использованию времени занятия.
Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала, развивает индивидуальные способности каждого ребенка в отдельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор проекта: учитель-логопед Курбатова Н.М. Руководитель проекта: старший воспитатель Аркадьева И.В. Город: Якутск Место проведения: МБДОУ Д/с № 52 «Белочка», группа компенсирующей направленности для детей с ТНР Адрес организации: г. Якутск, ул. _____, ______, телефон: __________ Участники проекта: педагоги и дети старшего дошкольного возраста Возраст детей: 5-7 лет. Вид проекта: исследовательско-творческий , долгосрочный Сроки реализации: 2020 – 2021 год Образовательные области: с оциально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие
Аннотация проекта: Данный проект разработан для педагогов ДОУ. Он может быть использован в развитии лексико-грамматического строя речи, обучении грамоте, автоматизации звуков. Главным в проекте является подбор занимательной информации на изучаемую тему, где включены анимационные эффекты, ребусы, способствующие переключению внимания детей и более эффективному использованию времени занятия. Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала, развивает индивидуальные способности каждого ребенка в отдельности.
Актуальность выбранной темы на современном этапе является очевидной с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор педагогам для новшеств и внедрения в жизнь собственных идей. Одним из доступных средств, позволяющих педагогу активизировать пассивных детей, является компьютер. Творческий подход к занятию с применением ИКТ способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала, расширению словарного запаса, развитию речи воспитанников, заучиванию новых букв. Кроме того, занятие, подготовленное с использованием ИКТ, вызывает только положительные эмоции.
Повышение качества обучения через использование цифровых образовательных ресурсов. Цель проекта : Повышение мотивации детей старшего дошкольного возраста к обучению. Развитие речевой компетентности детей. Создание банка цифровых образовательных ресурсов к занятиям по развитию лексико-грамматического строя, обучению грамоте, включающих систему упражнений для эффективного запоминания букв, а так же по коррекции звукопроизношения . Задачи проекта :
Проект предполагает создание : условий для интеллектуального развития дошкольников; интеграции образовательного процесса; электронных учебников для обучения детей дошкольного возраста; медиотеки компьютерных игр развивающего характера; учебно - методических пособий на цифровых нросителях "копилки" педагогического опыта интеграции образовательного процесса, разработки программы обучения детей дошкольного возраста.
Содержание проекта: Данная работа представляет собой авторские разработки презентаций занятий, ребусов на изучаемую тему, подборка картинного материала, стихов, загадок. Проведение занятий в нетрадиционной форме с использованием данных разработок направлено на изучение новой буквы, на коррекцию звукопроизношения, автоматизацию поставленных звуков, основных видов речевой деятельности, формированию мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативе дошкольника. С применением ИКТ дети с нетерпением ждут следующего занятия.
Ожидаемый результат: Компьютерные дидактические игры для дошкольников на развитие всех компонентов речи. Использование ИКТ в ДОУ позволят: - сделать занятие эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; - сокращению времени для контроля и проверки знаний детей; - активизировать познавательную деятельность дошкольников; - проводить занятия на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); - индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания.
Привлечение родителей к поиску информации из различных источников о букве, звуке, стихи, загадки, ребусы, рисунки, сказки. Подбор, иллюстраций. Предварительная работа. Повторение пройденного материала, подбор картинок с изображением различных предметов. Заучивание стихов, упражнений на координацию речи с движением, развитие чувства рифмы, ритмического слуха, интонационно-выразительной речи. Сотрудничество с родителями:
Краткое содержание проекта: II этап. Основной. Реализация проекта. I этап. Подготовительный. - Пополнение развивающей среды. - Подбор методической и художественной литературы по теме. - Разработка занятий. План-график осуществления проекта Оборудование. Диагностирующие материалы, методические материалы, компьютер , сканер , проектор, электронная доска, презентации, принтер, бумага.
