работа с текстом
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Скорочтение.Правила работы с текстом, анализа текста и запоминания в скорочтении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_raboty_s_tekstom_analiza_teksta_i_zapominaniya_v_skorochtenii._razmetka_teksta.docx | 10.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Скорочтение
Правила работы с текстом, анализа текста и запоминания в скорочтении. Разметка текста.
Алгоритм быстрого чтения – это определенный метод работы с текстом и его структурирование. Он необходим для того, чтобы прочитанный материал не просто находился в смешанной «куче» знаний, которые быстро забываются, а чтобы он структурировался во время прочтения и запоминался.
Можно выделить несколько блоков, которые нам необходимы для работы с текстом.
Первое знакомство с текстом надо начинать с анализа его названия. Уже из названия текста можно сделать вывод о тематике текста и об отношении автора к теме текста.
Например, название текста «толстокожие неженки» отражает основное содержание последующего текста о буйволах. Автор отражает с помощью названия противоречивую натуру этих животных. В чем-то они грубые,
«непробиваемые», но есть и моменты, когда они проявляют себя с нежной ранимой стороны.
Второй параметр, на который необходимо обратить внимание при чтении теста – его автор. Например, если автор текста нам известен, возможно, мы знаем и другие произведения автора и сможем дополнить информацию, изложенную в тексте, иными фактами из нашей памяти, связанными с данным автором.
Третий параметр, который необходимо выделить – это факты.
Правильное структурирование фактических данных – залог хорошего запоминания текста. Когда Вам попадается факт, его необходимо подчеркнуть только в том случае, если этот факт пригодится Вам для цели, ради которой Вы изучаете этот текст.
Следующий блок – это действие. Действие необходимо отмечать и структурировать, создавая последовательную цепочку действий для их лучшего запоминания.
Последний блок – это основная мысль. Её необходимо подчеркивать только в том случае, если она озвучивается автором в тексте. Если же прямого указания на неё в тексте нет и читатель должен самостоятельно вывести её, проанализировав текст, ничего подчеркивать не нужно.
В таблице ниже представлены данные, которые помогут слушателям отнести к той или иной категории прочитанное.
1. | Название | Каждая книга, статья, рассказ, имеют свое название |
2. | Автор | Это человек, который придумал и написал книгу, статью, рассказ. Автор всегда указывается в начале или конце текста |
3. | Факты | Фамилии, географические данные (названия стран, городов, рек, гор и т.д.), различные количественные данные (мера веса, длина, высота, ширина и т.д.) |
4. | Действия | Какие действия совершают герои прочитанных произведений, какие события там происходят |
5. | Основное содержание прочитанного | Излагается своими словами. Это краткий пересказ (одним – двумя предложениями) основного смысла содержания текста. Необходимо указать главных действующих лиц или главное событие, о котором идет речь. Указать время и место действия, если в тексте об этом упоминается |
Для разметки блоков в тексте необходимо использовать указанные цвета и всегда придерживаться этих цветов.
Итак, название мы отмечаем оранжевым цветом Автора –синим
Факты – желтым Действия – зеленым
Основную мысль (если она указана в тексте) - красным
Таким образом, после правильной разметки текста должны остаться подчеркнутыми цветные фрагменты, с помощью которых ученику будет очень легко пересказать текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия на тему "Знакомство с правилами построения рассказа" (работа с текстом цепной структуры)
Конспект логопедического занятия по развитию связной повествовательной речи...
Для родителей - Примерный вариант работы с текстом для пересказа
Консультация...
Цепные и радиальные тесты для пересказа, с опорой на словарь по лесическим темам. Ативизация словаря признаков, наречий, антонимов. Алгоритм работы над текстом в группах компенсирующей направленности (подготовительной)
Материал содержит примеры текстов для пересказа, созданных с опорой на лексические темы. Приведены радиальные и цепные тексты, а также алгоритм работы по подготовке к пересказу. Тексты можно испо...
Работа с текстами цепной, параллельной организации с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи
В статье рассказывается об особенностях организации совместной деятельности воспитателей и логопеда в коррекционных группах детского сада для детей с нарушением речи....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ " РАБОТА С ТЕКСТОМ"
2 слай. Работа с текстом традиционно понимается способность воспроизводить содержание текста, делить его на законченные части, выделять в них главный смысл всего текста в целом, то есть понимат...
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позво...
Е.В.Мазанова Учусь работать с текстом
Альбом упражнений по коррекции дисграфии...