№ Мероприятия Участники Сроки Подготовительный этап I Диагностика Старшие и подготовительная к школе группа Сентябрь II Определение проблемы, постановка цели. Воспитатели Октябрь Основной этап III Сбор информации и материалов для подготовки презентаций. Мастер - класс по созданию презентаций. Воспитатели Ноябрь Обмен опытом в секторе МО учителей-логопедов . Логопеды и воспитатели сектора Декабрь Обмен опытом на республиканском семинаре учителей-логопедов и воспитателей по теме: "Использование наглядно-дидактических пособий в коррекционной работе с детьми, с нарушениями речи» Логопеды, воспитатели, специалисты ДОУ города и республики 26 января 2021 г. Конкурс рисунков «На что похожа буква?» Дети посещающие логопункт Октябрь-март Сочинение мини - сказок на лексические темы: «Дикие животные наших лесов», «Перелетные птицы». Родители и дети посещающие логопункт Март - май IV Создание отдельных блоков презентаций с использованием собранных материалов. Учитель - логопед Сентябрь- май Итоговый этап V Широкое использование созданных материалов. Учитель-логопед, воспитатели, педагоги ДОУ Октябрь - май VI Проведение диагностики Учитель - логопед Май
Преимущества использования ИКТ на занятиях : - повышение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; - позволяет использовать большой объем учебного материала; развивает речевые компетентности детей. В результате использования предложенных материалов педагог может: - организовать и провести интересные занятия для старших дошкольников в нетрадиционной форме; - поддерживать на занятии атмосферу оживленного общения; - сэкономить время педагога для подготовки к занятию. I I I этап. Заключительный. Результативность
Продукт проектной деятельности: Обмен опыта на городском МО учителей-логопедов . Распространение опыта на республиканском семинаре учителей-логопедов и воспитателей по теме: "Использование наглядно-дидактических пособий в коррекционной работе с детьми, с нарушениями речи» Пополнение развивающей среды: В нашем детском саду создать компьютерно-игровой комплекс, подобрать и проанализировать коллекции компьютерных игр, разработать систему групповых занятий с их использованием. Для каждой компьютерной игры рекомендуется составить “Паспорт”, в котором отразить все мини-игры с описанием необходимых игровых действий, задачами, которые помогает решить данная мини-игра и возможностями ее использова ния.
Предварительный просмотр:
Проект
Создание компьютерных дидактических игр для дошкольников
по обучению грамоте и коррекции звукопроизношения
- Автор проекта: учитель-логопед Курбатова Н.М.
- Руководитель проекта: Старший воспитатель Аркадьева И.В.
- Город Якутск
- Место проведения: МБДОУ Д/с № 52 «Белочка», группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
- Адрес организации: г. Якутск, ул. ______________, телефон: ______________
- Участники проекта: педагоги и дети старшего дошкольного возраста
- Возраст детей: 5-7 лет.
- Вид проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный
- Сроки реализации: 2019 – 2022 год.
- Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, музыка.
- Аннотация проекта:
- Данный проект разработан для педагогов ДОУ. Он может быть использован в обучении грамоте, автоматизации звуков.
- Главным в проекте является подбор занимательной информации на изучаемую букву, где включены анимационные эффекты, ребусы, способствующие переключению внимания детей и более эффективному использованию времени занятия.
- Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала, развивает индивидуальные способности каждого ребенка в отдельности.
- Актуальность
- выбранной темы на современном этапе является очевидной с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор педагогам для новшеств и внедрения в жизнь собственных идей.
- Одним из доступных средств, позволяющих педагогу активизировать пассивных детей, является компьютер.
- Творческий подход к занятию с применением ИКТ способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала, расширению словарного запаса, развитию речи учащихся, заучиванию новых букв. Кроме того, занятие, подготовленное с использованием ИКТ, вызывает только положительные эмоции.
- Цель проекта:
Повышение качества обучения через использование цифровых образовательных ресурсов.
- Задачи проекта:
- Повышение мотивации детей старшего дошкольного возраста к обучению.
- Развитие речевой компетентности детей.
- Создание банка цифровых образовательных ресурсов к занятиям по обучению грамоте, включающих систему упражнений для эффективного запоминания букв, а так же по коррекции звукопроизношения.
Проект «Создание компьютерных дидактических игр для дошкольников по обучению грамоте и коррекции звукопроизношения» предполагает создание:
- условий для интеллектуального развития дошкольников;
- интеграции образовательного процесса;
- электронных учебников для обучения детей дошкольного возраста;
- медиотеки компьютерных игр развивающего характера;
- учебно - методических пособий на компакт-дисках
- "копилки" педагогического опыта интеграции образовательного процесса,
- разработки программы обучения детей дошкольного возраста.
- Содержание проекта:
Данная работа представляет собой авторские разработки презентаций занятий, ребусов на изучаемую букву, звук, подборка материалов «на что похожа буква», стихи. Проведение занятий в нетрадиционной форме с использованием данных разработок направлено не только на изучение новой буквы, но и на коррекцию звукопроизношения, автоматизацию поставленных звуков, основных видов речевой деятельности, формированию мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативе школьника.
С применением ИКТ дети с нетерпением ждут следующего занятия.
- Ожидаемый результат:
Компьютерные дидактические игры для дошкольников на все звуки и буквы
Использование ИКТ в ДОУ позволят:
- сделать занятие эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
- сокращению времени для контроля и проверки знаний детей;
- активизировать познавательную деятельность дошкольников;
- проводить занятия на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания.
- Предварительная работа. Повторение пройденного материала (Согласные и гласные звуки), игра «Составь слоги правильно», подбор картинок с изображением различных предметов. Заучивание стихов о буквах, упражнений на координацию речи с движением, развитие чувства рифмы, ритмического слуха, интонационно-выразительной речи.
- Сотрудничество с родителями: Привлечение родителей к поиску информации из различных источников о букве, звуке: стихи, загадки, ребусы, рисунки, сказки. Подбор, иллюстраций.
- Краткое содержание проекта:
I этап. Подготовительный.
- Пополнение развивающей среды.
- Подбор методической и художественной литературы по теме.
- Разработка занятий.
II этап. Основной. Реализация проекта.
План-график осуществления проекта
№ | Мероприятия | Участники | Сроки | |
Подготовительный этап | ||||
I | Диагностика | Старшие и подготовительная к школе группа | Сентябрь | |
II | Определение проблемы, постановка цели. | Воспитатели | Сентябрь | |
Основной этап | ||||
III | Сбор информации и материалов для подготовки презентаций. | |||
Мастер – класс по созданию презентаций. | Воспитатели | Октябрь | ||
Обмен опытом на кустовом МО логопедов. | Логопеды и воспитатели куста | Ноябрь 2013 г | ||
Обмен опытом на республиканском семинаре учителей-логопедов и воспитателей по теме: "Использование наглядно-дидактических пособий в коррекционной работе с детьми, с нарушениями речи» | Логопеды, воспитатели, специалисты ДОУ города и республики | 6-7 февраля 2014г. | ||
Конкурс рисунков «На что похожа буква?» | Дети посещающие логопункт | Октябрь-март | ||
Сочинение мини - сказок на изученную букву. | Родители и дети посещающие логопункт | Март - май | ||
IV | Создание отдельных блоков презентаций с использованием собранных материалов. | Учитель - логопед | Сентябрь- май | |
Итоговый этап | ||||
V | Широкое использование созданных материалов. | Учитель-логопед, воспитатели, педагоги ДОУ | Октябрь февраль | |
VI | Проведение диагностики | Учитель - логопед | Май |
Оборудование. Диагностирующие материалы, методические материалы, компьютер, сканер, цифровой фотоаппарат, проектор, экран, презентации, принтер, бумага.
III этап. Заключительный.
- Результативность
Преимущества использования ИКТ на занятиях по обучению грамоте и коррекции звукопроизношения:
- повышение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
- позволяет использовать большой объем учебного материала;
- развивает речевые компетентности детей.
В результате использования предложенных материалов педагог может:
- организовать и провести интересные занятия для старших дошкольников в нетрадиционной форме;
- поддерживать на занятии атмосферу оживленного общения;
- сэкономить время педагога для подготовки к занятию.
Анализируя работу над проектом «Создание компьютерных дидактических игр для дошкольников по обучению грамоте и коррекции звукопроизношения», можно сказать, что проект:
- актуален для модернизации ДОУ;
- востребован педагогами ДОУ и города;
- результативен – учитель-логопед делятся опытом работы на республиканском семинаре учителей-логопедов и воспитателей по теме: "Использование наглядно-дидактических пособий в коррекционной работе с детьми, с нарушениями речи»
- продуктивен – возможность использования методических материалов на занятиях (презентации, ребусы, стихи, загадки, сказки, рисунки).
Вместе с положительными моментами выявлен ряд проблем:
- отсутствие технического оснащения в группах ДОУ;
- ограничен доступ Интернет ресурсов.
- Продукт проектной деятельности:
- 2018 г. Распространение педагогического опыта работы среди участников Школы молодого логопеда» «НОД по автоматизации звука «Л» с применением триггера PowerPoint» . Сертификат
- 2018 г. Фестиваль мастер-классов «35 лет – с Юбилеем, Ласточка!» «Открытый показ мастер-класса для педагогов ДОО». Сертификат
- 2019 г. II летняя методическая школа педагогических работников РС (Я) «Импульс» Авторские, наглядно-дидактические игр для детей дошкольного возраста по развитию лексико-грамматического строя речи, обучению грамоте и коррекции звукопроизношения. Сертификат. МКУ «Вилюйское улусное управление образованием», Министерство образования и науки РС (Я), Академия наук РС (Я)
- 2019 г. Авторский семинар для учителей-логопедов «Применение компьютерных технологий в коррекционной логопедической работе». Мастер-класс «Применение триггера в создании дидактических электронных пособий». Сертификат
- 2019 г. Курсы в ДПО ИРО и ПК им. С.Н, Донского – II «Компьютерные дидактические игры для формирования слоговой структуры слова». Сертификат
- 2021 г. Педагогические чтения посвященные 40-летию ДОУ. Проект
- «Создание компьютерных дидактических игр для дошкольников по развитию лексико-грамматического строя речи, обучению грамоте и коррекции звукопроизношения». Диплом
- 2021 г. Логопедический месячник «Развитие фонематических процессов у детей ст. дошкольного и мл. школьного возраста посредствам пособий и дидактических игр» «Сборник электронных дидактических игр на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста». Справка
- 2021 г. Семинар «Развитие фонематических процессов у детей ст. дошкольного и мл. школьного возраста посредствам пособий и дидактических игр». «Сборник электронных дидактических игр на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста». Сертификат
- 2021 г. Республиканское мероприятие, посвященное Дню воспитателя и дошкольного работника в РС(Я). «Использование игрового оборудования «Ожившие картинки» в совместной работе воспитателя и логопеда с детьми в группе компенсирующей направленности». Сертификат
- 2021 г. Региональная научно-практическая конференция «Родной язык – дыхание души ребенка». «Интерактивные игры как инструмент учителя-логопеда в развития речи детей дошкольного возраста». Сертификат
- Пополнение развивающей среды:
- В нашем детском саду создать компьютерно-игровой комплекс, подобрать и проанализировать коллекции компьютерных игр, разработать систему групповых занятий с их использованием.
- Для каждой компьютерной игры мы рекомендуем составить “Паспорт”, в котором отразить все мини-игры с описанием необходимых игровых действий, задачами, которые помогает решить данная мини-игра и возможностями ее использования.
Мною были составлены электронные пособия для воспитателей и воспитанников:
- Авторские компьютерные игры и дидактические пособия:
- Дидактические пособия: «Рычалки в словах, в стихах и загадках», «Звуки [З], [З'] и буква Зз», «Звуки [Л], [Л'] и буква Лл», «Звуки [Р], [Р'] и буква Рр», «Звуки [С], [С'] и буква Сс», «Дифференциация звуков [С-З]», «Дифференциация звуков [С-Ш]», «Дифференциация звуков [Ш-Ж]».
- Интерактивные игры: «Формирование слоговой структуры слова», «Развитие логического мышления», «Сборник игр на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста».
- Интегрированные занятия: «Дикие животные наших лесов», «Мой веселый мяч», «Моя родина Россия», «Моя Якутия», «Мульти-пульти викторина», «Одежда», «Путешествие в Африку», «Спасли ежа», «В гости к Каркуше», «Наша родина - Россия», «Комнатные растения», «Труд на селе зимой», «Москава – столица России», «Столица Якутии – мой город Якутск»
- Презентаци: «Обучаем детей связной речи», «Использование тематической картотеки физминуток в совместной работе логопеда и педагогов ДОУ по коррекции речи детей», «Содержание коррекционно-логопедической работы в рамках ФГОС», «Нормы развития речи и диагностика», «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения», «Дыхательная гимнастика», «Роль системного подхода в логопедической работе для воспитания здорового дошкольника», «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ОНР», «Здоровье сберегающие технологии логопеда», «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики», «Мониторинг. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями», «Применение компьютерных технологий в коррекционной логопедической», «Развитие творческих способностей дошкольников», «ФЭМП в логопедической работе», «Особенности современных форм и методов по развитию речи в условиях ФГОС ДО»
- Проекты
- «Кошка – домашнее животное». Дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах
- «Моя семья»
- «Создание компьютерных дидактических игр для дошкольников по обучению грамоте и коррекции звукопроизношения»
- «Звуки [Р], [Р'] и буква Рр»
- «Сказка о Веселом Язычке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерная презентация к занятию по обучению грамоте "Поможем Регеко"
презентация является приложением к занятию по обучению грамоте "Поможем Регеко"...
Консультация"Игры и музыкально-ритмические упражнения для детей-дошкольников,способствующие развитию речи и коррекции звукопроизношения"
Консультация для педагогов....
Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа
Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа...
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения...
Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа
Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа...
Компьютерно - обучающие игры для старших дошкольников при обучении грамоте
В работе представлена презентация и краткое описание содержание слайдов:задачи старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте. методическое пособие, используемое на занятиях и подробн...